• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Развиваться легко, когда вокруг тебя талантливые увлеченные люди»

В «портфолио» математика Людмилы Егоровой — звание лучшего преподавателя по мнению студентов, исследование процессов на фондовой бирже и защита кандидатской диссертации в этом году. А началось все со случайно увиденного на сайте Вышки объявления о зимней школе бизнес-информатики в экономически сложном 2009 году. Как использовать кризис для профессионального роста, в чем неправ Нассим Талеб и зачем гуманитариям нужна математика, Людмила Егорова рассказала в интервью новостной службе ВШЭ.

Зимняя школа — новая жизнь

В кризисном 2009 году я заканчивала физико-математический факультет Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и пыталась понять, куда же идти работать, когда всех вокруг сокращают. В итоге решила, что в такой ситуации лучше сделать «долгосрочное вложение» — продолжить учиться, и стала подбирать магистратуру. Совершенно случайно, проглядывая сайты вузов, нашла вышкинский сайт. Мое внимание сразу привлекло объявление о зимней школе для поступающих в магистратуру — это были первые зимние школы Вышки. Вместе с подругой мы подали заявки на школу бизнес-информатики, где была заявлена прикладная математика, которая меня очень интересовала.

Несколько дней с утра и до позднего вечера мы встречались с преподавателями и руководством факультета бизнес-информатики, слушали их лекции и мастер-классы, рассказы о Вышке и магистерских программах. В первый же день мы все перезнакомились, пока проходили квест, решали логические загадки и пели песни под гитару после занятий. Вдохновляет, когда ты понимаешь, что у тебя есть шанс учиться в современным вузе, занимающимся важными научными задачами и дающим серьезное образование.

На школе мне запомнилась презентация о применении математических моделей в различных областях, например, в политологии. До сих пор помню графики, показывающие изменение позиций различных политических партий в Государственной Думе с течением времени. Это была математика в ее приложении к реальным задачам — именно то, чем я хотела заниматься. К концу недели я уже точно понимала, что хочу учиться именно в Вышке, и решила попробовать поступить по олимпиаде. У меня все получилось и новый учебный год я начала в статусе студента магистратуры.

В этом сезоне зимняя школа по бизнес-информатике в составе зимней школы факультета бизнеса и менеджмента будет проходить с 29 января по 2 февраля. Регистрация открыта до 20 декабря.

Черные лебеди Талеба

В самом начале первого учебного года к нам, первокурсникам магистратуры, пришел профессор Фуад Тагиевич Алескеров с рассказом о том, какими проектами он занимается и как мы можем к ним присоединиться. Мне он предложил заняться анализом поведения людей на бирже. Из этого выросла моя курсовая, а потом и дипломная работа, с этой же темой я поступала в аспирантуру (подробнее о результатах исследования Людмилы Егоровой можно прочитать на OPEC.ru).

Чтобы иметь положительный средний выигрыш на фондовом рынке, достаточно правильно распознавать с вероятностью чуть более 50 % обычные (некризисные) процессы

Все началось с книги известного финансиста Нассима Талеба «Черный лебедь под знаком непредсказуемости». Талеб пишет, что вместо того, чтобы считать копейки, зарабатывая на маленьких движениях фондового рынка, нужно ждать кризисов и получать огромные деньги на крушении рынка. Он убежден, что именно непредсказуемые события, которые он называет «черными лебедями», — источник успеха, двигатель развития истории и отдельного человека, следовательно, правильная стратегия — постоянно ожидать кризиса и готовиться к нему.

Фуад Тагиевич рассказывал, в чем Талеб ошибается, и предложил проверить на реальных данных другую математическую модель. Представьте, что процессы, происходящие на бирже, — это два типа случайных процессов, один из которых (обычный) происходит часто, а другой (кризис) — редко. Мы рассчитали средний выигрыш при различных вероятностях правильного распознавания этих процессов и оценили параметры модели на реальных биржевых процессах. И оказалось, что для того, чтобы иметь положительный средний выигрыш на фондовом рынке, достаточно правильно распознавать с вероятностью чуть более 50 % обычные (некризисные) процессы. Значит, получать прибыль на фондовом рынке можно не только в период кризисов, главное — анализ регулярных процессов на финансовом рынке и принятие решений исходя из прогнозов по этим процессам.

