• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обращен ли вуз к абитуриенту?

Подведены промежуточные итоги мониторинга прозрачности для абитуриентов сайтов российских вузов, который по заказу Общественной палаты РФ проводят совместно Высшая школа экономики и Российское информационное агентство «Новости». Об этом 15 июля было сообщено на пресс-конференции в агентстве.

Видеозапись Видеозапись пресс-конференции

В мониторинг включены 504 вуза (в том числе отдельно 33 факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), на основе которого был составлен «Рейтинг прозрачности вузов для абитуриентов — 2010». В начале пресс-конференции в РИА Новости, на которой были представлены промежуточные результаты исследования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что рейтинг основан на методике интернет-исследования, которая пока используется в России нечасто. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, эта методика позволяет получить достоверную и оперативную информацию.

Исследование позволяет понять, насколько вуз обращен к абитуриенту, считает Кузьминов. «На первый взгляд, указание какой-либо информации на сайте кажется просто формальностью, но в условиях, когда уже второй год действует система приема по результатам ЕГЭ, именно Интернет становится одним их главных источников информации о вузе, — отметил он. — Абитуриент, скажем, из Ханты-Мансийска может поступать в вузы Москвы или Санкт-Петербурга». С помощью этой системы уже десятки тысяч талантливых школьников из удаленных районов стали студентами лучших вузов страны. К примеру, в ГУ-ВШЭ, по словам ректора, доля иногородних студентов увеличилась с 15% до 50%.

Но истина дороже

Кузьминов отметил 4 вида информации, которые необходимы абитуриенту, чтобы составить правильное представление о вузе, куда он намеревается поступать: «Во-первых, это информация, позволяющая просчитать возможность быть зачисленным, то есть сколько бюджетных мест в вузе, какие из них уже заняты "олимпиадниками", каким был проходной балл в вуз в прошлом году». Ко второму виду информации ректор ГУ-ВШЭ отнес данные об обучении в вузах на договорной основе: количество платных мест, стоимость обучения, процедура зачисления, образцы договоров. Третий вид информации, особенно важный для иногородних студентов, — это данные об общежитиях, порядке их предоставления и условиях проживания в них. «Многие вузы говорят, что у них есть общежития, но не уточняют, для кого там есть места, — констатировал Кузьминов. — В прошлом году один из ведущих вузов повел себя "неспортивно" и заявил, что не будет предоставлять общежития первокурсникам». И, наконец, четвертый вид данных — это координаты приемных комиссий вузов.

Комментируя промежуточные результаты мониторинга, ректор ГУ-ВШЭ отметил, что «в принципе они неплохие», он ожидал худшего, но почти все вузы вошли в группы «отличников» и «хорошистов». «Тем не менее, многие вузы показали, что не умеют работать с информацией об общежитиях и данными о приеме за прошлые года», — сказал Кузьминов. Он также подчеркнул, что ГУ-ВШЭ, а также МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет не вошли в число вузов, занявших первое место. «Причиной тому послужил недостаток информации об общежитиях, который уже устранен нами и МГУ», — добавил ректор.

Но учиться предоставлять об учебном заведении как можно больше информации необходимо, считает Кузьминов, потому что «уже в этом году абитуриентов на 60 тысяч меньше, чем в прошлом, а сокращение еще на 50–100 тысяч каждый год приведет к тому, что в 2013 году поступать в вузы пойдет не миллион выпускников, а только 600 тысяч». Абитуриенты также стали более рациональными, поскольку теперь им приходится выбирать только из 5 вузов и они стараются подойти к этому выбору со всей ответственностью.

Директор департамента профессионального образования Министерство образования и науки РФ Артемий Никитов отметил, что многие из позиций, по которым оценивали вузы, являются обязательными: «Информацию, полученную в результате этого мониторинга, министерство будет использовать при подведении итогов приемной кампании». «Вузы также должны понимать, что плохое информирование абитуриентов может в дальнейшем сказаться на их финансировании», — подчеркнул он. В будущем Минобрнауки планирует перевести прием документов в электронную форму, возможно, будет создан сайт, где сможет зарегистрироваться каждый абитуриент и откуда вузы будут получать о нем информацию. Также Никитов предложил оценить сайты по удобству пользования интерфейсом.

Директор по порталам ГУ-ВШЭ и руководитель исследования Мария Добрякова отметила трудоемкость анализа такого параметра как удобство сайтов. Комментируя рейтинг, она подчеркнула, что не оценивалось качество и объем информации, единственное, где были такие градации — данные по общежитиям. «Даже если вуз указывал, что общежития у него нет, и иногородним студентам придется самим решать жилищный вопрос, ему присуждалось максимальное количество баллов, потому что он сообщил эту информацию». Главными причинами потери баллов Добрякова назвала отсутствие информации об общежитиях и статистики прошлых лет.

