• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужна экспертная оценка образовательных программ»

О деятельности Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), инициатором создания которой выступила ВШЭ, рассказывает председатель комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ АВРЭМ, проректор по магистерской подготовке Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко.

— Любовь Ивановна, как вы оцениваете первые шаги Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) и перспективы ее работы?

— Если говорить коротко — оптимистично. Вузы, вошедшие в ассоциацию, имеют значительный опыт подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики и менеджмента, причем относящийся как к 2000-м годам, которые мы называем годами реформ, так и к 1990-м, которые мы называем годами выживания. Есть что обобщить, чем поделиться, но есть и право спросить с тех вузов, которые готовят кадры не на должном уровне, тем самым фактически дискредитируя российское образование.

— Какие еще проблемы вы бы могли отметить в сфере подготовки кадров по экономике и менеджменту?

— Проблем накопилось много, что и определило достаточно широкий круг комиссий, созданных решением совета ректоров вузов, вошедших в нашу ассоциацию. Одна из проблем — критерии оценки качества профессиональной подготовки выпускников со стороны общественности, к которой мы относим как сообщество работодателей, так и вузовскую общественность. Ее представляет, в частности, сама АВРЭМ.

— Критерии качества — какими они должны быть?

— Это должны быть не один или два критерия. Необходима система критериев, которая будет использоваться для обоснованного «отсечения» вузов, не справляющихся со своими задачами. Для оценки качества должны быть выбраны критерии, которые больше связаны с экспертной оценкой деятельности вузов по отдельным образовательным программам. Такие критерии и должны создаваться в процессе нашей работы — ведь экспертные оценки не приняты, для государственной аккредитации чаще применяются оценки количественные.

Например, при государственной аккредитации учитывается количество научных публикаций преподавателей вуза, в частности в ваковских журналах — определенных перечнем ВАК. Это важный показатель, он необходим, но, с другой стороны, мы должны понимать, что в условиях реорганизации вузов он не всегда будет корректным. Если к успешному университету присоединяется небольшой вуз, по каким-то критериям не удовлетворяющий государство, — значит, в объединенном университете на какой-то период возможно снижение соответствующих показателей. Это не значит, что вуз стал хуже, просто он находится в процессе реформирования.

— В Высшей школе экономики 21 ноября вы проводили заседание комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ…

— Это одна из ключевых комиссий, что определяется уже ее названием и задачами, которые были перед ней поставлены советом ректоров и членами комиссии. В ее состав вошли авторитетные ученые и организаторы учебно-методического процесса в вузах, в том числе ректоры, проректоры, руководители учебно-методических управлений.

Все темы были актуальными, все выступления — интересными. Из сообщений сразу нескольких коллег — из УрФУ, ГУУ, других московских и петербургских вузов — я получила дополнительные аргументы в пользу своего мнения относительно количественных критериев оценки качества. Все поддержали идею оценки именно образовательных программ, которые реализуют вузы, а не оценки вуза как такого. Мне представляется, этот момент должен быть лейтмотивом всех наших дальнейших разработок относительно оценки качества, аккредитации и аудита.

Еще один важный момент — необходимость проведения независимой оценки знаний студентов не только по итоговым результатам полного образовательного цикла, а на промежуточных этапах. В этом плане, я думаю, мы в ближайшее время сможем что-то предложить вузовской общественности.

— Чем объясняется единодушное мнение членов комиссии об оценке образовательных программ, а не вузов?

— Здесь много позиций, я остановлюсь на одной. Известно, что в 1990-е годы, а отчасти и в 2000-е, вузы были вынуждены выживать, и для этого приходилось открывать программы, не связанные напрямую с профилем вуза, но пользующиеся в конкретный момент спросом у абитуриентов.

Приведу пример: очень уважаемый вуз, имеющий большой, богатый опыт подготовки специалистов в технической области, открыл подготовку по банковскому делу. И естественно, необходимо понять, насколько качественна подготовка по этой программе именно в этом вузе. Она может быть оценена высоко, но, может быть, ассоциация порекомендует данную программу не развивать в дальнейшем. Интересно было бы узнать, какая доля выпускников этой программы нашла работу в банковской сфере.

— Каковы пожелания Финансового университета по работе ассоциации?

— Главное наше пожелание — выработать такие предложения, которые будут реализовываться на практике, будут услышаны в органах законодательной и исполнительной власти, а также будут поддержаны вузами России.

Одно из наших конкретных предложений состоит в разработке системы оценки негосударственных вузов по всем параметрам деятельности, причем понятной и прозрачной для всех. На сегодняшний день негосударственные вузы не отчитываются по всем показателям, предусмотренным для государственных вузов. Это не совсем верно, тем более что негосударственные вузы получили право бороться за бюджетные места при подготовке студентов.

— Каковы, на ваш взгляд, должны быть результаты работы АВРЭМ? Какие изменения должны произойти в высшем образовании в сфере экономики и менеджмента?

— Ассоциация — общественная организация, мы должны работать гласно, и результаты нашей работы должны быть понятны общественности. Я имею в виду не только работников вузов, но и представителей органов управления, и наших абитуриентов. Они должны понимать, на какие программы поступают, что их ждет впереди, как будет оцениваться образование, которое они получат.

Не случайно же появилось само понятие общественной аккредитации вузов — до недавнего времени мы говорили только о государственной аккредитации. И у общественной аккредитации несколько иные задачи — они в большей степени касаются экспертной оценки качества программ.

В последнее время мы много говорим об участии работодателей в образовательном процессе, но оно не было особенно развито. Сейчас же работодатели активно выступают за то, чтобы иметь возможность формировать и оценивать качество образовательных программ. Оценка не должна сводиться к тому, что работодатели берут или не берут на работу выпускников конкретного вуза. Они хотят оценивать результаты образовательного процесса по отдельным программам, чтобы их оценка была услышана вузовской общественностью с целью повышения уровня российского образования в целом.

— Каковы ближайшие планы работы вашей комиссии?

— Мы хотели бы обсудить критерии, которые обеспечивают внутривузовскую оценку качества образовательных программ, и, прежде всего, познакомиться с системой оценки, которая есть в Высшей школе экономики. Основной доклад на следующем заседании будет посвящен практике ВШЭ.

В Финансовом университете тоже есть система менеджмента качества, работает подразделение оценки качества образовательного процесса, и, надеюсь, в перспективе мы также подготовим свое выступление о системе оценке качества образования в нашем вузе.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

Высшая школа экономики на Петербургском экономическом форуме 2017

1 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой и дискуссионной программе форума. Вышка предоставляет возможность гостям ПМЭФ в интерактивной форме узнать о том, что будет с человечеством через 25 лет, а виртуальные проекции ученых университета расскажут о городской мобильности ближайшего будущего, цифровой революции и многом другом.

Экономика для неэкономистов

8 лекций Игоря Кима, доцента департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, о том, как экономические знания могут применяться в реальной жизни и что такое экономический образ мышления.

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.

Кто управляет российскими банками

Большинство топ-менеджеров кредитных организаций в РФ — специалисты без международного опыта работы, получившие два высших образования и отдавшие банковскому делу не менее десяти лет, выяснили ученые НИУ ВШЭ.

«У меня есть возможность создать свою небольшую школу внутри Вышки»

Дмитрий Веселов в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию в Вышке, в 2014-м получил степень PhD в Сорбонне, а теперь сам руководит в ВШЭ аспирантами. Он рассказал новостной службе ВШЭ о различиях в PhD и кандидатской диссертации, о поиске своей темы и о том, как отобрать тех, кто по-настоящему заинтересован в науке.