• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

«Наши дети»

Попасть в "Сириус" можно было по итогам конкурса — на программу по математике он составил 12 человек на место, по информатике — 8 человек на место. К конкурсу допускались лишь дипломанты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике соответственно, набравшие на олимпиаде не ниже определенного балла, также учитывались дипломы некоторых олимпиад из перечня Минобрнауки России (в том числе «Высшей пробы»).

«Нам удалось пригласить в «Сириус» детей, проявивших выдающиеся способности в области математики и информатики, — говорит декан факультета математики ВШЭ Владлен Тиморин. —Это наши дети, они нас понимают с полуслова, и именно таких абитуриентов мы хотели бы видеть в нашем университете».

«Благодаря введению квоты — не более 5 человек от региона — была исключена ситуация, при которой представители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов-лидеров олимпиадного движения заняли бы большую часть мест», — подчеркивает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

В соответствии со стандартами "Сириуса" участникам программы были оплачены перелет в Сочи и трансфер в Олимпийский парк, проживание, питание, обучение, культурная и спортивная программа. Благодаря этому программа оказалась доступной для талантливых детей из малообеспеченных семей.

Были созданы максимально комфортные условия: ребята жили в двух- или четырехместных номерах в отеле 4 звезды на берегу моря, с шестиразовым питанием «шведский стол». За организацию их досуга, безопасность и комфорт отвечали профессиональные кураторы, что позволило преподавателям полностью сосредоточиться на учебном процессе.

Преподаватели

Для смены в «Сириусе» Высшая школа экономики сформировала команду лучших преподавателей факультета математики и факультета компьютерных наук. Все они имеют большой опыт работы со школьниками, увлеченными математикой и компьютерными науками. Руководили сменой декан факультета математики Владлен Тиморин и декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев.

В роли учебных ассистентов выступали студенты факультета математики и факультета компьютерных наук ВШЭ, имеющие опыт работы в школьных кружках. Они принимали задачи, проводили внеурочные мероприятия, требующие знаний математики и информатики (например, квесты), делились опытом написания курсовых работ, учили отвечать на каверзные вопросы по своим предметам.

«Из-за небольшой разницы в возрасте детям с нами проще общаться, чем с преподавателями, всегда можно подойти с вопросами, — говорит Ирина Назарова, первокурсница совместного бакалавриата ВШЭ и Центра педагогического мастерства. — Не раз были вопросы, которые ставили нас в тупик, и приходилось хорошо подумать, прежде чем ответить».

Занятия

Информатика и математика — взаимосвязанные науки, и, как правило, школьники, увлекающиеся математикой, с удовольствием программируют, а в компьютерных науках нечего делать без серьезной математической подготовки. Так что первые девять дней для участников программы по математике и для участников программы по информатике проводились единые профориентационные занятия. Затем два потока были разделены, и десятиклассники углубились в выбранную науку.

Несмотря на то, что все участники программы намерены побеждать на Всероссийской олимпиаде школьников и в следующем году, когда будут учиться в 11 классе, главной задачей программы отнюдь не была их подготовка к интеллектуальным состязаниям.

«Для этого есть другие летние школы, а мы стремились показать ребятам красоту математики и компьютерных наук, поддержать у них интерес к этим направлениям, помочь в выборе профессии, — считает начальник отдела математического образования факультета математики ВШЭ Наталья Походня. — Они увидели методы работы преподавателей Вышки, познакомились с нашими студентами. И, конечно, изучили сложные темы, которые не проходят в школе, потренировались в решении сложных задач, что наверняка пригодится им в будущем. Были и занятия, которые ребята воспринимали скорее как интеллектуальное развлечение: на программе по математике устроили математические бои, по информатике — хакатон, конкурс на разработку лучшего мобильного приложения».

Что дальше?

Преподаватели ВШЭ планируют и дальше поддерживать участников майской программы в «Сириусе».

«Уверен, эта программа послужит хорошим стимулом для их дальнейшего профессионального развития, — отмечает директор Центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук ВШЭ Михаил Густокашин. — Мы дали им много сложных задач, чтобы хватило как минимум на лето, рекомендовали онлайн-курсы, каждому объяснили индивидуально, что из теории нужно изучить дополнительно. Будем и дальше поддерживать с ними связь — консультировать онлайн, подсказывать, направлять. Со многими из этих детей мы увидимся в следующем году, когда они поступят в Вышку».

О своих впечатлениях рассказывают участники майской смены «Сириуса».



Наталья Стрекаловская, ученица школы № 7, Красноярск, направление «Информатика»

С начальных классов я увлекалась математикой, а потом у нас стал вести курс программирования выпускник нашей школы, который поучился в ВШЭ и вернулся в Красноярск. Поучилась у него и поняла, что хочу этим заниматься.

Информацию о смене, которую проводит ВШЭ, я увидела на сайте «Сириуса» — искала что-нибудь интересное на май-июнь. Я спортивный программист, участвую в олимпиадах, побеждала на «Высшей пробе», на региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по информатике, а на заключительном чуть не хватило баллов.

