• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Умный город» — это на самом деле разные решения для разных городов

Нирадж Мазумдер, студент первого курса магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ВШЭ
© Михаил Дмитриев

Нирадж Мазумдер из Индии учится на первом курсе магистерской программы «Прототипирование городов будущего» в Высшей школе урбанистики имени А.А. Высоковского ВШЭ. Закончив бакалавриат по архитектуре в Университете архитектуры и искусств Джавахарлала Неру в Хайдарабаде, он приехал в Москву, чтобы учиться разрабатывать «умные города». Нирадж рассказал о своей учебе в интервью новостной службе ВШЭ.

Выбор программы

Получив бакалаврскую степень по архитектуре, я стал искать магистерскую программу, и ВШЭ меня очень заинтересовала, поскольку здесь есть программа в области «умных» городов, а именно в этой теме я и хотел специализироваться. У меня на родине индустрия «умных» городов стремительно развивается, но магистерских программ в этой области нет.

Проучившись здесь один семестр, я могу сказать, что программа для меня очень полезна, и я узнаю много нового. Программа вобрала в себя опыт специалистов из разных областей — архитектуры, дизайна, бизнеса и городского развития — и дает интегрированные знания и навыки. Конечно, архитектурное образование мне тоже помогает — например, я знаю, как пользоваться определенными программами, — но здесь мы не проектируем здания: мы изучаем город и то, как в городе внедрять новые технологии и идеи. Взять, к примеру, парк «Зарядье». В Москве это одно из мест с самым инновационным дизайном, и оно уже стало известным. Этот парк находится на острие городских инноваций. Наша конечная цель — это научиться создавать что-то подобное, что-то новое и особенное.

Мы придумали мультифункциональное шагающее устройство, которое может переносить вещи и передвигаться по различным поверхностям

Данная программа не имеет ничего общего с методом «сиди и читай учебник». У нас есть лекции по разным предметам, но это не обычные лекции, где ты сидишь и пишешь конспект. Здесь все связано с практикой. На курсе по бизнесу мы рассматриваем реальные задачи в форме бизнес-кейсов в сочетании с наборами данных и решаем их на уроке. Зачастую нас обучают одновременно и теории, и практике, и это очень интересно и неожиданно. Для меня очень полезны курсы по социологии, бизнесу и технологиям, поскольку ранее я эти дисциплины не изучал. Все, чему я учился, — это проектировать здания. Кроме того, мне очень нравится связывать воедино знания и идеи с разных курсов. В этом семестре у нас будут новые курсы, в том числе по воплощению проектов в городах и тому, как сделать город более дружелюбным.

Проектная работа

Поскольку программа очень практико-ориентированная, кроме изучения базовых курсов, мы готовим различные технологические проекты. В первом семестре мы работали в командах по два человека. Это было очень удобно. Я понял, что совместная работа позволяет развивать свои собственные идеи. Если ты работаешь в одиночку, ты сосредотачиваешься на своей идее и в результате теряешь креативность. А когда работаешь в команде, все выдвигают свои идеи и обсуждают их. Это помогает мыслить более творчески.

Наша главная цель — придумать, как внедрить в городе «умные» технологии. Нам предложили работать на начальном уровне — на уровне дома или человека. Сначала нам надо было найти проблему, которую мы хотели бы решить. Мы устроили мозговой штурм в поиске проблем, и затем каждая команда выбрала себе проект. Было очень интересно посмотреть, какие идеи предлагались, тем более что у всех у нас разный опыт и образование. Большая часть студентов программы — архитекторы, но есть также дизайнеры и люди из бизнеса. Это отличное сочетание.

Когда мы начинали работу над проектом, главная задача была думать о пользе для города. Мы хотели решить проблему переноски тяжелых вещей по городу. Мы исследовали, как люди разных возрастов переносят различные грузы, и провели небольшой опрос. Мы решили сделать устройство, которое помогало бы переносить тяжести, чтобы их не надо было тащить на себе или катить в тележке. Такое устройство особенно полезно будет в гололед — гораздо удобнее, чем тележка. Мы придумали мультифункциональное шагающее устройство, которое может переносить вещи и передвигаться по различным поверхностям. Мы также хотели, чтобы оно было способно ходить по лестницам. Еще одно его преимущество — оно складное, в отличие от громоздких тележек. Когда устройство не используется, его легко переносить в рюкзаке.


