• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная летняя школа ЛССИ

В конце августа Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ) Высшей школы экономики провела первую международную летнюю школу в России, посвященную статистическим методам анализа в социологии — а именно, многоуровневому анализу. О том, как проходила эта школа, каковы ее особенности и перспективы, рассказывает организатор школы Эдуард Понарин, заведующий ЛССИ и профессор Санкт-Петербургского филиала ВШЭ.

— Эдуард Дмитриевич, как было построено обучение на вашей школе?

— Сразу отмечу, что преподавание на нашей школе велось на английском языке, в целом международная летняя школа для России — это довольно необычно. Основной задачей школы было познакомить слушателей с многоуровневым анализом данных. Этой теме было посвящено три авторских курса, сочетающих в себе теорию и практику и позволяющих вникнуть в суть дела самым подробным образом даже новичкам. Занятия проходили в первой половине дня, по вечерам же участники имели возможность посетить лекции специальных гостей.

— Каково, на ваш взгляд, значение прошедшей школы для ее участников и организаторов?

— Для меня как организатора важность, в первую очередь, состояла в том, что это наш первый серьезный результат: лаборатория существует почти год, и летняя школа — ключевое событие первой половины этого года. Что же касается участников, то сейчас российская социология отстает от мировой науки именно в области методологической подготовки, в использовании новых программных пакетов и современных статистических методов. Только привлечение ведущих мировых ученых позволяет наверстывать это упущение.

В нашей школе приняли участие около 40 человек. Это были студенты магистратуры, аспиранты и исследователи, в первую очередь из России, но были слушатели из Украины, Белоруссии, Израиля, Германии и даже США. Думаю, именно контакты с социологами из разных регионов России и стран СНГ и привлекли к нам внимание иностранных студентов. Сейчас мы пытаемся создать настоящую исследовательскую сеть, наладить научное сотрудничество с международными центрами Средней Азией и Кавказа. И полагаю, все вместе (в том числе вместе с западными учеными) сможем добиться хороших результатов, изучая действительно огромную территорию.

— Значит, к вам приехали учиться уже опытные исследователи?

— Не совсем так. Да, нас интересует партнерство с мировыми учеными, но мы привлекаем и активных студентов, заинтересованных в исследованиях по темам нашей лаборатории, среди которых различные аспекты социального благополучия и здоровья, а также культурное разнообразие (национальные и религиозные проблемы, а также проблемы миграции). Почти у каждого из слушателей летней школы есть проект по тематике сравнительных исследований (многие из них уже являются ассоциированными сотрудниками нашей лаборатории), и в ближайшее время они собираются применить на практике знания, полученные на школе. Многие привозили с собой свои проекты и в ходе занятий работали на своих данных, а не на примерах преподавателя.

— Кто преподавател на школе?

— Двухнедельный курс «Многоуровневый анализ с HML» прочел немецкий профессор Германн Дюльмер из Университета Кельна; Германн — настоящая находка нашей школы, его объяснения для «начинающих пользователей» с интересом послушал даже я. В социальных исследованиях данные часто имеют иерархическую структуру, то есть отдельные объекты изучения могут быть классифицированы и объединены в группы, оказывающие независимые эффекты, которые нельзя не учитывать при анализе и интерпретации результатов. Именно с такими эффектами позволяет работать программа HLM.

Еще один лектор, тоже из Германии, Кристиан Вельцель из Университета Люнебурга познакомил слушателей с принципами работы с базами данных «Всемирного обзора ценностей» (Worl Values Survey), что было чрезвычайно полезно, ведь во многих исследованиях нашей лаборатории используются именно эти данные. Но, конечно, данные эти интересны не только нашим сотрудникам. WVS публикует данные своих опросов с 30-летней историей, описывающих ценностные установки почти 90 процентов населения планеты. Этот информационный ресурс интересен всем, кто занимается изучением общества.

В качестве преподавателя на этой школе работал и я, проведя серию занятий по работе с R — программой, которая представляет собой мощный аналитический инструмент. По своей сути, R — это язык программирования, он предлагает знающему человеку безграничные возможности для статистической обработки данных и последующей их графической презентации.

Кроме того, с отдельными лекциями выступили Рональд Инглхарт, научный руководитель ЛССИ, Яап Дронкерс (университет Маастрихта, Нидерланды) и Михаил Черныш из Института социологии Российской академии наук; их выступления были посвящены методологическим аспектам межстрановых исследований, в том числе с использованием многоуровневых моделей.

— Оправдались ли ваши ожидания от школы?

— Безусловно. Летняя школа — очень продуктивная форма обучения, которая доказала это и в России. Занятия начинались в 9 утра, но даже поздним вечером можно было увидеть слушателей школы, которые обсуждали между собой или с профессорами свои учебные модели или результаты расчетов. Было проведено множество консультаций, причем многие из них (и это правильно, так и должно быть) были скорее стихийными, нежели запланированными. Свободный обмен опытом, живая академическая среда — вот чем на самом деле являются такие школы для начинающих и не только исследователей. Открытая дискуссия, даже простое обсуждение с единомышленниками своего исследования или зарождающихся гипотез — хорошее средство для развития науки. И на нашей школе, как мне кажется, была создана та атмосфера комфорта, когда ученики и учителя общаются на равных, обмениваются контактами на будущее.

Впечатления участников школы

Кристиан Вельцель, лектор: На мой взгляд, это была очень интенсивная школа с плотно составленной программой. Однако именно по этой причине она была чрезвычайно полезным опытом для всех ее участников, в том числе и лекторов. Меня весьма тронула та увлеченность студентов, которую я встретил на школе. Они действительно хотят учиться и стремятся к общению с целью перенять опыт. Как на занятиях, так и в свободное время я был постоянно занят, отвечая на вопросы, комментируя и обсуждая студенческие проекты — все это очень стимулирует новые идеи и размышления, научный прогресс. Для меня как лектора было очень приятно общаться с такими мотивированными, любопытными и открытыми молодыми людьми.

Шербан Тэнасэ, гость: Я стал свидетелем настоящего информационного ливня передовых методов статистического анализа, падающего на участников. Лекции профессоров Дюльмера, Вельцеля и Понарина заключали в себе множество полезных практических советов для молодых социологов. Общение за обедом и ужином, вечерние дискуссии и неформальные встречи — все это было очень приятно. И я уверен, что в эти дни, в Пушкине, где проходила школа, возникло не одно будущее академическое партнерство. Я с большим нетерпением жду следующей летней школы от ЛССИ.

Евгения Быстрова, участница: Летняя школа в Пушкине была для меня замечательным событием. Дружественная и непринужденная атмосфера дала уникальную возможность познакомиться со многими талантливыми людьми, сотрудничество с которыми меня очень радует.

Вам также может быть интересно:

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.