• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Мария Титова, выпускница магистратуры МИЭФ

Мария Титова, выпускница магистратуры МИЭФ
Фото из личного архива Марии Титовой

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

О начале исследований в МИЭФ

Я окончила бакалавриат факультета компьютерных наук по специальности «Прикладная математика и информатика» и на четвертом курсе поняла, что хочу готовиться к зарубежной аспирантуре по экономике и финансам. Было два варианта пути к этой цели — МИЭФ и РЭШ, но в МИЭФ меня взяли без экзаменов. Помимо всех известных плюсов обучения в МИЭФ, я открыла для себя неожиданное преимущество в развитии научной карьеры — большинство студентов все же идут в «частный сектор», и студент, который хочет поехать на PhD, получает больше внимания профессоров.

Раз в неделю в МИЭФ проходит великолепный научный семинар, куда приезжают исследователи со всего мира, поэтому легко быть в курсе последних направлений науки. Преподаватели МИЭФ не сравнятся с другими в отзывчивости, они всегда открыты к сотрудничеству — когда мне нужно было встретиться и обсудить идею исследования, все охотно соглашались. Многие студенты становятся соавторами своих научных руководителей и накапливают публикации. Например, моя магистерская диссертация впоследствии была опубликована в международном реферируемом журнале. 

Об учебе по обмену в Тилбургском университете

В Тилбург я попала благодаря программе Research Master и в течение семестра могла изучать курсы уровня аспирантуры. Это важнейший опыт, который дает представление о том, как строится PhD-обучение в зарубежных вузах. У меня осталось впечатление, что Тилбург особенно силен в поведенческих финансах. Было интересно познакомиться с самыми выдающимися исследованиями в этой сфере. Поездка в Тилбург стала для меня первым опытом проживания за границей и постоянного общения на английском языке.

Как выбрать программу PhD

Выбор между США и Европой неочевиден и сильно зависит от конкретных намерений человека. Обычно в Европе нужно сначала получить тот самый уровень Research Master, который длится два года. Затем на РhD остается отучиться всего два года.

В США программа PhD длится 5-6 лет, и первые два курса ты — студент, а потом — исследователь

При этом тебе не нужно перепоступать и волноваться о стипендии — американские вузы в отличие от европейских обычно оплачивают весь период обучения. Я решила поехать в США в Калифорнийский университет в Сан-Диего (UCSD) – мне хотелось пройти через американскую экономическую школу, которая особенно зарекомендовала себя на академическом уровне.

Как учиться

Первый курс — это микро-, макроэкономика и эконометрика, в конце года — квалификационные экзамены. На следующий год нужно выбирать курсы. Желательно это сделать так, чтобы в конце года было две «специальности» (fields). У меня, например, это были микроэкономическая теория и поведенческая экономика. Начиная с третьего курса начинается исследовательская работа. Предоставляется полнейшая свобода, и в принципе можно вообще больше в университете не появляться — студент сам решает, как распоряжаться временем. Я стараюсь ходить минимум на два-три научных семинара в неделю и регулярно встречаться хотя бы с одним из научных руководителей или дискуссантов.

Как учить других

Преподавание занимает у меня 5-10 часов в неделю, все остальное время я занимаюсь исследованиями. Стараюсь презентовать свою работу хотя бы два раза в год на студенческом научном семинаре — это, пожалуй, самая сложная часть учебного процесса. Очень волнительно демонстрировать результаты группе профессоров, которые знают больше, и готовы к критике. Но тут главное — практика. Я много преподавала еще в России, вела семинары по курсам «Теории игр» и «Экономика развития» и читала курс лекций у магистров-политологов.

О преподавании нужно задуматься как можно раньше, это внушительная часть работы профессора, психологически непростая, и к ней надо привыкать, практикуясь

В Америке вести семинары очень легко — профессор предоставляет задачи и решения, и TA (teaching assistant) пишет их на доске. Остается прорабатывать самопрезентацию, для чего есть возможность — американские студенты довольно пассивные, редко задают вопросы или проявляют хоть какой-нибудь интерес к учебе. Поэтому преподавание в UCSD не явилось для меня стрессом.

Об академическом рынке труда

Существует много мнений, но мои научные руководители настаивают: самое важное для новичка на этом рынке в США — это презентационная статья (job market paper, JMP). Все остальное — уже опубликованные статьи, проекты, преподавательская деятельность и прочее — практически никого не интересуют.

Американская экономическая ассоциация в начале января устраивает ежегодную конференцию — это централизованный рынок труда для новичков-экономистов

Туда съезжаются представители университетов и PhD-студенты, выпускающиеся в этом году, проводятся первые раунды собеседований на позиции assistant professor. Если студент успешно проходит интервью, его приглашают на «флайаут» (flyout) — он проводит один полный день в университете, и этот день состоит из встреч с профессорами и презентации своей JMP-статьи на Job Market Seminar. (МИЭФ, кстати, также проводит свои Job Market Seminars каждый февраль.)

По результатам «флайаута» кандидата могут взять в этот университет на работу. Интересно, что диссертация обычно дописывается уже после того, как студент получает работу. Я буду проходить через централизованный рынок труда в следующем году или через год и надеюсь получить профессорскую должность.

Об исследовательских интересах

Моя главная работа, которая, скорее всего, будет моей JMP, называется «Targeted Advertising in Elections» и посвящена такому вопросу: может ли таргетированная реклама перевернуть результаты выборов?

Я строю теоретико-игровую модель передачи информации от кандидатов в президенты к избирателям. И в результате прихожу к выводу, что таргетированная реклама работает, когда кандидат знает избирателя по всем релевантным социоэкономическим пунктам и когда у избирателей по этим пунктам расходятся мнения. Выходит, что чем более поляризовано население — тем больше пространства для манипуляции результатами выборов посредством таргетирования.

Мне захотелось провести исследование на эту тему, в первую очередь, благодаря громким выборам президента США в 2016 году и референдуму о Brexit. В обоих случаях результаты голосования были очень близки, победители тратили баснословные бюджеты на таргетинг через социальные сети, а уровень поляризации населения был как никогда высок. Один из выводов моей модели состоит в том, что невероятно сложная технически рекламная кампания стала решающим фактором исхода этих голосований.

Узнать больше о магистратуре МИЭФ, пройти пробный тест по английскому языку и получить рекомендации по подготовке портфолио можно 19 мая на дне открытых дверей.

Вам также может быть интересно:

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.

«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»

Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».