© Михаил Дмитриев

Разработка устройства заняла шесть месяцев. Первые три или четыре месяца мы проводили много исследований в поиске решения задачи. Затем нужно было создать механическое устройство, а это было непросто, потому что ни у одного из нас не было достаточно знаний в области механики. Так что собирали мы его методом проб и ошибок. В основном мы работали над проектом самостоятельно, но на еженедельных встречах с преподавателями мы отчитывались о ходе работы и обсуждали возникающие трудности. Преподаватели обеспечивали ценную обратную связь. Они всегда поддерживали нас и были на связи, если у нас были вопросы по проекту.

Лаборатория Shukhov Lab предоставляет студентам множество ресурсов: различные инструменты и оборудование. Здесь есть очень хороший станок для лазерной резки, которым мы вырезали необходимые детали из специальных панелей. Некоторые детали для нашего устройства мы нашли в магазинах «сделай сам» или здесь же, в лаборатории. Когда мы создали первый прототип, он не работал — не мог ходить — поэтому нам пришлось разрабатывать устройство заново. У нас было много проблем, поэтому повторная разработка проходила в несколько стадий. И наконец, нам удалось сделать устройство, которое работало так, как было задумано. Мы протестировали его в очень снежную погоду: управляли устройством со смартфона, и оно дошагало до кафе.

Дополнительное преимущество командной работы состояло в том, что в процессе мне удалось подучить русский язык. Преподавание на магистерской программе идет полностью на английском языке, но при работе над технической стороной проекта иногда нужно было выучить русские названия нужных деталей, поскольку это специальные термины, и другие студенты могли не знать, как это называется по-английски.

Кстати, команда наших однокурсников работала над устройством, которое вы можете носить в транспорте для борьбы с неприятными запахами вокруг. Это портативный испаритель, управляемый со смартфона: устройство содержит капсулы, распространяющие приятный аромат. Еще один проект — это дышащая куртка, которую можно использовать в холодное время года, когда на улице мороз, а в метро жарко.

Жизнь в России

Когда я ехал в Россию, меня предупреждали, что зимой здесь бывает сильный мороз. Но в этом году было не так уж холодно — видимо, мне повезло. Были небольшие проблемы с языком, но я приехал из Индии, где в разных частях страны говорят на разных языках, и привык к иноязычной среде. Первый культурный шок у меня случился, когда я приехал учиться в бакалавриат в Хайдарабад — а там люди говорят на другом языке. Так что в Москве все было проще, и я быстро освоился. Иногда бывают небольшие трудности в общении с людьми на улице, но я постепенно привык.

Мне очень нравится жить и учиться в Москве. Во-первых, в Москве гораздо менее шумно, чем во многих городах Индии. Дорожное движение гораздо более спокойное и организованное, чем в Индии. Мне жизнь в Москве кажется довольно спокойной. Не знаю, согласятся ли со мной другие, но я так чувствую. Я много гуляю по городу, и здесь все очень удобно. Когда я приехал в сентябре, погода была отличная, и у меня была возможность изучить город. Центр города поддерживается в отличном состоянии, он очень быстро развивается и становится все более дружелюбным. Я знаю, что многие говорят, что им в Москве не хватает личного пространства — спокойных мест, где можно погулять и расслабиться — но я думаю, что на самом деле Москва не так перенаселена, как некоторые города Китая или Индонезии. Здесь гораздо проще жить и получать удовольствие.


© Михаил Дмитриев

Будущая карьера

Поскольку основной тематикой данной программы являются города, она предлагает дополнительную специализацию по городскому анализу. Будучи архитектором, я проектирую здания. В меньшем масштабе — дома, а в большем масштабе — может быть, кварталы. Данная программа позволяет мне расширить горизонты: теперь я могу не просто работать со строительством домов, вопросами экологии, а заниматься вопросами технологий в городах или, например, пойти работать в городскую администрацию.

Я бы, наверное, хотел работать в муниципальной администрации, работать с людьми, которые так же заинтересованы в городском развитии, как и я. Либо я мог бы начать свой собственный бизнес.

