• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летние школы для деловых людей

Участники перед зданием The Corridor
Участники перед зданием The Corridor
Этим летом Высшая школа экономики проведет сразу две Летние школы, посвященные предпринимательству, — в июле и в августе. А совсем недавно в рамках Программы развития инновационной инфраструктуры представители Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ побывали в Университете Твенте в Нидерландах.

В конце июня — начале июля в Твенте прошло две Летних школы. Одна из них организовывалась для предпринимателей. Здесь побывали заместитель руководителя бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Людмила Павлова и юрист-консультант бизнес-инкубатора Иван Пуцман. Вторую Школу посетили руководитель проектов бизнес-инкубатора Наталия Федотова, менеджер проектов Дарья Шубина и старший преподаватель кафедры маркетинга Нижегородского филиала Сергей Александровский.

«Наше подразделение активно интересуется опытом зарубежных коллег, особенно более продвинутых — европейских и американских. Поэтому мы стараемся регулярно общаться с людьми, которые занимаются тем же делом, что и мы, и Летняя школа в Твенте привлекла наше внимание», — рассказывает замруководителя бизнес-инкубатора ВШЭ Людмила Павлова.

При этом она и Иван Пуцман посмотрели на процесс обучения предпринимателей изнутри. «Я сама предприниматель, — говорит Людмила Павлова. — Моя компания представляет сервисы для организаторов событий. Этот проект родился внутри бизнес-инкубатора Высшей школы экономики».

Летняя школа для предпринимателей длилась пять дней. Каждый день приглашались эксперты по различным сферам бизнеса, начиная от генерации идей и психологических основ предпринимателя как человека, и заканчивая прикладными дисциплинами, такими как маркетинг, презентации для инвесторов. Эксперты были из Голландии и США.

Школа получилась достаточно камерной. В ней участвовало всего шесть человек, что способствовало более плотному общению участников и экспертов.

«Не могу сказать, что есть радикальные отличия того, что есть у нас здесь и того, что происходит у них, — отмечает Людмила Павлова. — Темы, форматы, конкретные методы очень похожи на то, чему учим мы, на те возможности, которые предоставляются студентам Вышки в бизнес-инкубаторе. Мне очень понравилось то, что для предпринимателей была организована экскурсия в компанию, которая была «выпускником» бизнес-инкубатора Твенте. Эта компания занимается объемной, или 3D печатью, которая применяется для изготовления штучных деталей, а также дизайнерских макетов. Нас привезли в офис компании, генеральный директор рассказал, как устроен бизнес, как они начинали, как все развивается сейчас, показали производство».

Как призналась замруководителя Бизнес-инкубатора ВШЭ, такие экскурсии в Вышке практикуются редко, а между тем они очень интересны и полезны. Поэтому в будущем подобная практика появится и в нашем университете.

Профессор Aard Groen вручает диплом Сергею Александровскому
Профессор Aard Groen вручает диплом Сергею Александровскому
Вторая Летняя школа Твенте была посвящена системам и видам поддержки предпринимательства в университете. «Мы сосредоточились на трех тематических блоках, — рассказывает Наталия Федотова. — Во-первых, нам рассказывали об опыте Твенте в области предпринимательского образования, о том, что изучают бакалавры, магистры и получающие степень PhD, то есть об обязательных учебных курсах в рамках специализаций в области предпринимательства и инноваций. Во-вторых, мы узнали о факультативных программах, которые направлены на развитие как личных навыков, так и получение новых знание в области открытия и ведения собственного бизнеса. И, наконец, третий блок — взращивание старт-апов».

Представители бизнес-инкубатора Вышки обратили особое внимание на факультативные курсы. Интересны они тем, что открыты как для студентов Твенте, так и для всех желающих, не связанных с университетом. Зачастую факультативы бесплатны для слушателей, так как финансируются за счет государства или региона, где расположен университет. Если и есть платные курсы, то стоимость их символическая. Группы обучающихся получаются смешанными, то есть вместе со студентами учатся предприниматели, имеющие свой бизнес, или люди, задумавшие открыть свое дело. Благодаря этому учащиеся активно обмениваются опытом друг с другом, а не сосредотачиваются только на преподавателе и материале семинаров.

«Сейчас наш бизнес-инкубатор также привлекает на свои курсы по предпринимательству не только студентов Вышки, но учащихся других вузов. И это касается не только образовательных мероприятий, но непосредственно поддержки уже существующих старт-апов. Университеты выпускают из своих стен готовые проекты, работающие бизнесы, чей успех ассоциируется в том числе и с именем университета, где проект запустился и прошел «долину смерти». С точки зрения брендинга, здесь уже не важно студенты и представители каких именно вузов были основателями старт-апа. Важен результат — работающая компания. Именно поэтому мы изначально развиваем межвузовское сотрудничество, чтобы в проектах собирались люди с разными компетенциями, так как в этом случае вероятность успеха бизнеса существенно выше», — отмечает Наталия Федотова.

Еще один тренд в образовании вообще и предпринимательском обучении, в частности, касается «дизайна» программ. Речь идет о нововведениях, как в содержании, так и в формате курсов. То есть в ходе обучения программные дизайнеры Твенте стараются выяснить оптимальный объем того или иного курса, наиболее эффективную последовательность изучения тех или иных дисциплин. Конечно, в обязательных программах вариативность минимальна, а вот факультативы наиболее гибки. Этот опыт с большим интересом изучал Сергей Александровский, который занимается разработкой магистерских программ по предпринимательству, так как НИУ ВШЭ как раз внедряет подобные новации в учебный процесс.

Эстафету Летних школ по предпринимательству принимает и Высшая школа экономики. С 21 по 24 июля Бизнес-инкубатор ждет коллег из инкубаторов, технопарков, инновационных центров, предпринимательских организаций со всей России. Эта Школа будет посвящена обмену опытом по созданию инновационных инфраструктур, помощи в развитии старт-апов.

Вторая Школа будет российско-голландской. Она пройдет с 18 по 31 августа под названием «Exploring Entrepreneurship: Russia and the Netherlands» (Энсхеде — Москва). Ее организуют Лаборатория исследований предпринимательства Высшей школы экономики совместно с NIKOS (Институтом исследования высокотехнологичного предпринимательства) университета Твенте. Соруководитель со стороны ВШЭ — декан факультета социологии Александр Чепуренко, соруководитель со стороны университета Твенте — профессор, доктор Аард Гроэн (Aard Groen). Первый этап Школы пройдет в Энсхеде (Нидерланды), второй — в ближнем Подмосковье.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.