• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаукаИсследования высшего образования в РФ привлекают все больше зарубежных коллег

Исследования высшего образования в РФ привлекают все больше зарубежных коллег

17 октября в Высшей школе экономики открылась V конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). Тема конференции — «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности».

О роли университетов в глобальном развитии

Подавляющее большинство исследований, обсуждаемых на нынешней конференции, — сопоставительные, подчеркнул на открытии ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Они проводятся в разных странах на материалах университетов разных стран, что дает возможность исследователям участвовать в глобальном академическом разделении труда. Россия в лице своих ведущих вузов давно является его участником — наши студенты едут на учебу в магистратуру и аспирантуру лучших университетов мира, к нам приезжают студенты, молодые преподаватели и ученые из других стран.

Организаторы Российской ассоциации исследователей высшего образования — Институт образования ВШЭ и Институт институциональных исследований ВШЭ — всегда были открыты к глобальной кооперации, приглашая к участию в конференциях зарубежных коллег. Их количество росло с каждым годом. Сегодня порядка 30% участников конференции (всего зарегистрировалось более 200 человек) — иностранные ученые, представляющие самые разные страны. То есть рост напряженности в отношениях между государствами, который временами случается, не сказался на желании университетов взаимодействовать друг с другом.

И это касается не только конференции. В этом году более 50 зарубежных исследователей и преподавателей с мирового рынка исследований и образования — в два раза больше, чем в прошлом году, — приступили к работе в Высшей школе экономики. «Желание жить в большом мире и добиваться глобальной конкурентоспособности пересиливает те ограничения, которые наши политики создают друг для друга, — сказал Ярослав Кузьминов. — Университеты оказываются за рамками этих ограничений, потому что это самая независимая часть общества, сохраняющая диалог и возможность взаимодействия в любых обстоятельствах, тем самым стабилизируя глобальное развитие в целом».

Выводы ученых — основа для действий политиков

Первая сквозная тема конференции — трансформация национальных систем высшего образования с акцентом на постсоветские системы. Ее уже начали обсуждать на семинарах в предварительный день конференции, 16 октября.

Высшее образование в постсоветских странах имеет свою специфику, отметил Ярослав Кузьминов. Традиции организации высшего образования здесь основаны на отраслевом, узкопрофессиональном подходе, когда вуз готовит кадры для определенных отраслей, где используются определенные технологии. Этот подход, во многом сохранившийся и сегодня, характерен не только для подготовки инженеров, с которыми его чаще всего связывают, но и для многих других направлений.

Обычно мы говорим о качестве исследований, университетской инфраструктуре, о рейтингах, а тема студентов часто оказывается на последнем месте. Поэтому несколько сессий посвящены студенческой тематике.

Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ

Во многих странах постсоветского пространства, в том числе в России, растет количество людей, получающих высшее образование, причем рост происходит на фоне заметного отставания в ресурсном обеспечении и разрыва с рынками труда. Практически во всех постсоветских странах это привело к явлениям, которые сейчас называют псевдообразованием, или общим высшим образованием, или общим высшим образованием, маскирующимся под профессиональное. Так или иначе, расходуются ресурсы без достижения определенных целей как для студентов, так и для государства и общества.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо искать выход из этой ситуации, и названные проблемы «окрашивают» исследования, придают их авторам больший энтузиазм, потому что здесь есть не только академический интерес. Вообще исследования высшего образования очень близки к образовательной политике: выводы ученых зачастую становятся основой для действий управленцев и политиков.

Вторая ключевая тема — сопоставление и определение качества в глобальном образовании и национальных системах образования, то есть рейтинги и ренкинги, построенные на основе независимой оценки университетов и образовательных программ. Эта тема особенно актуальна для российских вузов в последние 5 лет, потому что они крайне заинтересованы в том, чтобы дать позитивные сигналы абитуриентам, государству и различным структурам, от которых зависит их благосостояние. Эта тема также очень близка к образовательной политике.

50 докладов на 18 сессиях

Открыл пленарное заседание доклад Ульриха Тейхлера «Тенденции диверсификации систем высшего образования, национальная структурная политика и институциональные стратегии специализации в разных странах». Ульрих Тейхлер — директор Международного центра исследований в области высшего образования Университета Касселя (Германия). Хотя этот университет не считается исследовательским и пока не входит в международные рейтинги, он известен в Европе и во всем мире именно благодаря образовательным исследованиям, которые проводятся в содружестве с учеными из других стран. В одном из таких исследований, посвященном изменениям в академической профессии, Россия тоже принимала участие, подчеркнула проректор ВШЭ Мария Юдкевич.

Помимо пленарных докладов, на конференции 17-18 октября на 18 сессиях будут представлены 50 сессионных докладов. В соответствии с традицией, сложившейся на конференциях РАИВО, запланированы доклады по самым разным темам: академическая профессия, роль университета в современном обществе, исследования студенчества и другие. «Обычно мы говорим о качестве исследований, университетской инфраструктуре, о рейтингах, а тема студентов часто оказывается на последнем месте, — подчеркнула Мария Юдкевич. — Поэтому несколько сессий посвящены студенческой тематике — диверсификации студенческих траекторий, снятию барьеров доступа к качественному высшему образованию и другим».

На конференции теоретические доклады чередуются с докладами практиков образования, и такое сочетание дает хорошую почву для обсуждения. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, по качеству докладов конференция РАИВО может конкурировать с лучшими международными конференциями такого типа.

Борис Старцев, специально для новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.