Для меня эта смена — прежде всего, профориентация. И хотя я уже решила, что стану программистом, о тонкостях этой профессии знаю мало. Интересно было узнать, что происходит в разных областях программирования, о машинном обучении и нейронных сетях, о промышленном программировании.

Смена в «Сириусе» очень похожа на учебу, но это все-таки не учеба в привычном понимании. Нас водят на фильмы, даже на английском языке, я ездила на фортепианный концерт в Парк науки и искусства, потому что люблю классическую музыку. Еще здесь можно ходить в бассейн, развлекаться, отдыхать. В море, правда, нам купаться не разрешали, зато возили в Сочи, на Платановую аллею — посмотреть на «поющие фонтаны».

Поступать хочу в Санкт-Петербургский академический университет, а работать — программистом в Яндексе. Была в офисе Яндекса в Москве, мне там понравились условия, созданные для сотрудников, и там варят очень вкусный кофе.


Андрей Головацкий, ученик гимназии № 93, Уфа, направление «Информатика»

В «Сириус» я мечтал попасть давно и о Вышке много слышал как о вузе, где хорошо учат математике и информатике. К тому же весенняя смена — это возможность пропустить учебу в гимназии и позаниматься только тем, что тебе нравится, тем более что гимназия не возражала. В нашем классе всем предложили подавать сюда заявки, но прошли только три человека, еще двое — из других школ Уфы.

За пару дней мы акклиматизировались, потом была общая программа для всех — мы вместе и задачи по математике решали, и учились программировать на Python. Но к концу смены я перестал понимать, что проходят математики, и у нас информатика тоже стала сложной, много алгоритмов, но я справлялся. Интересная культурная программа - игры, квесты, «Что? Где? Когда?», концерты, нас даже на хоккей сводили и устроили встречу с космонавтом. Кормили хорошо. В «Сириусе» вообще все прекрасно.

Для меня эта смена — прежде всего, подготовка к олимпиадам. Хорошо бы поступить в вуз без экзаменов, в Вышку или Физтех, да и вообще хочется на олимпиадах побеждать. Многих преподавателей я знаю по другим летним школам, из них самый выдающийся — Алексей Данилюк, третьекурсник факультета компьютерных наук Вышки, победитель международных онлайн соревнований по информатике, очень интересный человек, делился с нами опытом. Еще устраивали встречи с представителями компании «Сибур» — для профориентации, и с редактором сайта о школьных олимпиадах, для общего развития тоже интересно.

 
Софья Сукманюк, ученица гимназии № 92, Краснодар, направление «Математика»

В гимназии у меня лингвистический профиль, но мне нравится математика, и у нас ее хорошо преподают. О смене в «Сириусе» я узнала от учителя математики — попасть в «Сириус» очень престижно, здесь можно получить новые знания и познакомиться с интересными людьми. А о Вышке мне много рассказывала подруга, которая живет в Москве и учится в Лицее ВШЭ, так что я очень хотела пообщаться со студентами и поучиться у преподавателей ВШЭ.

Почти все темы, которые мы изучали по математике в «Сириусе», для меня оказались новыми — наверное, это уровень первого курса вуза, довольно сложно. Некоторые моментально все схватывают, понимают и сразу же начинают решать задачи, а мне нужно посидеть, подумать, разобраться. Свободного времени остается очень мало — хотелось бы больше, а то не успевала поговорить о том, что не связано с математикой. Все здесь из разных городов, интересно узнать, как там живут.

Все преподаватели мне понравились, особенно Андрей Сергеевич Трепалин, исследователь из Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений ВШЭ. Он классно играет на гитаре и поет — никогда бы не подумала, что преподаватель математики так умеет. Еще был дуэт — он играл на гитаре, а другой преподаватель — Игорь Витальевич Нетай — на скрипке. Мне также понравилось, что с нами занимались не только преподаватели, но и студенты — очень приятные ребята, сразу видно, что в Высшей школе экономики их хорошо учат. И они не строят из себя «крутых», очень открытые и дружелюбные.

Павел Колесников, ученик московской школы № 1580, Одинцово Московской области, направление «Математика»

Я живу в Подмосковье, а учусь в Москве, на дорогу каждый день уходит в общей сложности три часа. Наш преподаватель информатики, который одновременно преподает в Лицее ВШЭ, рассказал о смене в «Сириусе» и посоветовал поучаствовать в конкурсе. Мне это показалось интересным, поскольку можно узнать о разных аспектах современной математики, которые в школе не изучают, подготовиться к олимпиадам, пообщаться с интересными людьми из ВШЭ и с умными ребятами из разных концов страны. В школе к моему участию в смене отнеслись хорошо и зачли «автоматом» экзамены по математике, информатике и физике за 10 класс.

