• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Отраслевые университеты — в Проект 5-100

В 2020 году будут подведены итоги первого этапа Проекта повышения международной конкурентоспособности российских вузов, известного как Проект 5-100. В нем участвует 21 университет. Проект оказался успешным для России: ни в одной другой стране вузы не демонстрировали столь быстрый рост результатов и продвижение в глобальных рейтингах при относительно небольшом финансировании. На следующем этапе, согласно национальному проекту «Образование», в нем смогут принять участие порядка 30 вузов. Как считает научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, заявки на открытый конкурс подадут не менее 100 вузов.

По мнению участников общего собрания, необходимо дать возможность участия в Проекте 5-100 отраслевым вузам, готовящим кадры для таких отраслей, как транспорт, строительство, урбанистика, сельское хозяйство. Отсутствие России в числе мировых лидеров по ряду предметных направлений ограничивает возможности конкуренции страны на технологических рынках.

Кроме того, нужно обеспечить ведущим профессорам вузов с международно признанными результатами, участвующим в проекте, доход, сопоставимый с глобальным рынком (а это сегодня 8-10 тыс. долл. США в месяц), а также изменить принципы и повысить уровень финансирования научных исследований. Сейчас вузовская наука финансируется по результатам «коротких» конкурсов, и от ученых требуют избыточную отчетность, хотя по-прежнему единственным объективным показателем эффективности науки остаются публикации.

«Без конкурентоспособных зарплат и «длинных» денег на науку мы в значительной степени «обогреваем» внешний мир», — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Чем выше результаты вуза в науке и кадровом развитии, тем выше риски увода его молодых перспективных ученых западными университетами

А вместе с ними наша наука лишается и перспективных разработок, и научных результатов.

«Ведущие вузы» как открытая общность

В прошлом году по итогам совещания с ректорами Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение Минобрнауки России проработать вопрос о законодательном закреплении понятия «ведущая образовательная организация высшего образования». «Нам важно услышать мнение ведущих университетов и тех, кто хочет быть таковыми. Мы ждем от вас аргументированных, понятных решений, на основе которых мы сможем приступить к следующему этапу уточнения этого понятия», — обратилась замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская к участникам общего собрания.

В ходе дискуссии были высказаны разные мнения.

«Нужно крайне осторожно и щепетильно подойти к этому вопросу, — отметил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. — Главное условие — чтобы при появлении новой категории были обязательно сохранены уже существующие: «федеральный университет», «национальный исследовательский университет» и другие».

«Нам безразлично, будет ли эта категория отдельной или охватывающей все существующие статусы категория. Важно, чтобы был понятный для вузов и, может быть, однородный состав прав, обязанностей и ресурсов. Чтобы вузы понимали, к чему им нужно стремиться и как выстраивать свою стратегию, —– сейчас они не понимают», — считает Ярослав Кузьминов.

Как пояснил ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов, критерии получения статуса «ведущий вуз» должны быть прозрачными. В их числе результаты образовательной и научной деятельности, привлекательность для студентов и сотрудников, сотрудничество с предприятиями. Если вуз доказал, что этим критериям соответствует, то он должен получить и право на разработку своих образовательных стандартов, и повышенный норматив финансирования образовательных программ, и возможность формировать собственную долгосрочную программу научных исследований. А ведущие вузы, в свою очередь, возьмут на себя обязанности — обеспечить высокое качество образования и исследований, разработку и распространение онлайн-курсов, поддержку региональных университетов, работу со школами и многое другое.

При таком понимании круг ведущих вузов может быть неизбежно расширен — в него войдут, например, вузы культуры и искусства.


© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев 

Научным исследованиям — прозрачную экспертизу

Недавно был изменен порядок предоставления университетам государственного задания на проведение научных исследований, и до сих сохраняются проблемы с получением вузами средств на выполнение научных исследований.

Для вузов эта процедура непрозрачна — непонятен механизм принятия решений. «Нашему университету исключили в государственном задании все темы по металлургии, хотя он входит по этому предмету в топ-200 вузов мира, работает в металлургическом регионе, и у нас самый большой бюджетный прием на направление подготовки «Металлургия» в России», — сообщил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

Участники общего собрания предложили:

 создать прозрачную национальную систему экспертизы научных исследований, в которую будут включены институты РАН, ведущие вузы, отраслевые НИИ, международные эксперты.
 Экспертиза должна проводиться с лагом в один год, чтобы не останавливать работу научных коллективов.
 У ведущих вузов должно быть право на собственную программу научных исследований не менее чем на 5 лет, и за ее результаты они будут отвечать публикациями и своей репутацией.

Вам также может быть интересно:

Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ

16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Как поступить в магистратуру факультета физики по результатам научных исследований

25 мая на факультете физики состоится конкурс студенческих научных работ. Его победители и призеры получат льготы при поступлении на магистерскую программу «Физика». Прием заявок на конкурс продолжается по 23 мая. Рассказываем, как он будет проходить.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

10 научных проектов НИУ ВШЭ получили гранты РНФ

Они стали победителями конкурса 2019 года, направленного на поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными группами.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Заведующий лабораторией Вышки Александр Милкус возглавил общественный совет Министерства просвещения

При Министерстве просвещения РФ создан общественный совет по проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности. Его председателем единогласно избран заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.

Вышка получила грант РНФ на проект по моделированию поведения сложных систем

В реализации проекта под руководством Андрея Устюжанина будут участвовать сразу три лаборатории факультета компьютерных наук в сотрудничестве с исследователями ЦЕРН. Результаты их работы смогут найти применение в физике частиц, астрофизике и при прогнозировании погоды.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.