• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Мария Титова, выпускница магистратуры МИЭФ

Мария Титова, выпускница магистратуры МИЭФ
Фото из личного архива Марии Титовой

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

О начале исследований в МИЭФ

Я окончила бакалавриат факультета компьютерных наук по специальности «Прикладная математика и информатика» и на четвертом курсе поняла, что хочу готовиться к зарубежной аспирантуре по экономике и финансам. Было два варианта пути к этой цели — МИЭФ и РЭШ, но в МИЭФ меня взяли без экзаменов. Помимо всех известных плюсов обучения в МИЭФ, я открыла для себя неожиданное преимущество в развитии научной карьеры — большинство студентов все же идут в «частный сектор», и студент, который хочет поехать на PhD, получает больше внимания профессоров.

Раз в неделю в МИЭФ проходит великолепный научный семинар, куда приезжают исследователи со всего мира, поэтому легко быть в курсе последних направлений науки. Преподаватели МИЭФ не сравнятся с другими в отзывчивости, они всегда открыты к сотрудничеству — когда мне нужно было встретиться и обсудить идею исследования, все охотно соглашались. Многие студенты становятся соавторами своих научных руководителей и накапливают публикации. Например, моя магистерская диссертация впоследствии была опубликована в международном реферируемом журнале. 

Об учебе по обмену в Тилбургском университете

В Тилбург я попала благодаря программе Research Master и в течение семестра могла изучать курсы уровня аспирантуры. Это важнейший опыт, который дает представление о том, как строится PhD-обучение в зарубежных вузах. У меня осталось впечатление, что Тилбург особенно силен в поведенческих финансах. Было интересно познакомиться с самыми выдающимися исследованиями в этой сфере. Поездка в Тилбург стала для меня первым опытом проживания за границей и постоянного общения на английском языке.

Как выбрать программу PhD

Выбор между США и Европой неочевиден и сильно зависит от конкретных намерений человека. Обычно в Европе нужно сначала получить тот самый уровень Research Master, который длится два года. Затем на РhD остается отучиться всего два года.

В США программа PhD длится 5-6 лет, и первые два курса ты — студент, а потом — исследователь

При этом тебе не нужно перепоступать и волноваться о стипендии — американские вузы в отличие от европейских обычно оплачивают весь период обучения. Я решила поехать в США в Калифорнийский университет в Сан-Диего (UCSD) – мне хотелось пройти через американскую экономическую школу, которая особенно зарекомендовала себя на академическом уровне.

Как учиться

Первый курс — это микро-, макроэкономика и эконометрика, в конце года — квалификационные экзамены. На следующий год нужно выбирать курсы. Желательно это сделать так, чтобы в конце года было две «специальности» (fields). У меня, например, это были микроэкономическая теория и поведенческая экономика. Начиная с третьего курса начинается исследовательская работа. Предоставляется полнейшая свобода, и в принципе можно вообще больше в университете не появляться — студент сам решает, как распоряжаться временем. Я стараюсь ходить минимум на два-три научных семинара в неделю и регулярно встречаться хотя бы с одним из научных руководителей или дискуссантов.

Как учить других

Преподавание занимает у меня 5-10 часов в неделю, все остальное время я занимаюсь исследованиями. Стараюсь презентовать свою работу хотя бы два раза в год на студенческом научном семинаре — это, пожалуй, самая сложная часть учебного процесса. Очень волнительно демонстрировать результаты группе профессоров, которые знают больше, и готовы к критике. Но тут главное — практика. Я много преподавала еще в России, вела семинары по курсам «Теории игр» и «Экономика развития» и читала курс лекций у магистров-политологов.

О преподавании нужно задуматься как можно раньше, это внушительная часть работы профессора, психологически непростая, и к ней надо привыкать, практикуясь

В Америке вести семинары очень легко — профессор предоставляет задачи и решения, и TA (teaching assistant) пишет их на доске. Остается прорабатывать самопрезентацию, для чего есть возможность — американские студенты довольно пассивные, редко задают вопросы или проявляют хоть какой-нибудь интерес к учебе. Поэтому преподавание в UCSD не явилось для меня стрессом.

