• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа на Соловках: как сформировать будущее

Высшая школа экономики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) провела первую летнюю школу «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».

В летней школе приняли участие 40 студентов и 19 преподавателей (17 и 7 соответственно от ВШЭ). Со стороны Вышки школа проводилась совместными усилиями московского и санкт-петербургского кампусов, поэтому первый, так называемый установочный день прошел в Санкт-Петербурге, где участники прослушали несколько вводных лекций, а также посетили Музей политической истории, Музей истории религии, Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий. Основная же часть программы Летней школы проходила на Соловецких стровах.

Острова являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и одновременно это территория, где решение любого вопроса требует нахождения компромисса между различными заинтересованными сторонами — администрацией, местными жителями, насельниками монастыря, представителями бизнеса, туристами. Участие в летней школе социологов, историков, менеджеров, экономистов, психологов, специалистов медиа и бизнес-информатики, учащихся магистерских программ по управлению образованием и измерениям в психологии и образовании (а со стороны САФУ — также биологов, физиологов, химиков) позволило объединить знания и практические навыки из разных областей знаний для решения непростных управленческих задач, связанных с разработкой стратегии развития Соловков.

Наиболее важной составляющей программы школы стали занятия, в ходе которых разрабатывались конкретные проекты по пяти направлениям: «Экономика и туризм», «Общество», «Инфраструктура», «Природа и экология», «Образование». Участники школы учились использовать в работе современные методологии форсайт-исследований, включенного наблюдения, экспертных опросов, конткент-анализа документов, целеполагания и стратегического планирования, изучения источников и архивов, полевых исследований биоресурсов (анализ почвы, воды). Проектная работа проходила в смешанных командах, объединивших студентов разных специальностей под руководством модераторов — преподавателей ВШЭ и САФУ. Эти занятия сочетались с лекциями по истории и сакральности, биологическому разнообразнию Соловков, экологической истории и истории соперничества в Арктике.

Эта летняя школа — редкий междисциплинарный синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер

В свободное от занятий время участники летней школы смогли познакомиться с природой и достопримечательными местами Соловков — ансамблем Соловецкого монастрыря, историческими памятниками на горе Секирной и Заяцком острове, биостанцией на мысе Белужьем. Интересным дополнением программы стало участие в мастер-классах по традиционным северным ремеслам — Мезенской росписи, керамике, росписи северных пряников-козуль.

Поскольку для разработки серьезных планов развития, включающих, в том числе, финансово-экономические обоснования, требуется время, совместная проектная деятельность студентов ВШЭ и САФУ будет продолжена. Ожидается, что защиты финальных проектных идей состоятся в октябре этого года в Архангельске с участием представителей Правительства Арханельской области и Агентства по развитию Соловецкого архипелага. У актуальных, хорошо проработанных и обоснованных проектов есть все шансы стать частью государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага Архангельской области (2014-2019 годы)», Комплекса организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденного Правительством РФ, а также быть учтенными при доработке Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия.

Впечатления участников Летней школы

Татьяна Мешкова, директор Центра ОЭСР-ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний: «Сегодня на Соловках, завтра — в России». Если эта соловецкая пословица работает, то за будущее нашей страны не стоит беспокоиться. На Соловках мы старались совместными усилиями построить образ будущего не только конкретного места, но и страны в целом — страны, в которой все решения принимаются на основе открытого диалога, где есть место государственно-частному партнерству, где возможности международного сотрудничества используются как важный источник развития, где талантливая и неравнодушная молодежь готова работать на благо своей родины».

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: «Уникальность территории, истории и современного развития Соловецкого архипелага позволила участникам летней школы приобрести опыт «осознания места», понять необходимость мультидисциплинарного подхода при принятии любых управленческих решений, прочувствовать важность каждого шага. Подготовленные проекты действительно имеют шанс воплощения в жизнь, и это еще один важный результат школы».

Евгений Плисецкий, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: «Эта летняя школа — полезный опыт сотрудничества студентов из разных университетов, отличный пример студенческой дружбы, и то место, в котором проходила школа, как нельзя лучше повлияло на сплочение и работоспособность участников».

Ирина Сивоброва, заместитель директора по научной работе Высшей школы экономики и управления САФУ: «Перед нами стояли сложные задачи, но мы справились. Я как куратор группы «Инфраструктура» осталась довольна деятельностью ее участников. Я познакомилась с умными ребятами, которые нестандартно мыслят и придумывают интересные проекты».

Анастасия Капуза, студентка магистерской программы ВШЭ «Измерения в психологии и образовании»: «Самое важное достоинство этой летней школы — мы делали реальный проект. У нас была возможность не просто прикоснуться к наследию ЮНЕСКО, но и попытаться изменить Соловки к лучшему».

Игорь Чуб, доцент кафедры физиологии и морфологии человека САФУ: «Эта летняя школа — редкий междисциплинарный синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер. И я уверен, что студенты получили отличный опыт проведения полевых работ».

Дарья Крысанова, студентка бакалавриата ОП «Социология» санкт-петербургского кампуса ВШЭ: «Я горжусь, что мне удалось побывать там и что я смогла внести свою, пусть и малую, лепту в развитие местной инфраструктуры. Говорят, Соловки меняют людей, было бы хорошо, если бы это было истиной, но вряд ли с первого раза работает магия этого места. Конечно, я хочу побывать там еще. И конечно, я вернусь туда снова».

Александра Егоренко, студентка бакалавриата ОП «История» санкт-петербургского кампуса ВШЭ: «Я рада, что приняла участие в летней школе, которая разрабатывала практические вопросы развития территории. Во-первых, потому что эта проблема кажется мне действительно важной, и чувствовать свое участие в ее решении было приятно. Во-вторых, мы своими глазами могли увидеть то, что описывают нормативные и стратегические документы, пообщаться с местными жителями. К тому же, я уверена, что пребывание в столь особом месте само по себе является ценным опытом для каждого из нас. В-третьих, было здорово пообщаться с таким большим количеством новых людей, имеющих совершенно разные научные и личные интересы, но объединенных одной задачей».

Бидия Сокольвяк, студент магистерской программы «Управление в высшем образовании» ВШЭ: «Мои ожидания более чем оправдались. Мне удалось изучить современные практики стратегического и территориального планирования, познакомиться с уникальной природой и историей Соловков. Мы подготовили, в частности, предложения по совершенствованию местной системы образования, которые, надеюсь, будут использованы при корректировке Стратегии развития Соловецкого архипелага. Опыт и знания, приобретенные там, я постараюсь использовать при подготовке моей магистерской диссертации. И надеюсь, что летние школы на Соловках станут традиционными для Вышки».

Страница Летней школы ВКонтакте

Татьяна Мешкова, Екатерина Голенкова, участники Летней школы

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.