• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиЭкспертизаВ технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов
Владимир Трефилов, МИА «Россия сегодня»

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Это ежегодный мониторинг, который с 2009 года проводит исследовательская группа ВШЭ на основе данных, собранных с сайтов вузов. В этом году также использовались данные Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. Партнер исследования — проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня». Представлены данные по 442 вузам, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ.

Качество приема оценивается по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов, учитываются поступившие на первый курс бакалавриата/специалитета очной формы обучения. При этом выделяется группа вузов-лидеров со средним баллом выше 70 («зеленая зона») и группа отстающих («красная зона», балл ниже 56).

Конкурс растет, доступность сохраняется

Как рассказал Дмитрий Ливанов, в этом году было выделено 324,2 тыс. бюджетных мест для приема в бакалавриат и специалитет — чуть больше, чем в прошлом году. Увеличилось количество бюджетных мест по естественнонаучным, медицинским и инженерным направлениям подготовки. На бесплатные места в вузы государство приняло 56% выпускников школ, то есть доступность высшего образования сохраняется.

В среднем по России конкурс составил около 9 человек на место — выше, чем в прошлом году. Традиционно высок спрос на программы в области иностранных языков, международных отношений, экономики, медицины. Зафиксирован рост интереса к инженерно-техническим и педагогическим направлениям, здесь конкурс — примерно 7,5 человек на место, опять же больше, чем в прошлом году.

Вузы впервые учитывали индивидуальные достижения абитуриентов, в том числе золотые медали; около 40% вузов также учитывали результаты выпускного сочинения, которое школьники писали в декабре 2014 года. По словам министра, в следующем году от учета индивидуальных достижений отказываться не будут.

По России средний балл абитуриентов этого года — 65,2, что на 0,2 выше среднего балла прошлого года. В Москве средний балл в вузах — 74,2, в Санкт-Петербурге — 74.

По сравнению с прошлым годом в топ-10 вузов с бюджетным приемом более 300 человек сохранили свои позиции МГИМО (94,7 балла) и Физтех (93,8) — соответственно первое и второе место. Санкт-Петербургский медицинский университет уступил место Высшей школе экономики (91,5), с третьего места переместившись на девятое, РНИМУ им. Пирогова «вышел» из топ-10. Средний балл СПбГУ (88,1) по прежнему выше, чем у МГУ (87,1), но теперь они занимают четвертое и пятое места соответственно. МИФИ переместился с седьмого места на шестое (86,3), в десятку буквально попал и питерский кампус ВШЭ (84,6) — у него восьмое место. Из топ-10 исчез РЭУ им. Плеханова, зато на 10-месте появился Финансовый университет (83). РАНХГиС переместилась с 10-го места на 7-е (85,6 баллов).

Аграрии отстают

Значительно повысили качество приема технические университеты. В «зеленой зоне» — 24 вуза, на 8 больше, чем в прошлом году. Большой рост у МИСиС, Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, МГТУ им. Баумана. «Красная зона» уменьшилась — 9 вузов из нее вышли, перейдя в зону «хорошистов», 4 добавились. Верхняя треть технических университетов серьезно усилила свои позиции (МИЭМ НИУ ВШЭ среди вузов данного профиля занимает 5 место), а нижняя треть, напротив, «скатилась». Одни вузы инвестируют в кадры, в новые технологии, а другие нет, несколько лет назад это увидели работодатели, а теперь и семьи, подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Качество бюджетного приема в технические вузы

Место среди вузов данного профиляМесто в общем рейтингеВузСр. балл ЕГЭ 2015Ср. балл ЕГЭ 2014Зачислено на бюджет 2015, чел.
12Московский физико-техн. ин-т93,892,7890
26Национальный исследовательский ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва86,384,8475
311Санкт-Петербургский национальный исследовательский ун-т информационных технологий, механики и оптики82,7831122
413Санкт-Петербургский гос. ун-т технологии и дизайна82,578481
523Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики»79,779,8459
626Национальный исследовательский технологический ун-т «МИСиС», г. Москва79,474,8954
730Российский гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва7976,4964
832Московский гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана78,575,53088
937Санкт-Петербургский гос. политехн. ун-т77,374,42403
1048Российский химико-технологический ун-т им. Д.И. Менделеева, г.Москва75,273,6913

 

Тройка лидеров среди педагогических вузов осталась неизменной: Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет и РГПУ им. Герцена. Улучшились результаты у нескольких вузов в регионах, сократилась «красная группа», да и внутри этой группы у некоторых вузов выросли баллы, что, по мнению Ярослава Кузьминова, достойно поощрения.

Среди аграрных вузов один — Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины — появился в «зеленой зоне» (впервые за годы мониторинга), два вуза вышли из «красной зоны». «Вузы, готовящие специалистов для сельского хозяйства, продемонстрировали низкую привлекательность, — подчеркнул Дмитрий Ливанов. — Их средний балл — 53».

В целом чуть снизился средний балл в медвузах — возможно, это корректировка в пользу вузов других профилей после бурного роста среднего балла в предшествующие годы.