И еще: что значит — постоянно готовиться к кризису в обычной жизни? Каждый день бояться, что сломается ваша машина, что остановится метро, что вам на голову может упасть кирпич — и быть всегда настороже и наготове к любым неприятностям и неожиданностям? Я бы так точно не смогла. Мне кажется, что постоянное ожидание кризисов несовместимо с нормальной человеческой психикой и мало что может дать в финансовом плане. Сам Талеб сейчас не работает на фондовом рынке, он читает лекции, пишет книги. У меня такое ощущение, что его собственная стратегия оказалась стрессовой даже для него.

Математика и гендерные стереотипы

И в моем первом университете в специалитете, и здесь в Вышке в магистратуре соотношение девочек и мальчиков на курсе приблизительно было 50 на 50, так что я никогда не задумывалась о каких-то гендерных различиях в среде математиков, я их просто не чувствовала никогда. Не думаю, что способности к математике и логике зависят от пола. Мне кажется, что различия могут быть в дальнейшем — в аспирантуре, в научной деятельности, в карьере. Дело в том, что значительная часть семейных, бытовых и особенно детских проблем лежит на женщине. Поэтому после окончания университета у женщин остается меньше времени на учебу и карьеру.

Математика — это не страшно

Я преподаю разным студентам: как математикам и экономистам, так и гуманитариям, для которых высшая математика, мягко скажем, непрофильный предмет. И здесь, конечно, главная задача, объяснить, что математика — не просто технические вычисления, а, что, во-первых, это важно и полезно, и, во-вторых, несложно и нестрашно. Я довольно часто встречаюсь в среде гуманитариев с каким-то иррациональным ужасом перед математикой и полным неверием в свои силы, что мешает им заниматься. Хотя, например, философы очень хорошо схватывают математические идеи.

На семинаре по дифференциальным уравнениям мы вычисляли, за какое время компот, который Мишка из мультфильма «Маша и медведь» сварил для Маши, остынет до приемлемой температуры

Интересно, что при работе со студентами не-математиками важен язык для описания задания. Задача, изложенная сухим языком, не вызывает у них никакого желание ее решать, а необычные или жизненные формулировки находят значительно больший отклик у аудитории. Поразительно, но это действительно работает, у меня ребята на семинарах по многокритериальной оптимизации с трудом воспринимали определение оптимальности по Парето, но мгновенно соображали, какой обед выбрать в столовой, если оценивать его с точки зрения двух критериев — вкуса и полезности. Или на семинаре по дифференциальным уравнениям мы вычисляли, за какое время компот, который Мишка из мультфильма «Маша и медведь» сварил для Маши, остынет до приемлемой температуры. Такие задачи, пусть даже «игрушечные», становятся интереснее, не кажутся страшными и дают представление о том, зачем вводятся те или иные понятия и какие задачи в реальной жизни требуют использования того или иного подхода. Я стараюсь придумывать такие задачи в каждую тему, чтобы привлечь внимание студентов, но их назначение — научить ребят не бояться математики и, оттолкнувшись от таких задач с «наполнением», «перестроить» их на понимание общих, абстрактных математических идей и понятий.

Зачем человеку нужна математика

Математика — очень строгая и логичная наука, когда вы ее изучаете, вы учитесь рассуждать, анализировать, выводить одно утверждение из предыдущего. В геометрии, взяв несколько аксиом, вы можете построить целый мир, оставаясь в рамках строгой доказательной теории. Так что математика нужна, особенно ученому (чем бы он ни занимался), чтобы структурно мыслить, уметь делать обоснованные выводы, быть логичным и последовательным, и в том числе, работая с тонкими материями, такими как текст или человек. Поэтому мне не нравится, когда студенты 1-2 курсов говорят мне: «Не рассказывайте нам теорию, дайте нам алгоритм решения, как в ЕГЭ, где есть задача такого-то типа, и чтобы ее решить нужно сделать то-то и то-то». Но моя цель не в том, чтобы вы решили конкретную задачу, идея в том, чтобы вы понимали, что стоит за этими математическими шагами. Если студент знает алгоритм решения задачи — он решит только аналогичную задачу с другими числами, если он понимает идею и владеет теорией — то он решит любую задачу.

