• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа на Соловках: как сформировать будущее

Высшая школа экономики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) провела первую летнюю школу «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».

В летней школе приняли участие 40 студентов и 19 преподавателей (17 и 7 соответственно от ВШЭ). Со стороны Вышки школа проводилась совместными усилиями московского и санкт-петербургского кампусов, поэтому первый, так называемый установочный день прошел в Санкт-Петербурге, где участники прослушали несколько вводных лекций, а также посетили Музей политической истории, Музей истории религии, Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий. Основная же часть программы Летней школы проходила на Соловецких стровах.

Острова являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и одновременно это территория, где решение любого вопроса требует нахождения компромисса между различными заинтересованными сторонами — администрацией, местными жителями, насельниками монастыря, представителями бизнеса, туристами. Участие в летней школе социологов, историков, менеджеров, экономистов, психологов, специалистов медиа и бизнес-информатики, учащихся магистерских программ по управлению образованием и измерениям в психологии и образовании (а со стороны САФУ — также биологов, физиологов, химиков) позволило объединить знания и практические навыки из разных областей знаний для решения непростных управленческих задач, связанных с разработкой стратегии развития Соловков.

Наиболее важной составляющей программы школы стали занятия, в ходе которых разрабатывались конкретные проекты по пяти направлениям: «Экономика и туризм», «Общество», «Инфраструктура», «Природа и экология», «Образование». Участники школы учились использовать в работе современные методологии форсайт-исследований, включенного наблюдения, экспертных опросов, конткент-анализа документов, целеполагания и стратегического планирования, изучения источников и архивов, полевых исследований биоресурсов (анализ почвы, воды). Проектная работа проходила в смешанных командах, объединивших студентов разных специальностей под руководством модераторов — преподавателей ВШЭ и САФУ. Эти занятия сочетались с лекциями по истории и сакральности, биологическому разнообразнию Соловков, экологической истории и истории соперничества в Арктике.

Эта летняя школа — редкий междисциплинарный синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер

В свободное от занятий время участники летней школы смогли познакомиться с природой и достопримечательными местами Соловков — ансамблем Соловецкого монастрыря, историческими памятниками на горе Секирной и Заяцком острове, биостанцией на мысе Белужьем. Интересным дополнением программы стало участие в мастер-классах по традиционным северным ремеслам — Мезенской росписи, керамике, росписи северных пряников-козуль.

Поскольку для разработки серьезных планов развития, включающих, в том числе, финансово-экономические обоснования, требуется время, совместная проектная деятельность студентов ВШЭ и САФУ будет продолжена. Ожидается, что защиты финальных проектных идей состоятся в октябре этого года в Архангельске с участием представителей Правительства Арханельской области и Агентства по развитию Соловецкого архипелага. У актуальных, хорошо проработанных и обоснованных проектов есть все шансы стать частью государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага Архангельской области (2014-2019 годы)», Комплекса организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденного Правительством РФ, а также быть учтенными при доработке Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия.

Впечатления участников Летней школы

Татьяна Мешкова, директор Центра ОЭСР-ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний: «Сегодня на Соловках, завтра — в России». Если эта соловецкая пословица работает, то за будущее нашей страны не стоит беспокоиться. На Соловках мы старались совместными усилиями построить образ будущего не только конкретного места, но и страны в целом — страны, в которой все решения принимаются на основе открытого диалога, где есть место государственно-частному партнерству, где возможности международного сотрудничества используются как важный источник развития, где талантливая и неравнодушная молодежь готова работать на благо своей родины».

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: «Уникальность территории, истории и современного развития Соловецкого архипелага позволила участникам летней школы приобрести опыт «осознания места», понять необходимость мультидисциплинарного подхода при принятии любых управленческих решений, прочувствовать важность каждого шага. Подготовленные проекты действительно имеют шанс воплощения в жизнь, и это еще один важный результат школы».

Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: «Эта летняя школа — полезный опыт сотрудничества студентов из разных университетов, отличный пример студенческой дружбы, и то место, в котором проходила школа, как нельзя лучше повлияло на сплочение и работоспособность участников».

Ирина Сивоброва, заместитель директора по научной работе Высшей школы экономики и управления САФУ: «Перед нами стояли сложные задачи, но мы справились. Я как куратор группы «Инфраструктура» осталась довольна деятельностью ее участников. Я познакомилась с умными ребятами, которые нестандартно мыслят и придумывают интересные проекты».

Анастасия Капуза, студентка магистерской программы ВШЭ «Измерения в психологии и образовании»: «Самое важное достоинство этой летней школы — мы делали реальный проект. У нас была возможность не просто прикоснуться к наследию ЮНЕСКО, но и попытаться изменить Соловки к лучшему».

Игорь Чуб, доцент кафедры физиологии и морфологии человека САФУ: «Эта летняя школа — редкий междисциплинарный синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер. И я уверен, что студенты получили отличный опыт проведения полевых работ».

Дарья Крысанова, студентка бакалавриата ОП «Социология» санкт-петербургского кампуса ВШЭ: «Я горжусь, что мне удалось побывать там и что я смогла внести свою, пусть и малую, лепту в развитие местной инфраструктуры. Говорят, Соловки меняют людей, было бы хорошо, если бы это было истиной, но вряд ли с первого раза работает магия этого места. Конечно, я хочу побывать там еще. И конечно, я вернусь туда снова».

Александра Егоренко, студентка бакалавриата ОП «История» санкт-петербургского кампуса ВШЭ: «Я рада, что приняла участие в летней школе, которая разрабатывала практические вопросы развития территории. Во-первых, потому что эта проблема кажется мне действительно важной, и чувствовать свое участие в ее решении было приятно. Во-вторых, мы своими глазами могли увидеть то, что описывают нормативные и стратегические документы, пообщаться с местными жителями. К тому же, я уверена, что пребывание в столь особом месте само по себе является ценным опытом для каждого из нас. В-третьих, было здорово пообщаться с таким большим количеством новых людей, имеющих совершенно разные научные и личные интересы, но объединенных одной задачей».

Бидия Сокольвяк, студент магистерской программы «Управление в высшем образовании» ВШЭ: «Мои ожидания более чем оправдались. Мне удалось изучить современные практики стратегического и территориального планирования, познакомиться с уникальной природой и историей Соловков. Мы подготовили, в частности, предложения по совершенствованию местной системы образования, которые, надеюсь, будут использованы при корректировке Стратегии развития Соловецкого архипелага. Опыт и знания, приобретенные там, я постараюсь использовать при подготовке моей магистерской диссертации. И надеюсь, что летние школы на Соловках станут традиционными для Вышки».

Страница Летней школы ВКонтакте

Татьяна Мешкова, Екатерина Голенкова, участники Летней школы

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.