Об академическом рынке труда

Существует много мнений, но мои научные руководители настаивают: самое важное для новичка на этом рынке в США — это презентационная статья (job market paper, JMP). Все остальное — уже опубликованные статьи, проекты, преподавательская деятельность и прочее — практически никого не интересуют.

Американская экономическая ассоциация в начале января устраивает ежегодную конференцию — это централизованный рынок труда для новичков-экономистов

Туда съезжаются представители университетов и PhD-студенты, выпускающиеся в этом году, проводятся первые раунды собеседований на позиции assistant professor. Если студент успешно проходит интервью, его приглашают на «флайаут» (flyout) — он проводит один полный день в университете, и этот день состоит из встреч с профессорами и презентации своей JMP-статьи на Job Market Seminar. (МИЭФ, кстати, также проводит свои Job Market Seminars каждый февраль.)

По результатам «флайаута» кандидата могут взять в этот университет на работу. Интересно, что диссертация обычно дописывается уже после того, как студент получает работу. Я буду проходить через централизованный рынок труда в следующем году или через год и надеюсь получить профессорскую должность.

Об исследовательских интересах

Моя главная работа, которая, скорее всего, будет моей JMP, называется «Targeted Advertising in Elections» и посвящена такому вопросу: может ли таргетированная реклама перевернуть результаты выборов?

Я строю теоретико-игровую модель передачи информации от кандидатов в президенты к избирателям. И в результате прихожу к выводу, что таргетированная реклама работает, когда кандидат знает избирателя по всем релевантным социоэкономическим пунктам и когда у избирателей по этим пунктам расходятся мнения. Выходит, что чем более поляризовано население — тем больше пространства для манипуляции результатами выборов посредством таргетирования.

Мне захотелось провести исследование на эту тему, в первую очередь, благодаря громким выборам президента США в 2016 году и референдуму о Brexit. В обоих случаях результаты голосования были очень близки, победители тратили баснословные бюджеты на таргетинг через социальные сети, а уровень поляризации населения был как никогда высок. Один из выводов моей модели состоит в том, что невероятно сложная технически рекламная кампания стала решающим фактором исхода этих голосований.

Узнать больше о магистратуре МИЭФ, пройти пробный тест по английскому языку и получить рекомендации по подготовке портфолио можно 19 мая на дне открытых дверей.

Вам также может быть интересно:

«В Вышке главный человек — студент»

20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.

Почему Вышка?

Огромный конкурс для абитуриентов, трудная учеба для поступивших. Так почему же выбирают наш университет? Сегодня на этот вопрос отвечают руководители, преподаватели и студенты ВШЭ.

Бакалавриат Высшей школы экономики: траектория поступления

20 июня начинается прием документов в бакалавриат НИУ ВШЭ. Напоминаем об основных возможностях поступления в Вышку, ключевых датах и полезных для абитуриента информационных ресурсах.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

Химия, биология, городское планирование: первый набор в Вышке в этом году

В 2019 году Высшая школа экономики открывает прием на три новые бакалаврские программы — по химии, биологии и городскому планированию — на трех новых факультетах. Рассказываем, чему и как на них будут учить и какая карьера ожидает их выпускников.

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

5-летний бакалавриат по истории, целевой прием, социальные льготы: новости приемной кампании Вышки

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу приема в вузы. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что ждет абитуриентов в этом году, какие новые возможности и программы им предлагает Вышка и почему она открывает пятилетний бакалавриат по истории.

Как поступить в магистратуру по результатам олимпиад и конкурсов

Ученый совет ВШЭ утвердил порядок приема в магистратуру победителей и призеров олимпиад и конкурсов для студентов и выпускников. Для них установлены льготы при поступлении на бюджетные места, а также размеры скидок на платное обучение.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.