Старшее поколение

Мне всегда везло с научными руководителями и соавторами — знающими и готовыми помочь. Мой научный руководитель Фуад Тагиевич Алескеров очень открытый человек, у него всегда есть время для тебя. Если есть какая-то проблема в исследовании или ты просто «застрял» и не знаешь, что делать дальше, то он, как бы ни был загружен, выслушает, посоветует, что делать, или подскажет, к кому идти за советом и где искать ответы, а через некоторое время поинтересуется, получилось или нет. Эта человеческая вовлеченность, желание вкладываться в меня поддерживали меня во время написания диссертации.

При этом Фуад Тагиевич требователен, задает высокий уровень и не терпит «халтуры». Если писать у него курсовую, например, то ничего не делать весь год и написать ее за ночь перед дедлайном невозможно — нужно работать постоянно и периодически приходить рассказывать о том, что сделано и планируется сделать. Он серьезно относится к работе с любым студентом и требует того же в ответ.

Я очень многому у него научилась, и не только в научном плане, например, быть пунктуальной, аккуратной, тактичной, внимательной к мелочам, не бояться трудностей. С таких людей хочется брать пример.

Факторы роста для молодого ученого

Очень многое определяет научная среда. Если вокруг тебя работают талантливые увлеченные люди, готовые поделиться своими знаниями и идеями, привлечь в свои проекты, развиваться легко. Конечно, важны и сопутствующие вещи: библиотека, стажировки, конференции — в Вышке с этим нет проблем. Одна библиотека чего стоит, плюс бесплатная подписка на ведущие рецензируемые журналы, различные исследовательские мастерские, специальная программа Кадрового резерва, которая позволяет молодому специалисту понять, что такое Вышка, в каком направлении можно двигаться. Вышка предоставляет максимум возможностей, нужно ими пользоваться.

Вам также может быть интересно:

«Факультет математики ВШЭ — это очень активное сообщество, как и вообще Москва»

Карлос Кортес из Эквадора, бронзовый медалист Международной математической олимпиады (2011, 2012 и 2013 гг.) и выпускник математического факультета Массачусетского технологического института (MIT), провел два месяца летних каникул на научной стажировке на факультете математики ВШЭ. О впечатлениях от учебы в России он рассказал новостной службе ВШЭ.

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Магистранты факультета математики смогут получать именные и специальные стипендии

С сентября 2017 года для лучших студентов магистерских программ факультета математики учреждены 1 именная стипендия им. А.И.Зыкина и 9 специальных стипендий в размере 20 000 рублей в месяц каждая.

«Зеркальная симметрия была открыта физиками, но очень быстро привлекла внимание математиков»

Среди недавно открытых в Вышке международных лабораторий — Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Научный руководитель лаборатории Людмил Кацарков и кураторы двух научных направлений лаборатории Валерий Гриценко и Виктор Пржиялковский рассказали о том, почему она имеет все шансы стать уникальной междисциплинарной структурой по изучению зеркальной симметрии, автоморфных форм и теории чисел.

Как математика становится поэзией

Красота математики и секреты научного творчества стали главными темами новой книги ученых НИУ ВШЭ.

«Надеюсь, что наша книга поможет кому-то найти свою дорогу в профессию»

В Вышке прошла презентация недавно вышедшей книги «Математические прогулки. Сборник интервью». Ее героями стали ведущие российские ученые-математики, многие из которых работают в НИУ ВШЭ.

Студенты ВШЭ стали призерами международной математической олимпиады

Три студента Высшей школы экономики с факультета математики и факультета компьютерных наук получили медали на Международной математической олимпиаде имени Войтеха Ярника в Чехии. При этом студент матфака Никита Гладков стал абсолютным победителем в своей категории, набрав максимально возможное количество баллов.

«Математика — моя жизнь, и от нее никуда не деться»

Математик Владимир Протасов на втором курсе бросил учебу в университете. Правда, через некоторое время восстановился и с тех пор занимается наукой. В прошлом году Протасов в 46 лет стал членом-корреспондентом РАН. Он рассказал новостной службе ВШЭ о бесконечной красоте математики и о том, как она делает реальностью то, что раньше считалось фантастикой.

Математическая контрольная «Что и требовалось доказать» пройдет 11 марта

В Вышке третий раз пройдет всероссийская контрольная работа по математике «Что и требовалось доказать», организованная компанией «Яндекс». В этом году после контрольной можно будет не только послушать разбор задач, но и определить свой общий уровень знания математики с помощью авторского теста и узнать, как надо решать олимпиадные задачи и задания ЕГЭ.

Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте

Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.