Говоря о продолжении исследования, Ярослав Кузьминов сказал, что будет вестись мониторинг появления на сайтах вузов пофамильных списков поступающих, списков зачисленных с баллами ЕГЭ и список тех, кто уже принес подлинники документов в приемные комиссии. «В прошлом году были абсурдные ситуации, когда зачисляли тех людей, кто набрал баллов меньше, чем не зачисленные», — посетовал ректор ГУ-ВШЭ.

Пробный шар

Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк отметила, что мониторинг — не первый совместный проект агентства и ГУ-ВШЭ. Также она объявила о запуске совместно с Высшей школой экономики рейтинга объектов социальной сферы. «Во всем мире образовательные рейтинги традиционно составляются ведущими вузами и СМИ, поэтому сотрудничество научно-исследовательского университета и крупного информационного агентства обеспечит хорошую площадку для старта». По ее словам, рейтинг будет охватывать не только образовательные учреждения, но и сферу медицинского обслуживания, ЖКХ и другое. Сочетая статистический анализ, полевые социологические исследования и замеры цитируемости в интернете, по мнению Миронюк, сделают рейтинг прозрачным и значимым.

Ярослав Кузьминов, подчеркнул, что «особенно сильно сейчас ждут рейтинг школ». Несмотря на то, что все данные для его формирования есть (средний уровень сдачи ЕГЭ, количество победителей и призеров олимпиад), он пока недоступен для родителей. Хотя так или иначе успешные школы показывают себя. «В Москве уже есть прецеденты, когда к сильной школе в районе присоединяли более слабые». Также есть школы, где результаты единого экзамена не так высоки, но зато они хорошо «подтягивают» учеников за то время, что дети там учатся. В будущем это тоже можно было бы учитывать при составлении рейтинга.

Миронюк в качестве возможного развития идеи предложила привязать данные по школам к карте, чтобы любой человек, отметив там свой дом, мог посмотреть окрестные школы и понять, какая из них лучше. «В идеале там могут быть и фотографии спортивного зала, классов, то есть все, что может подвигнуть родителя выбрать именно эту школу».

Никитов высказал пожелание, чтобы появившийся рейтинг социальной сферы был прост методологически, тогда его результаты будут вызывать меньше сомнений. Помимо этого представитель министерства предложил устроить общественную экспертизу его результатов. «Минобрнауки также готово принять участие в составление этого рейтинга, у нас уже есть свои наработки в анализе качества деятельности образовательных учреждений».

Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Рейтинг прозрачности сайтов вузов: второй промежуточный срез

Исследование «Государственные вузы России: мониторинг прозрачности для абитуриентов»

 Таблица «Рейтинг вузов для по прозрачности для абитуриентов» на сайте РИА Новости

Видеозапись Видеозапись пресс-конференции

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

В Высшей школе экономики установлен суперкомпьютер

Мощности суперкомпьютера, находящегося в МИЭМ, позволят университету выйти на новый уровень исследований в области глубинного обучения и математического моделирования.  Вычислительный кластер занял 6-е место в апрельском рейтинге «Топ-50 суперкомпьютеров России».

ВШЭ — лидер по количеству предметов рейтинга QS среди вузов Проекта 5-100

Предметные рейтинги QS демонстрируют новые успехи российских вузов в глобальном продвижении, где ВШЭ занимает лидирующие позиции. ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтингах QS, увеличив их количество и улучшив показатели почти по всем предметам по сравнению с прошлым годом. В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

3 место

среди российских вузов заняла Высшая школа экономики в рейтинге Webometrics.

Программа двойных дипломов «Стратегическое управление логистикой» признана одной из лучших в Германии

Эта магистерская программа двойных дипломов (партнер — Университет прикладных наук BBW) получила 10 баллов из 11 в рейтинге магистерских программ, составляемых немецким Центром развития высшего образования, в категории «Международная подготовка кадров».

2 место

заняла Высшая школа экономики в рейтинге вузов, готовящих госслужащих. Первый пилотный рейтинг российских университетов, которые реализуют программы государственного и муниципального управления, составлен международной информационной группой «Интерфакс».

ВШЭ выросла на 10 позиций в рейтинге THE Emerging Economies Rankings

Высшая школа экономики заняла 22 место в рейтинге THE Emerging Economies Rankings, улучшив свой прошлогодний результат. Всего в рейтинге представлено 35 российских университетов, из них 18 вузов Проекта 5-100.

ВШЭ впервые вошла в 2 предметных рейтинга ТНЕ — по компьютерным наукам и инженерным наукам и технологиям

ВШЭ впервые вошла в 2 публикуемых Times Higher Education рейтинга: по компьютерным наукам (группа 301-400) и инженерным наукам и технологиям (группа 601-800). Тем самым ВШЭ в очередной раз подтвердила, что  давно уже перестала быть узкопрофильным вузом с социально-гуманитарным профилем, а является многопрофильным университетом, который добился успехов и в новых для себя областях науки по естественным и инженерным направлениям.

122

место заняла Высшая школа экономики среди мировых и 4-е место — среди российских университетов в рейтинге «Три миссии университета» (MosIUR).

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий.