• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На лекции в музее выяснилось, что наша жизнь — игра

О том, какие игры изучают экономисты, рассказал 24 октября в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей Данил Федоровых, старший преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ, в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу».

Игра в понимании экономистов — любая ситуация, в которой то, что каждый агент получит, зависит не только от его действий, но и от действий других людей, вовлеченных в ситуацию. Таким образом, игра это всегда столкновение интересов агентов, рассказал Данил Федоровых. У каждого игрока есть стратегия — действия, которые он предпримет во всех возможных ситуациях, которые могут случиться в игре. «Если мы знаем, какие стратегии выбрали игроки и в игре нет каких-либо случайных обстоятельств, мы точно можем определить ее исход», — отметил он.

Выбор игроком все время одной и той же стратегии называют чистой стратегией. Она дает полную определенность, каким образом игрок продолжит игру. В частности, она определяет результат для каждого возможного выбора, который игроку придется сделать. Поэтому, чтобы увеличить свой шанс на победу, иногда стоит использовать смешанную стратегию — ситуация, в которой игрок выбирает действие случайным образом. Не стоит забывать и о том, что каждая чистая стратегия является частным случаем смешанной.

Исход игры, в которой никто из игроков не желает в одиночку изменить свою стратегию, называется равновесием по Нэшу (по фамилии нобелевского лауреата в области теории игр). Одна из самых известных игр в изучении оптимальных стратегий игроков, как рассказал лектор, называется «дилемма заключенного». В своей классической формулировке игра описана так: двое преступников действовали по сговору и попались. Полиция, изолировала их друг от друга и предлагает каждому свидетельствовать против товарища. Если один свидетельствует против другого, который хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок (скажем, пять лет). Если молчат оба — каждый из них получает по году тюрьмы. Если оба свидетельствуют друг против друга — оба получают по три года лишения свободы. Равновесие по Нэшу в этой игре достигается, если оба «сдадут» друг друга. Представим рассуждения одного заключенного: если партнер молчит, то лучше его предать и выйти на свободу, а если партнер свидетельствует, то лучше свидетельствовать тоже (иначе пять лет тюрьмы). Предполагается, что другой бандит думает также, и стратегия «свидетельствовать» доминирует над стратегией «молчать». Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы молчали.

Чтобы увеличить свой шанс на победу, иногда стоит использовать смешанную стратегию — ситуация, в которой игрок выбирает действие случайным образом. Не стоит забывать и о том, что каждая чистая стратегия является частным случаем смешанной.

«Дилемма заключенных» затрагивает фундаментальную проблему в теории игр — игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. В свое время итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето описал такое состояние системы, «при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других». Этот принцип получил название оптимальность (эффективность по Парето). Единственное равновесие в игре с двумя заключенными не ведет к Парето-оптимальному решению. В этом и заключается дилемма. Однако, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением».

Частый прием в играх — сделать заранее заявление, в которое все поверят, либо ограничить себя в выборе на следующем шаге. Как рассказал Данил Федоровых, в игре, в которой двое договорились ехать на машинах навстречу друг другу и первый свернувший проигрывает, заявление «Я привязал руки к рулю и не смогу свернуть» автоматический обеспечивает победу. Подобный инструмент воздействия на противника называется commitment — связывающее обязательство. Примером тут может служить годовой абонемент в фитнес-клуб. Мысль, что деньги уже заплачены, является связывающим человека обязательством ходить туда, даже если не хочется.

В завершение лекции Данил Федоровых рассказал о теореме немецкого математика Цермело, который доказал, что во всякой конечной игре двух игроков, осуществляющих ходы поочередно, верно следующее: «Либо у одного из игроков есть стратегия выигрыша, независимо от действий второго, либо такой стратегии нет ни у кого, но тогда при правильной игре точно будет ничья». Примером теоремы может служить детская игра «крестики-нолики», в которую при правильной игре проиграть невозможно. Шесть лет назад были просчитаны все возможные ходы в шашках и доказано, что при правильной игре и здесь проиграть невозможно. С шахматами сложнее — слишком много возможных ситуаций.

Презентация к лекции

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

В открытом лектории Вышки расскажут об экономике для жизни

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ продолжаются лекции преподавателей ВШЭ. В августе там пройдет цикл «Экономика для жизни», слушатели которого смогут узнать, на что тратят деньги москвичи, что сейчас происходит с криптовалютами и как не попасть в долговую ловушку.

Высшая школа экономики примет участие в Петербургском международном экономическом форуме

24 мая в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой программе форума, но и организует специальную дискуссионную программу на своем стенде.

Нематериальный капитал

Качество рабочей силы (человеческий капитал) дает динамике российского ВВП 0,64 процентных пункта в год. Через 17 лет цифра может вырасти до 2,2 процентного пункта, что приблизит темпы роста экономики к среднемировым, прогнозируют ученые ВШЭ.

Список литературы: как экологические проблемы влияют на экономику

Две Нобелевских премии, нехватка пресной воды, демографическая бомба и другие важнейшие междисциплинарные работы.

«Теория игр учит понимать поведение своего оппонента»

Прошла первая студенческая олимпиада ВШЭ по теории игр, организованная Кадровым резервом Вышки. В ней приняли участие полторы сотни бакалавров и магистров из 17 российских вузов и одна школьница из Москвы.

Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны

Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного  фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.

Российско-британский студенческий экономический форум представил видение экономики в 2030 году

На фестивале молодежи и студентов прошел Российско-британский студенческий экономический форум, организованный Высшей школой экономики и Британским посольством. На протяжении четырех дней студенты из разных стран генерировали идеи, каким образом будет выглядеть экономика в 2030 году.