• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это потрясающе, когда студенты ставят тебя в тупик»

В 2012 году Михаил Ульянов, профессор кафедры управления разработкой программного обеспечения, во второй раз стал одним из лучших лекторов Высшей школы экономики, по мнению студентов отделения программной инженерии ВШЭ.

 

— Студенты ВШЭ во второй раз выбирают вас лучшим преподавателем года. Как вы считаете, это случайность или уже закономерность?

— Я бы переадресовал этот вопрос студентам, а также своим коллегам и сотрудникам учебной части отделения программной инженерии и факультета бизнес-информатики. Только они знают ответ на этот вопрос.

— По вашему мнению, подобное голосование способствует улучшению качества преподавания? Какие чувства вызвала у вас эта новость?

— Я спокойно отношусь к известиям такого рода: мой «лавровый венок» давно ощипан на борщ. Однако приятно видеть результаты своей работы, воплощенной в такой оценке. Значит, не зря я по три пары два раза в неделю провожу свое время в лекционной аудитории. Кроме того, интересно заглянуть за обратную сторону медали. Напрямую на качество преподавания это не влияет, но заставляет задуматься: почему лучшим преподавателем года выбран, скажем, господин Х, а не госпожа Y?

Вспоминается история из моей студенческой жизни. В далеком 1975 году профессор Исмагилов так умудрился прочитать нам, студентам факультета АВТ МИЭМ, курс теории функций комплексного переменного, что и сегодня я помню ее содержание и готов завтра читать эту дисциплину. Когда спустя долгие годы ученик помнит содержание дисциплины и не забыл имя своего учителя — это ли не подлинная оценка качества преподавания? Другой меры преподавательского таланта, на мой взгляд, нет.

— Курс ваших лекций посвящен методам разработки и анализу компьютерных алгоритмов. Какова сфера их практического применения?

 — Областью применения являются любые компьютерные программы, а без грамотной работы компьютеров жизнь современного человека уже проблематична. Алгоритмы, являясь «внутренними двигателями» программного обеспечения, заставляют программу правильно решать поставленные задачи. При этом алгоритмическая составляющая живет своей собственной жизнью: она более устойчива и неизменна во времени и не сильно зависит от применяемых языков программирования. Я рассказываю студентам о том, как можно анализировать алгоритмы и какие математические методы применимы для решения задачи их рационального выбора. Другими словами, я преподаю компьютерную математику.

Скажем, заказчик ставит задачу компактного хранения видеофильма, то есть сжатия изображения в режиме реального времени: тогда очевидно, что прежде всего к алгоритму мы применяем жесткое требование по скорости сжатия и находим разумный компромисс с точки зрения качества изображения. Абсолютно другая задача стоит при размещении на диске с энциклопедией большого количества изображений. В этом случае требование к скорости сжатия не существенно, а основным показателем является степень сжатия. Умение выбирать рациональные алгоритмы по отношению к области применения — одно из необходимых качеств программного инженера.

— В чем особенности мышления физиков и лириков, в вашем случае, математиков и лириков? Нужны ли особые данные или любой студент со среднестатистическими способностями при старании может стать хорошим программистом?

— Широко известна забавная история про одного поэта начала XX века (это был Велемир Хлебников), не окончившего курс математического факультета Казанского университета. Его коллеги-математики говорили, что он стал поэтом, потому что ему не хватило воображения быть математиком.

Давайте разделим две вещи: способность придумывать алгоритмы и умение писать программы по известным алгоритмам. Если судить по таким критериям, то программированию можно научить любого здравомыслящего человека, а способность к алгоритмированию — это божий дар.

— Правда ли, что программист всю жизнь проводит за монитором? Когда в последний раз вам доводилось писать мелом на доске?

— Писать мелом на доске — это здорово. Ваш покорный слуга три пары подряд дважды в неделю пишет мелом на доске. Возможно, я покажусь белой вороной, выходящей за общепринятые на сегодня рамки, но считаю, что чтение лекций с помощью проектора равноценно показу мультфильмов для детей. Конечно, я тоже много времени провожу за экраном монитора, но все равно все мои лекции — это прежде всего записки от руки на четырех страничках. Когда я пишу, то думаю по-другому, тогда мысль сосредотачивается на кончике пера. А при работе на клавиатуре у меня возникают совершенно другие ощущения. На мой взгляд, изначально мысль рождается на кончике пера, а не на клавишах клавиатуры.

