• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Результаты мониторинга на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» представили директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, представители других ведущих вузов. Предлагаем 10 основных выводов исследования.

Вывод 1. Растет качество приема в вузы в целом.

У тех, кто поступил в вуз, в среднем выше баллы ЕГЭ, чем у тех, кто его сдавал лишь в качестве выпускного экзамена за школьный курс. Это значит, что высшее образование привлекает наиболее достойных молодых людей. Если у человека высокие баллы, без места в вузе он не останется.

Бюджетный набор: структура по качеству приема отражает позитивные изменения

Группы вузов по среднему баллу

2016, %

2015, %

2016,  ед.

2015, ед.

вузов с баллами >80

7,5%

6,8%

32

30

вузов с баллами от 70 до 80

24,2%

22,7%

103

100

вузов с баллами от 56 до 70

52,2%

53,5%

222

236

вузов с баллами <56

16,0%

17,0%

68

75

всего вузов

100,0%

100,0%

425

441

Вывод 2. На педагогические направления подготовки – высокий спрос.

Абитуриенты поверили, что карьера учителя, преподавателя – достойна, что она обеспечит не просто кусок хлеба, но и приличный доход, положение в обществе. Вырос средний балл поступивших на направление «Педагогическое образование» и других направлений, связанных с педагогикой, в том числе с преподаванием физической культуры.

Вывод 3. Популярна карьера не только врача, но и медсестры.

Рост популярности медицинского образования исследователи отмечали еще пять лет назад, и вузы, где готовят врачей, все эти годы удерживают высокие позиции в мониторинге. В этом году вырос средний балл и у направления «Сестринское дело».

Вывод 4. В естественных науках и инженерии растут вузы-лидеры, позиции аутсайдеров ухудшаются.

Абитуриенты видят перспективу в карьере инженера и в естественнонаучном образовании, и в ведущих вузах средний балл растет. Но, по мнению Ярослава Кузьминова, на эти направления Минобрнауки выделяет избыточные бюджетные места, которые распределяются в пользу слабых вузов, где средний балл снижается вплоть до 40.

МФТИ, МИФИ, ИТМО, и МИСиС набрали на эти направления сильных платных студентов, с баллами 80+, что пять лет назад было невероятно даже для бюджетного набора. Приоритеты абитуриентов радикально изменились.

Топ-5 вузов по качеству платного приема

 

Ср. балл ЕГЭ

Зачислено на платные места, чел.

Средняя стоимость по вузу, руб. в год

Московский физико-технический институт

83,6

105

200 000

Московский государственный институт международных отношений

82,7

742

478 012

Нац. исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

80,9

3085

338 916

Санкт-Петербургский государственный университет

79,0

984

232 126

Нац. исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, СПб

76,2

691

214 544

Вывод 5. Спрос на социально-гуманитарные и экономические направления по-прежнему высок.

В этом году самыми привлекательными стали направления, связанные с гуманитарной коммуникацией. В ряде ведущих вузов вырос спрос на «Рекламу и связи с общественностью», «Лингвистику и иностранные языки», «Востоковедение и африканистику», на эти направления принято в несколько раз больше студентов, чем выделено бюджетных мест. По мнению ректора ВШЭ, необходимо это учесть при распределении бюджетных мест в будущем.

Вывод 6. Транспорт, сельское хозяйство, лесное дело у абитуриентов не популярны.

На этих направлениях – тревожная ситуация, туда идут абитуриенты со средним баллом около 55, при этом выделяется много бюджетных мест (почти 12 тыс. мест – «Транспортные средства», почти 15 тыс. – «Сельское и рыбное хозяйство»). Сокращением бюджетных мест проблему не решить, так как эти отрасли нуждаются в кадрах. Очевидно, нужны государственные меры по повышению привлекательности карьеры в этих отраслях.

Вывод 7. Десятка вузов-лидеров почти не изменилась.

В топ-10 вузов с бюджетным набором более 300 человек – по-прежнему МГИМО, Физтех, ВШЭ, СПбГУ, МГУ, ВШЭ – СПб, МИФИ, РАНХГиС. Впервые в десятку попал Московский государственный лингвистический университет, где средний балл вырос на 4,5.