Отличники пошли в летчики

Одно из новшеств мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году — выделение среди вузов лидеров и аутсайдеров по количеству в них сильных и слабых направлений подготовки. Здесь абсолютный лидер — СПбГУ, который входит в топ-3 по 26 направлениям. ВШЭ входит в топ-3 по 19 направлениям, МГУ — по 15. Во многих вузах далеко не все направления характеризуются высоким качеством приема, пояснил Ярослав Кузьминов: бывает так, что по менеджменту набрали хороших студентов, а на инженерные направления — не очень.

Направления подготовки, по которым ВШЭ входит в топ-3

В каких группах направлений входят в Топ-3Позиция в укрупненной группеСр. балл зачисленных по рез-м ЕГЭ (+ олимпиадники = 100 б.) 2015Зачислено на бюджет (чел) 2015
Востоковедение и африканистика194,749
Информатика и вычислительная техника196,987
Лингвистика и иностранные языки197,874
Математика197195
Менеджмент189,4144
Филология195,641
Экономика192,7381
Бизнес-информатика292,7100
Государственное и муниципальное управление285,580
Дизайн286,954
История288,565
Культурология289,631
Международные отношения296,235
Политология29060
Социология286,998
Журналистика и литературное творчество392,441
Психология382,560
Реклама и связи с общественностью393,275
Теория искусств388,133

 

90 вузов провели прием так, что на 5 и более направлений подготовки зачислено более половины троечников. В основном это связано с особенностями регионов, из которых наблюдается большой отток абитуриентов в столицы, или отраслей (сельское хозяйство). Но есть и столичные вузы, где больше половины направлений — в «красной зоне». Пять-шесть направлений, куда приняты в основном троечники, есть в нескольких федеральных университетах и даже в двух национальных исследовательских университетах — Казанском технологическом университете и Иркутском техническом университете. По мнению Ярослава Кузьминова, это совсем странно: в соответствии с политикой Минобрнауки вузы должны сокращать прием на неконкурентные направления подготовки.

Комментируя некоторые направления подготовки, ректор ВШЭ отметил, что по направлению «Авиационные системы (эксплуатация)» в «зеленую зону» поднялось Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, туда пошли отличники. Характерный показатель «сдвига в умах» — выбор одного из выпускников лицея НИУ ВШЭ, который, имея возможность поступить по результатам ЕГЭ в ведущие столичные вузы, предпочел именно это училище.

Почти в 3 раза увеличилось количество вузов в «зеленой зоне» по направлению «Педагогическое образование», и это, считает Ярослав Кузьминов, — прямой результат последовательной политики государства: сильные абитуриенты поверили, что карьера учителя — нормальная, такая же, как у экономистов и врачей.

По направлению «Государственное и муниципальное управление» в этом году впервые появились три вуза, набравшие в основном троечников.

Что делать с отстающими?

Отвечая на вопрос, какая судьба ждет вузы, попавшие в «красную зону», ректор ВШЭ сказал, что многое зависит от обстоятельств, в которых работает конкретный вуз. Вузы на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, где лучшие выпускники предпочитают уезжать в центральную Россию, вынуждены работать с теми, кто остается.

Что же касается вузов в крупных городах, то к ним предъявляются более высокие требования. Минобрнауки России распределяет на конкурсной основе контрольные цифры приема, и здесь один из факторов — качество студентов. Если вуз оказался в «красной зоне» по каким-то направлениям, скорее всего по этим направлениям он не получит больше бюджетных мест и, возможно, вынужден будет просить, чтобы его присоединили к более сильному вузу. Вуз может выйти из «красной зоны», запросив, например, не 100 бюджетных мест, а в разы меньше.

Дмитрий Ливанов подчеркнул, что система высшего образования не только готовит кадры, но и обеспечивает социализацию молодых людей. Поэтому разветвленная сеть вузов в разных регионах должна сохраняться, и различия в качестве образования неизбежны. Одновременно, считает министр, нужно улучшать ситуацию в школах, применять дистанционные технологии в образовании, а также повышать требования к поступающим на программы высшего образования: год от года пороговые баллы по предметам, устанавливаемые Рособрнадзором, растут.

Вам также может быть интересно:

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

Качество платного набора в ведущих вузах растет

13 октября в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты ежегодного мониторинга «Качество платного приема в российские государственные вузы-2015», который был проведен Высшей школой экономики в партнерстве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и при поддержке Минобрнауки России.

Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык

В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

В медицинские вузы идут лучшие абитуриенты, а инженерные специальности по-прежнему не в моде

29 октября заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представили ежегодный мониторинг качества приема в российские вузы, проведенный Высшей школой экономики и Минобрнауки России в партнерстве с МИА «Россия сегодня» и Общественной палатой РФ. Вот некоторые выводы по результатам исследования.

Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ

После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз».

«Нет отступления от принципов ЕГЭ, есть отступление от формы»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал журналу «Профиль» о новшествах в системе образования, эволюции единого госэкзамена и пользе укрупнения школ.