• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиЭкспертизаСпрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Результаты мониторинга на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» представили директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, представители других ведущих вузов. Предлагаем 10 основных выводов исследования.

Вывод 1. Растет качество приема в вузы в целом.

У тех, кто поступил в вуз, в среднем выше баллы ЕГЭ, чем у тех, кто его сдавал лишь в качестве выпускного экзамена за школьный курс. Это значит, что высшее образование привлекает наиболее достойных молодых людей. Если у человека высокие баллы, без места в вузе он не останется.

Бюджетный набор: структура по качеству приема отражает позитивные изменения

Группы вузов по среднему баллу

2016, %

2015, %

2016,  ед.

2015, ед.

вузов с баллами >80

7,5%

6,8%

32

30

вузов с баллами от 70 до 80

24,2%

22,7%

103

100

вузов с баллами от 56 до 70

52,2%

53,5%

222

236

вузов с баллами <56

16,0%

17,0%

68

75

всего вузов

100,0%

100,0%

425

441

Вывод 2. На педагогические направления подготовки – высокий спрос.

Абитуриенты поверили, что карьера учителя, преподавателя – достойна, что она обеспечит не просто кусок хлеба, но и приличный доход, положение в обществе. Вырос средний балл поступивших на направление «Педагогическое образование» и других направлений, связанных с педагогикой, в том числе с преподаванием физической культуры.

Вывод 3. Популярна карьера не только врача, но и медсестры.

Рост популярности медицинского образования исследователи отмечали еще пять лет назад, и вузы, где готовят врачей, все эти годы удерживают высокие позиции в мониторинге. В этом году вырос средний балл и у направления «Сестринское дело».

Вывод 4. В естественных науках и инженерии растут вузы-лидеры, позиции аутсайдеров ухудшаются.

Абитуриенты видят перспективу в карьере инженера и в естественнонаучном образовании, и в ведущих вузах средний балл растет. Но, по мнению Ярослава Кузьминова, на эти направления Минобрнауки выделяет избыточные бюджетные места, которые распределяются в пользу слабых вузов, где средний балл снижается вплоть до 40.

МФТИ, МИФИ, ИТМО, и МИСиС набрали на эти направления сильных платных студентов, с баллами 80+, что пять лет назад было невероятно даже для бюджетного набора. Приоритеты абитуриентов радикально изменились.

Топ-5 вузов по качеству платного приема

 

Ср. балл ЕГЭ

Зачислено на платные места, чел.

Средняя стоимость по вузу, руб. в год

Московский физико-технический институт

83,6

105

200 000

Московский государственный институт международных отношений

82,7

742

478 012

Нац. исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

80,9

3085

338 916

Санкт-Петербургский государственный университет

79,0

984

232 126

Нац. исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, СПб

76,2

691

214 544

Вывод 5. Спрос на социально-гуманитарные и экономические направления по-прежнему высок.

В этом году самыми привлекательными стали направления, связанные с гуманитарной коммуникацией. В ряде ведущих вузов вырос спрос на «Рекламу и связи с общественностью», «Лингвистику и иностранные языки», «Востоковедение и африканистику», на эти направления принято в несколько раз больше студентов, чем выделено бюджетных мест. По мнению ректора ВШЭ, необходимо это учесть при распределении бюджетных мест в будущем.

Вывод 6. Транспорт, сельское хозяйство, лесное дело у абитуриентов не популярны.

На этих направлениях – тревожная ситуация, туда идут абитуриенты со средним баллом около 55, при этом выделяется много бюджетных мест (почти 12 тыс. мест – «Транспортные средства», почти 15 тыс. – «Сельское и рыбное хозяйство»). Сокращением бюджетных мест проблему не решить, так как эти отрасли нуждаются в кадрах. Очевидно, нужны государственные меры по повышению привлекательности карьеры в этих отраслях.

Вывод 7. Десятка вузов-лидеров почти не изменилась.

В топ-10 вузов с бюджетным набором более 300 человек – по-прежнему МГИМО, Физтех, ВШЭ, СПбГУ, МГУ, ВШЭ – СПб, МИФИ, РАНХГиС. Впервые в десятку попал Московский государственный лингвистический университет, где средний балл вырос на 4,5.

