• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования: от экстенсивного роста к качественному развитию

Фото: Институт образования НИУ ВШЭ

19-20 октября состоялось первое заседание экспертного комитета Института образования НИУ ВШЭ, членами которого стали шесть иностранных специалистов в области образования из пяти стран и трое российских экспертов. Комитет дал независимую оценку деятельности института и рекомендации по доработке стратегии его развития до 2024 года.

Создание экспертных комитетов, куда входят внешние специалисты с большим опытом, — обычная практика ведущих университетов и университетских подразделений во всем мире. В Гарварде таких комитетов более 50, в Высшей школе экономики есть Международный экспертный совет, который возглавляет лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.

В Институте образования было принято решение создать свой экспертный комитет, включив в него специалистов по вопросам развития образования. «Постоянный взгляд со стороны, взаимодействие с приглашенными экспертами позволят нам оценивать свои планы и состояние дел более объективно и критично, а также не терять из виду мировые тренды», — считает научный руководитель Института образования Исак Фрумин.

Участники комитета изучили научную и образовательную деятельность Института в динамике, встретились с руководителями центров, аспирантами, студентами, руководителями университета. По итогам заседания экспертный комитет подготовит доклад о результатах, достигнутых институтом, и о перспективах его развития. Его рекомендации будут учтены при разработке стратегии Института образования.

Вот некоторые предварительные соображения участников комитета:

«За шесть лет Институт образования вырос с трех до шестнадцати исследовательских центров, — отметил экс-директор Института образования Университетского колледжа Лондона (лидирует в мировых рейтингах по образованию) Эндрю Браун. — Сейчас открывается окно возможностей для консолидации исследовательского и консалтингового потенциала института. Для этого нужны более масштабные междисциплинарные проекты, формирование исследовательских кластеров, заметных на международном уровне».

«Институт образования, очевидно, переходит от бурного экстенсивного роста в фазу качественного развития, это требует системы стратегического менеджмента, соответствующей амбициям института как национального имеждународного научного центра в сфере образования», — считает ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало.

По мнению заместителя декана Школы экологии человека Университета Огайо Эрика Эндермана, успехи молодых академических сотрудников института за короткий срок впечатляют, и теперь важно обеспечить им максимальную поддержку для защиты от «выгорания». Для основателя Университетского колледжа Амстердама Марийк ван дер Венде важно, что институту удалось сформировать уникальные базы эмпирических данных по России, открытые для зарубежных партнеров.

«Институт сумел стать «фабрикой мысли» в образовании, — говорит заместитель директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов. — Он ведёт знаковые логнитюдные исследования, участвует в выработке государственных решений, получает заказы по вопросам развития от других вузов. Это сильная позиция, и ее нужно развивать дальше — расширять сеть партнерских организаций, продолжать внедрение передовых стандартов исследований».

Вам также может быть интересно:

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

В Вышке прошла ярмарка партнерских университетов

В рамках Международной партнерской недели представители 25 вузов из 15 стран рассказали студентам ВШЭ о возможностях обучения. Новостная служба ВШЭ составила список тех вузов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов и/или пользуются наибольшей популярностью среди студентов ВШЭ. Изучайте и пользуйтесь.