В «Сириус» я ехал с надеждой отоспаться, но в полной мере ее реализовать не удалось, и хотя я не очень устаю, времени на сон остается мало. Три недели прошли быстро — сейчас кажется, что только вчера приехал. Многие темы по математике оказались незнакомыми, и некоторые из них очень заинтересовали. Особенно понравилась проективная геометрия — в школе мы ее не изучали. С помощью проективной геометрии можно решать задачи разных олимпиад, так что она мне еще пригодится.

В «Сириусе» прекрасные бытовые условия, кормят вкусно, из окна видно море и горы, у меня отличный сосед из Пензы. Большая разница даже с «Артеком», где по восемь человек в комнате живут, двухъярусные кровати и в душ очереди. Но самое главное здесь — высокий уровень преподавателей. Я бывал в разных профильных лагерях, и там чаще всего давали обычную информацию школьного уровня.

И еще нравится, что здесь ничто не отвлекает от математики — например, уроков обществознания нет.

Максим Гудзикевич, ученик гимназии № 9, Екатеринбург, направление «Математика»

Еще в пятом классе я увлекся математическими боями — ездил на них в Челябинск, где проводится ежегодный турнир. Потом стал участвовать в других математических боях, в олимпиадах по математике. У нас в гимназии есть математический кружок, который ведет один учитель, и если кто-то побеждает на олимпиадах, то только благодаря ему.

Как только в Сочи открылся «Сириус», туда начали ездить мои знакомые, отзывались очень хорошо — и условия на высоком уровне, и образование высший класс. И я понял, что мне тоже нужно сюда попасть. В этом году посчастливилось победить на региональном этапе Всероса по математике, подал заявку и оказался здесь.

«Сириус» оказался очень большим — тут южная природа, лягушки квакают, скворцы поют. В столовой мне особенно понравились вафли с джемом. Еще понравилось, что можно ходить на спортплощадки с тренажерами. Занятия для математиков были двух видов: лекции и решение задач. На лекциях нам рассказывали, как математика применяется в жизни, почему она важна, где востребована, и, конечно, объясняли теорию. Есть общий рейтинг, где видно, кто сколько баллов набрал за решение задач, и каждый стремится пробиться повыше. На этой смене не готовят к олимпиадам, а учат новым подходам, новым методам решения задач. Если что-то непонятно, всегда можно подойти к преподавателям или студентам и задать вопросы.

Задачи по математике я решаю неплохо, умею программировать, так что в будущем хочу заниматься вопросами кибер-безопасности. Куда поступать, пока не задумывался, — наверное, поеду в Москву: в МГУ, Физтех или Высшую школу экономики.

Вам также может быть интересно:

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Делайте себя каждый день лучше»

25 мая в Лицее ВШЭ прозвучал последний звонок для выпускников этого года. В конце апреля предуниверсарий Вышки отпраздновал свой первый юбилей — 5 лет, а выпуск – 2018 стал четвертым по счету. Вспоминаем, что нового произошло в лицее в этом году и чем запомнилось нынешнее поколение лицеистов.

Лицей Вышки отпраздновал свой первый юбилей

27 апреля Лицею НИУ ВШЭ исполнилось 5 лет. Уроки были отменены, вместо них в зданиях лицея проходили выставки, концерты, конкурсы, игры, спортивные состязания и многое другое. Все эти мероприятия были организованы самими учениками и преподавателями.

Открыт прием заявок на летнюю смену «Мы вместе — 2018»

Смена профориентационной школы «Мы вместе» для учеников 9–11 классов пройдет с 29 июля по 11 августа в учебно-гостиничном комплексе «Менделеево» Солнечногорского района Московской области. Заявки принимаются до 27 мая.

Подведены итоги конкурса «Высший пилотаж — 2018»

На конкурс исследовательских и проектных работ, который проводит НИУ ВШЭ для учеников 9–11 классов, в этом году зарегистрировались 2367 человек из 37 регионов России и из 7 стран ближнего зарубежья. На очный этап, который прошел в Высшей школе экономики 20–21 апреля, были приглашены 186 человек.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

В подмосковном «Вороново» завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике

НИУ ВШЭ, как обычно, стал одним из организаторов ее заключительного этапа, победители и призеры которого получают право поступления в вузы без экзаменов. В этом голу в заключительном этапе приняли участие 272 ученика 8–11 классов из 55 регионов, большинство из них — 11-классники.

В «Вороново» открылся заключительный этап Всероса по экономике

Уже в пятый раз Вышка принимает заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике. В этом году на него приехали 274 участника.  Как обычно, ход состязаний освещают студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна в своем спецпроекте.  В их трансляции  с открытия — демография и география соревнующихся, приветствия руководителей университета и танец с мечом  одного из членов жюри.

3581

заявка на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ была принята от абитуриентов в 2018 году. Это в 1,3 раза больше, чем в прошлом году.

Высшая школа экономики проведет майскую смену в «Сириусе»

Преподаватели Высшей школы экономики с 1 по 24 мая 2018 года в стенах образовательного центра «Сириус» в Сочи проведут образовательные программы по математике и информатике для учащихся десятых классов.