• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

О том, что ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе не дают объективную картину качества школьного образования, в профессиональном сообществе говорится давно. Помимо этих экзаменов, нужны другие инструменты оценки качества — прежде всего такие, которые не являются для детей и учителей экзаменами с высокими ставками. Не должно быть заинтересованности любыми путями добиться максимальных результатов.

На основе таких исследований, по словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, можно выявить проблемные зоны образования по тому или иному предмету (какие темы дети усваивают, а какие нет), а также лучшие педагогические практики, которые могут быть распространены на другие регионы.

Не путать с ЕГЭ

Пилотное исследование оценки качества образования по математике было проведено в октябре прошлого года для учеников 5, 6 и 7 классов. Выборка была небольшой, но репрезентативной, на ее основе можно делать выводы для страны в целом и для групп регионов со схожими параметрами. В исследовании участвовали более 57 тысяч учеников из 500 школ 70 субъектов Федерации. Методику формирования выборки разрабатывала большая научная группа под руководством профессора Алексея Макарова — учитывались такие факторы, как экономическое развитие регионов, особенности населенных пунктов, результаты ЕГЭ по русскому и математике за последние несколько лет в школах, где проводится исследование.

Оценка работы конкретных учителей школ, органов управления образования в проекте не предусмотрена. Разработка заданий, их доставка в школы, проведение экзамена, обучение экспертов, проверка работ, конфиденциальность — все это организовано так же основательно, как в случае с ЕГЭ, разве что металлоискатели на входе в аудитории не ставили. Например, чтобы получить право проверять работы, эксперты должны научиться оценивать их максимально объективно, допускаются лишь незначительные погрешности, рассказал руководитель проекта «НИКО» Сергей Станченко.

Специалисты исходили из того, что в 5-7 классах большая часть математики, необходимой в повседневной жизни, пройдена, и школьники уже могут проявлять математические способности.

В ходе исследования изучалась мотивация детей при изучении математики, выявлялись системные проблемы математического образования, что особенно важно в основной школе — именно на этой ступени образования у детей снижается мотивация и ухудшаются результаты. Поскольку сейчас обсуждаются примерные программы общего образования под новые стандарты, в ходе исследования нужно было выработать рекомендации по формированию содержания математического образования в школе. Кроме того, результаты НИКО должны стать ориентирами для региональных органов управления по совершенствованию качества математического образования на местах.

НИКО планируется сделать регулярным — устраивать «срезы» знаний в разных параллелях по разным предметам. В этом году предстоят еще два исследования — по русскому языку и информатике.

Чего не хватает в школьной математике?

Анализ результатов НИКО по математике пока не завершен, однако некоторые выводы уже есть, рассказал директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. Специалисты исходили из того, что в 5-7 классах большая часть математики, необходимой в повседневной жизни, пройдена, и школьники уже могут проявлять математические способности. В этом возрасте дети должны уметь решать жизненные задачи, должен быть сформирован фундамент дальнейшей специализации для тех, чья будущая профессия связана с математикой.

Исследование показало, как дети решают задачи разных типов. Например, сложными оказываются задачи, где условия представляют собой длинные описания: если цифровую часть оставить такой же, а текст упростить, с задачей справится больше учеников. В числе самых сложных тем в 5-7 классах — отрицательные числа (если в примере убрать «минусы», количество детей, их решивших, резко возрастет), доли, дроби и проценты. Дети не умеют решать задачи на создание геометрических фигур, поскольку привыкли работать с уже существующими объектами.

НИКО подтвердило известное представление о том, что от 5-го к 7-му классу качество математической подготовки школьников ухудшается: с 25 до 50 процентов увеличивается число троек, то есть из инструмента управления качеством и решения проблем отметка превращается в ярлык. Простейшие геометрические задачи в 7-м классе решают хуже, чем в 6-м. Пробелов становится все больше, караван идет дальше, и часть детей не в состоянии наверстать упущенное. Таким образом, для этих детей в старших классах преподавание математики и других предметов, где необходимы знания математики, теряет смысл. Поэтому, считает Иван Ященко, если дети к уроку не готовы, нужно остановиться и потратить столько времени, сколько нужно для освоения материала. Но это вовсе не означает, что проблемы математического образования нужно решать с помощью увеличения количества — нужны изменения в содержании образования и образовательных технологиях.

Вот одна из задач НИКО по математике. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.

 

диаметр монеты

6400 км

рост жирафа

324 м

высота Эйфелевой башни

20 мм

радиус Земли

5 м

 

Эта задача проверяет чувство числа, умение оценивать величину — значения, предложенные в задаче, различаются на порядки. Ее не решили 13 процентов школьников.

Вам также может быть интересно:

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

«Возможность защищаться по статьям, а не по "кирпичу" мне кажется исключительно ценной»

Валентина Кириченко станет первым доктором наук НИУ ВШЭ по математике, получившим эту степень по совокупности опубликованных ею ранее научных статей. О ее работе и о новой процедуре защиты рассказывают сама Валентина Кириченко и члены комитета, оценивавшие ее диссертацию.

Вышкинские математики хотят сформировать в России «единое математическое пространство»

В российской математике традиционно сложилась система, когда человек всю свою академическую жизнь — от студента до профессора — проводит в стенах одного и того же вуза. Математики ВШЭ хотят попробовать изменить эту ситуацию, для начала — хотя бы в масштабах Москвы и Санкт-Петербурга.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«На матфаке ВШЭ главное — это люди»

Выпускники факультета математики НИУ ВШЭ Андрей Ионов и Лера Старичкова, поступившие на образовательные программы в ведущие зарубежные университеты, рассказали о любви к математике, уровне математического бакалавриата в Вышке и тонкостях поступления на PhD-программы.

Springer Nature, ВШЭ и Сколтех выпустят серию книг по математике

Новая книжная серия Moscow Lectures на английском языке выйдет в издательстве Springer Nature. Серия выпускается совместно с НИУ ВШЭ и Сколтехом, ее главным редактором стал профессор факультета математики НИУ ВШЭ Алексей Городенцев. Первый том из серии будет опубликован в начале июня 2018 года, всего будет опубликовано 12 выпусков. Moscow Lectures основана на выдающихся исследованиях московской математической школы и предназначена для студентов, ученых и преподавателей во всем мире.

В Вышке прошла первая защита кандидатской диссертации по новым правилам

22 мая прошла первая защита диссертации на соискание степени кандидата наук НИУ ВШЭ. По новым правилам, свою работу по изомонодромным деформациям и квантовой теории аспирант Вышки, математик Павел Гавриленко защищал не перед большим диссоветом, а перед комитетом, собранным из специалистов в этой области математической физики.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.