• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Настало время задать более высокую планку»

Продолжается работа Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в ВШЭ. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях оценки и сравнения вузов рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

— Сергей Михайлович, какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед ассоциацией?

— Главная задача ассоциации — формирование в нашем профессиональном сообществе стандартов в широком смысле этого слова.

Но сначала самим фактом создания ассоциации мы решаем другую задачу — формирование профессионального сообщества. АВРЭМ — это сообщество внятных размеров. В поле ее работы втягиваются вузы, которые вполне могут участвовать в современных разработках. Если этих вузов два-три, а за рамками ассоциации — тысяча остальных, то дифференциация только будет усиливаться. А если их около двадцати, как у нас, то ситуация будет меняться. Тем более что большинство вузов — членов ассоциации имели в своем составе так называемые УМО — учебно-методические объединения, сыгравшие большую роль в создании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Но ФГОС — это минимум требований, чтобы в пропасть не упасть, это минимальная планка. УМО выполнили свою задачу — сформулировали минимум. Ассоциация делает следующий шаг: настало время задать более высокую планку.

— Как ассоциация планирует выстраивать отношения с государством и бизнесом?

— АВРЭМ может выступать как партнер государства в подготовке стандартов по экономике и менеджменту, оценке уровня не только стандартов, но и подготовки выпускников. Формирование оценочных материалов, рейтингов — тоже задача АВРЭМ, в этом заключается ее помощь государству.

Есть вузовские стандарты, а есть стандарты работодателей. Вузовские стандарты не обязаны им соответствовать, мы не готовим человека под конкретное предприятие. У образования другие задачи, оно создает мобильность человека в мире, в профессии. Когда мы готовим выпускника, то учитываем, что он может менять место работы. Человек для общества — это не работник для предприятия.

При этом мы участвуем в разработке профессиональных стандартов и не должны быть от них полностью отделены. Должна быть группа вузов — агентов образовательного сообщества, которые будут коллективно контактировать с представителями работодателей — Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Опорой России», «Деловой Россией» и другими. То есть АВРЭМ может скоординировать чисто образовательную составляющую в требованиях профессионалов, выступить тут посредником.

— Представители вузов — членов ассоциации, принимающих участие в заседаниях рабочих комиссий, — это тоже в определенном смысле работодатели: они нанимают преподавателей в вузы. Планирует ли ассоциация установить требования к преподавателям экономики и менеджмента?

— Мы тоже работодатели, и мы тоже можем создать свой профессиональный стандарт — стандарт вузовского преподавателя. И это приведет к структурированию рынка труда, когда есть преподаватели, имеющие сертификат ассоциации. Со временем наличие сертификата может стать знаком качества, и мы сможем таким образом управлять качеством преподавателей. Поскольку АВРЭМ — некоммерческая организация, мы можем создать свой профессиональный стандарт менеджеров некоммерческой организации. Это тоже поможет структурировать рынок специалистов.

— В чем заключается интерес к работе ассоциации со стороны Уральского федерального университета? Какие темы для вас особенно важны?

— Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ — значимый игрок на рынке высшего образования в нашей сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать и реализовывать новые стандарты.

На мой взгляд, очень важная тема — введение промежуточной независимой аттестации студентов. Нужно не откладывать все до итоговой аттестации, когда человек уже закончил учиться, а ввести независимую оценку освоения части дисциплин, например, на втором курсе. Это позволит, с одной стороны, оценить состояние дел в вузе, с другой — показать студентам, в какой вуз они пришли и куда им, может быть, стоит уйти, если они попали не туда. В АВРЭМ я как раз вхожу в комиссию, которая занимается оценкой качества и стандартами. Формирование банка оценочных средств, их внедрение в процедуру государственной аккредитации, появление промежуточных экзаменов на бакалаврских программах позволит не давать аккредитацию самым плохим программам и отчислять самых плохих студентов.

Еще одна тема, не менее важная лично для меня, — о которой мы говорили: создание профессионального стандарта университетских менеджеров и преподавателей.

— Вы приняли участие 21 ноября в первом заседании комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ. Каковы ваши впечатления? Что еще предстоит сделать?

— Работа комиссии идет очень интересно, на первом заседании глубокий анализ проблем нашей сферы сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Как говорится, есть от чего плясать.

Нам предстоит очень интересная работа по формированию дисциплин, которые составят ядро наших направлений подготовки, анализу оценочных средств, составления рейтингов вузов и факультетов нашей профессиональной среды. Существуют рейтинги университетов в целом, а есть рейтинги университетов и факультетов в определенной области. Вуз может не входить в первую десятку, например, Шанхайского рейтинга, но быть очень уважаемым в своей сфере. Поэтому нужны очень прицельные, профессиональные критерии для оценки и сравнения, на которые могли бы ориентироваться руководители таких университетов и факультетов.

— Например?

— Нельзя ориентироваться только на научные публикации в международных журналах — нужно учитывать и наши журналы, выбрать, например, 10-20 лучших, таким образом аккумулировать внимание к этим журналам, придать им большую значимость. Не нужно забывать и о результатах исследований, выраженных в денежной форме, — заказанных бизнесом, государством.

Помимо критериев, связанных с наукой, есть еще такие показатели, как зарплаты преподавателей и выпускников, доля выпускников, работающих по специальности, оценки работодателей. Но здесь потребуется определиться с количеством и составом экспертов, а это, наверное, самый непростой вопрос. Обязательно нужно учитывать международную деятельность вузов. Несмотря на то, что у нас рынок труда большой, вузы не должны забывать о международных ориентирах.

На одном из ближайших заседаний комиссии я буду делать доклад о рейтингах вузов. Надеюсь более подробно и обоснованно изложить свое мнение по этому вопросу.

 

Екатерина Рылько

Сокращенная версия интервью опубликована на портале РИА Новости

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают

Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.

«Я сбился со счета, сколько раз облетел земной шар. Экономика — это приключения!»

Как вуз делает из тебя человека, что меняет в жизни сертификат CFA и почему экономисту никогда нельзя останавливаться в профессиональном росте — об этом и о многом другом рассказал Николай Тлехугов, главный эксперт по инвестиционной деятельности и управлению проектированием в компании «Сибур».

Список литературы: взлеты и падения российской экономики

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»

ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.