Топ-25 вузов по качеству бюджетного приема

 

Вуз

Бюджетный прием

 

Средний балл ЕГЭ

Зачислено, чел.

 

2016

2015

Рост / падение
2015-2016

2016

2015

1

Московский государственный институт международных отношений

95,4

94,7

0,7

460

436

2

Московский физико-технический институт

93,8

93,8

0

910

890

3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

92,2

89,3

2,9

1963

2448

4

Санкт-Петербургский государственный университет

90

88,1

1,9

2003

2340

5

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

87,8

87,1

0,7

3678

3848

6

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

87,8

86,3

1,5

542

475

7

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург

87,1

84,6

2,5

500

529

8

Университет ИТМО

86,9

82,7

4,2

1174

1122

9

Российская академия народного хозяйства и государственный службы при Президенте РФ, г. Москва

85,8

85,6

0,2

613

611

10

Московский государственный лингвистический университет

84,7

80,2

4,5

804

763

11

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

83,5

82,6

0,9

692

576

12

Российская таможенная академия, г. Люберцы

83,1

80,4

2,7

374

360

13

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

82,7

82

0,7

965

943

14

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

82,6

82,3

0,3

878

866

15

Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова

82,5

81,8

0,7

1367

1262

16

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

82,4

83

-0,6

1298

1034

17

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

82

83,2

-1,2

628

620

18

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

81,7

81,2

0,5

1352

1341

19

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород

81,5

79,3

2,2

366

367

20

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

81,4

81

0,4

482

430

21

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва

80,8

79,4

1,4

889

954

22

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

80,6

79,6

1

534

593

23

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

80,5

79,2

1,3

511

513

24

Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар 

79,5

77,9

1,6

422

427

25

Казанский государственный медицинский университет

79

78,9

0,1

441

446

Вывод 8. В мониторинге-2016 – два «вуза-героя»: МГПУ и ИТМО.

В МГПУ средний балл вырос с 71,7 до 78, что очень значимо для вуза с бюджетным набором порядка 1 тыс. человек. МГПУ в 2 раза увеличил платный набор, и качество этого набора выросло на 3 балла. Это еще одна иллюстрация роста популярности педагогического образования.

В ИТМО (9-е место в общем рейтинге) рост среднего балла на бюджетное обучение составил 4,2 при приеме более 1 тыс. человек, а средний балл на платное обучение вырос на 10,2. Причина в том, что университет ограничил платный прием – в этом году он меньше на 50 человек, что позволило увеличить его качество.

Вывод 9. Реорганизация вузов приводит к росту качества приема.

Исследователи проанализировали динамику среднего балла в 18 вузах Москвы и Санкт-Петербурга, которые прошли через реорганизацию (как правило, слабые вузы присоединялись к сильным). Во всех случаях, кроме одного, зафиксирован рост качества абитуриентов. Исключение – когда объединяли вузы разных направлений, и здесь качество приема снизилось.

Вывод 10. Подавляющее большинство вузов не повысили цены на платное обучение.

Очевидно, вузы учли сложную экономическую ситуацию, в которой находится страна, и это дало результаты: количество зачисленных на платные места не уменьшилось. Люди стремятся получить высшее образование и готовы инвестировать в свое будущее.

Вам также может быть интересно:

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную укрупненным группам направлений подготовки (УГН). Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Качество приема в российские вузы в 2022 году: основные итоги

Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Пути поступления в российские вузы: след ЕГЭ

Как изменились за последние десять лет пути поступления в вузы на программы бакалавриата и специалитета, и насколько заметно влияние ЕГЭ, показывает всероссийский опрос студентов очной формы обучения, проведенный в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2006, 2010 и 2017 годах.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Успех обучения в вузе зависит от окружения студента

Приемная кампания в бакалавриат набирает обороты. Выбрать вуз, где будут учиться студенты с примерно таким же уровнем подготовки, что и вы, и оценить свои шансы на поступление можно с помощью Мониторинга качества приема в вузы прошлого года, подготовленного Высшей школой экономики.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».