Топ-25 вузов по качеству бюджетного приема

 

Вуз

Бюджетный прием

 

Средний балл ЕГЭ

Зачислено, чел.

 

2016

2015

Рост / падение
2015-2016

2016

2015

1

Московский государственный институт международных отношений

95,4

94,7

0,7

460

436

2

Московский физико-технический институт

93,8

93,8

0

910

890

3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

92,2

89,3

2,9

1963

2448

4

Санкт-Петербургский государственный университет

90

88,1

1,9

2003

2340

5

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

87,8

87,1

0,7

3678

3848

6

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

87,8

86,3

1,5

542

475

7

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург

87,1

84,6

2,5

500

529

8

Университет ИТМО

86,9

82,7

4,2

1174

1122

9

Российская академия народного хозяйства и государственный службы при Президенте РФ, г. Москва

85,8

85,6

0,2

613

611

10

Московский государственный лингвистический университет

84,7

80,2

4,5

804

763

11

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

83,5

82,6

0,9

692

576

12

Российская таможенная академия, г. Люберцы

83,1

80,4

2,7

374

360

13

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

82,7

82

0,7

965

943

14

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

82,6

82,3

0,3

878

866

15

Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова

82,5

81,8

0,7

1367

1262

16

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

82,4

83

-0,6

1298

1034

17

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

82

83,2

-1,2

628

620

18

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

81,7

81,2

0,5

1352

1341

19

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород

81,5

79,3

2,2

366

367

20

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

81,4

81

0,4

482

430

21

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва

80,8

79,4

1,4

889

954

22

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

80,6

79,6

1

534

593

23

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

80,5

79,2

1,3

511

513

24

Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар 

79,5

77,9

1,6

422

427

25

Казанский государственный медицинский университет

79

78,9

0,1

441

446

Вывод 8. В мониторинге-2016 – два «вуза-героя»: МГПУ и ИТМО.

В МГПУ средний балл вырос с 71,7 до 78, что очень значимо для вуза с бюджетным набором порядка 1 тыс. человек. МГПУ в 2 раза увеличил платный набор, и качество этого набора выросло на 3 балла. Это еще одна иллюстрация роста популярности педагогического образования.

В ИТМО (9-е место в общем рейтинге) рост среднего балла на бюджетное обучение составил 4,2 при приеме более 1 тыс. человек, а средний балл на платное обучение вырос на 10,2. Причина в том, что университет ограничил платный прием – в этом году он меньше на 50 человек, что позволило увеличить его качество.

Вывод 9. Реорганизация вузов приводит к росту качества приема.

Исследователи проанализировали динамику среднего балла в 18 вузах Москвы и Санкт-Петербурга, которые прошли через реорганизацию (как правило, слабые вузы присоединялись к сильным). Во всех случаях, кроме одного, зафиксирован рост качества абитуриентов. Исключение – когда объединяли вузы разных направлений, и здесь качество приема снизилось.

Вывод 10. Подавляющее большинство вузов не повысили цены на платное обучение.

Очевидно, вузы учли сложную экономическую ситуацию, в которой находится страна, и это дало результаты: количество зачисленных на платные места не уменьшилось. Люди стремятся получить высшее образование и готовы инвестировать в свое будущее.

Вам также может быть интересно:

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

Качество платного набора в ведущих вузах растет

13 октября в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты ежегодного мониторинга «Качество платного приема в российские государственные вузы-2015», который был проведен Высшей школой экономики в партнерстве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и при поддержке Минобрнауки России.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык

В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

В медицинские вузы идут лучшие абитуриенты, а инженерные специальности по-прежнему не в моде

29 октября заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представили ежегодный мониторинг качества приема в российские вузы, проведенный Высшей школой экономики и Минобрнауки России в партнерстве с МИА «Россия сегодня» и Общественной палатой РФ. Вот некоторые выводы по результатам исследования.

Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ

После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз».

«Нет отступления от принципов ЕГЭ, есть отступление от формы»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал журналу «Профиль» о новшествах в системе образования, эволюции единого госэкзамена и пользе укрупнения школ.