— Преподавание мешает или помогает научным исследованиям? Можете ли вы представить свою жизнь без преподавания?

— Конечно, помогает. Мой преподавательский стаж — уже 32 года. Преподавание — это моя фундаментальная, любимая и чудесная профессия, и без нее я не могу представить свою жизнь. В конце августа у меня начинают чесаться руки, чтобы взять мел или фломастер и кому-то что-то рассказать. Я так устроен, что я живу преподаванием. Более того, я уверен: чтобы досконально понять, как устроена та или иная научная дисциплина, нужно хотя бы один семестр попробовать себя в роли преподавателя. Тогда в голове все мысли выстраиваются в единую логически связанную цепочку.

— А как вы оцениваете уровень выпускников и студентов ВШЭ по своей специальности?

— Иногда я сам себя в шутку называю «рассеянным» по России профессором. Наряду с ВШЭ я преподаю в ряде московских вузов, в качестве приглашенного профессора читаю обзорные лекции по всей России — от Санкт-Петербурга до Новосибирска, поэтому достаточно хорошо ознакомлен с ситуацией в российском высшем образовании (в рамках математических дисциплин). На качестве образования сказываются как уровень подготовки абитуриентов, так и уровень профессионального мастерства преподавателей. Должен сказать, что система образования ВШЭ устроена таким образом, что сюда стремятся попасть заинтересованные абитуриенты с высоким уровнем подготовки. И преподавательский состав, с моей точки зрения, очень мощный. Думаю, что востребованность выпускников ВШЭ на рынке труда говорит о высоком качестве их образования.

Образование, как ядро, обладает магической гравитационной силой: полученные знания обладают способностью притягивать новые знания. И мне бывает очень приятно, когда я вижу эту гравитационную силу в глазах студентов университета. Вы знаете, что мне по-настоящему нравится? Это потрясающе, когда студенты ставят тебя в тупик.

— Неужели такое встречается?

— Не часто, конечно, но встречается. Когда студенты перед лекцией раскапывают нечто такое, о чем ты не знал раньше. Это заставляет тебя сесть вечером, почитать, докопаться до истины, чтобы в следующий раз не попасть впросак. И это здорово!

— Вы были докладчиком на Международной конференции в Новосибирске «Современные проблемы математики, информатики и биоинформатики», посвященной 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Алексея Андреевича Ляпунова. А возможно ли, с вашей точки зрения, в двух словах сформулировать главную проблему современной математики?

— Смелость формулировать проблемы математики взял на себя только Давид Гильберт на Всемирном математическом конгрессе в Париже в 1900-м году. Сформулированные им проблемы, которые так и называются — проблемы Гилберта, в то время послужили очень мощным толчком к развитию математики, в частности, привели к тому, что появилась и теория алгоритмов. Я, очевидно, не могу взять на себя подобную смелость.

Но я считаю, что некие математические познания необходимы в любом образовании, в том числе гуманитарном. Основы логики и теории доказательств должны быть рассказаны всем студентам, тогда иной раз какие-то искусствоведческие доказательства не покажутся забавными, потому что не опираются на логику. Проблема заключается в выхолощенном и скучном преподавании математики. А математика заслуживает того, чтобы у слушателя возникала некая эйфория счастья. Это проблема — преподавание математики как красивой и всем нужной науки. Как это устроить, я не знаю, но эту проблему я вижу.

— Невольно возникает вопрос, остается ли время для увлечений вне сферы профессиональных интересов?

— Последние десять лет я собираю русские дореволюционные фарфоровые молочники и сливочники, а также пишу заметки в искусствоведческие издания про историю русских фарфоровых заводов. Без дополнительного увлечения, без хобби тяжело жить. Просто скучно все время быть погруженным в одно и то же, иногда хочется посмотреть на цветы, которые растут и на другом поле.

Татьяна Богословская, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию

Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.

Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения

Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

На факультете компьютерных наук открывается базовая кафедра ИСП РАН

22 сентября состоится презентация новой кафедры, созданной в составе Департамента программной инженерии факультета компьютерных наук на базе Института системного программирования РАН (ИСП РАН). Кафедра будет дополнять научную и педагогическую деятельность факультета основополагающей для программирования областью исследований — системным программированием.