Мне жизнь в Москве кажется довольно спокойной. Не знаю, согласятся ли со мной другие, но я так чувствую. Я много гуляю по городу, и здесь все очень удобно

Эта программа базируется в Москве, но то, что мы изучаем, применимо не только к России. Эти знания можно применять во всех городах, которые внедряют технологические инновации. «Умные» города могут находиться в любой точке земного шара. То, чему мы здесь учимся, можно использовать в разных сферах — в бизнесе, искусстве и т.д. Например, у нас был социологический проект, в рамках которого мы анализировали, как люди относятся к городу, как они взаимодействуют с городом, а город взаимодействует с людьми, и как работает вся эта система. Это был коллективный студенческий проект: кто-то определял границы города, кто-то изучал художников в городе. Я анализировал, как люди чувствуют себя при различных обстоятельствах в городе, и как различаются их реакции.

Я считаю, что это уникальная программа. Благодаря таким программам мы сможем решать разные городские задачи, например, снижение трафика, уровня шума и перенаселенности. «Умные» города будут предлагать методы решения этих проблем. Тем не менее, просто внедрение технологий, таких как повсеместный Wi-Fi, дисплеи, беспилотные автомобили и станции подзарядки еще не делает город «умным». Если город страдает от перенаселенности, людям негде жить, кому нужен бесплатный Wi-Fi? Надо начать с анализа проблем конкретного города, а потом уже внедрять технологические решения. В этом смысле, «умный город» в каждом конкретном случае будет обозначать разные вещи, в зависимости от контекста.

Вам также может быть интересно:

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

«Успешный прием абитуриентов — это накопленный итог ежедневной работы в течение нескольких лет»

Академические руководители образовательных программ получили поощрительные надбавки за деятельность, способствующую развитию университета. Одним из критериев оценки стало активное привлечение иностранных студентов в Вышку.

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.

Открывается бакалаврская программа «Городское планирование»

В 2019 году Вышка начнет прием на бакалаврскую программу «Городское планирование». Как будет устроено обучение на программе, что будут уметь ее выпускники и почему они очень нужны даже в маленьких городках, рассказывает академический руководитель программы Олег Баевский.

Студенты ВШЭ разработали проект дома ближайшего будущего

Возможно, уже в скором времени люди будут жить в небоскребах из дерева и бетона с круглогодичной фермой на первом этаже и солнечными батареями на крыше. Такую модель жилого блока будущего представили студенты магистерской программы «Прототипирование городов будущего». Для создания этой модели они изучили, как строили жилье в Москве на протяжении последних ста лет, и проанализировали современный мировой опыт. Летом макет был представлен на Московском урбанистическом форуме, а 13 сентября увидеть его можно будет в День Вышки в Парке Горького на площадке «Наука и технологии».

Вышка рада иностранным студентам

Дирекция по привлечению иностранных студентов провела Welcome Day для первокурсников из-за рубежа. Более чем 300 студентам из таких стран как Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Вьетнам, США, Монголия рассказали, как сориентироваться во всем, что их ждет во время учебы в Вышке.

В Вышке открывается факультет городского и регионального развития

Он должен вернуть в Россию профессию городского планировщика. О том, что будет сделано, рассказывает научный руководитель факультета, ординарный профессор ВШЭ Михаил Блинкин.

Летний университет Вышки: еще один успешный год

16 августа официально закончился очередной Летний университет ВШЭ. Камерная церемония закрытия на Мясницкой стала возможностью для студентов, преподавателей и сотрудников программы отметить еще один успешный сезон, а также пятый день рождения Летнего университета.

Вышка примет участие в Moscow Urban Forum

С 17 по 22 июля в парке «Зарядье» проходит Moscow Urban Forum. Его тема в этом году сформулирована как «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Представители ВШЭ примут участие в экспертных дискуссиях форума.

Летний университет стартовал в Вышке

20 июня открылся пятый по счету Летний университет ВШЭ. На протяжении восьми недель почти 200 студентов, аспирантов и молодых профессионалов со всего мира будут углублять свои знания в самых разных сферах — политологии, истории, экономике, российской и евразийской культуре. Все курсы преподаются на английском языке.