• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как превратить математику в приключение

Что такое математика? Для профессионала — это целый мир, полный захватывающих приключений. Для «обычного» же человека это нечто скучноватое, связанное с зубрежкой в школе. Сотрудничающий с ВШЭ профессор Дрезденского технического университета и директор музея математики Бернард Гантер знает, как сделать математику захватывающей для всех. Своим опытом он поделился с новостной службой университета.

— Как получилось, что вы решили создать музей «Erlebnisland Mathematik»?

— Я давно преподаю, а преподавание — это тоже вид публичной деятельности, связанной с передачей знаний, так что, по-моему, все естественно. Впрочем, инициатива по созданию музея пришла извне. У одного человека было здание в Дрездене, и он хотел разместить в нем некую экспозицию, посвященную математике. Ему порекомендовали обратиться ко мне, мы поговорили, и меня это заинтересовало. Через какое-то время у этого человека возникли финансовые трудности, однако нам удалось получить поддержку от государства, которая и позволила создать экспозицию. Наш музей — муниципальный, городской, он занимает один этаж площадью около 1000 кв.м. Открытие состоялось в 2008 году, но я продолжаю свою деятельность в этом проекте, поскольку нужно постоянно придумывать что-то новое для того, чтобы экспозиция развивалась, чтобы она была созвучна времени.

— Судя по вашему рассказу, особых проблем с реализацией проекта не было? Сколько времени заняло создание выставки — от идеи до открытия?

— Проблемы были. И еще какие. Начать с того, что в правительстве сказали: «Мы выделяем вам деньги, но следующий год — это Год математики, так что открыть его нужно не позже осени следующего года». А узнали мы об этом в конце декабря! Мы были в шоке: здание в ужасном состоянии, а на все про все — лишь восемь месяцев, нам казалось, что это совершенно невозможно. Но мы это сделали.

— Вам пришлось бросить преподавание?

— Нет. Я как профессор имею достаточно большую степень свободы. Кроме того, коллеги решили, что создание подобного музея можно считать и университетским проектом. Словом, я продолжал и продолжаю выполнять свои обязанности по преподаванию. И потом, стоит учитывать, что в музее я не занимаюсь организацией работы всей инфраструктуры: служба безопасности, экскурсоводы, кафе и прочее — всем этим занимаются профессионалы. Я отвечаю только за математику и творческие идеи.

Мы считаем, что проблема с математикой — это не проблема доступа к знаниям: вы легко можете получить знания по математике где угодно. Проблема в том, что люди не хотят ее изучать

— Как бы вы описали музей? В чем его особенность?

— В нашей экспозиции нет текста. Вся выставка — это «положите сюда руки», «посмотрите», «потрогайте», «поиграйте» и т.д. Там нет ни задач, ни примеров, ни теории. Вы просто приходите, получаете опыт и отлично себя чувствуете. Вот в чем фокус. Все экспонаты реальные, цифровых почти нет, за исключением нескольких компьютеров.

— Какова основная аудитория экспозиции?

— Те деньги, что мы получили, были выделены на программу «обучения» взрослых. Но, конечно, наша основная аудитория — это школьники, которые ходят к нам каждый день. Музей посетили уже полмиллиона человек, при том что практически той же цифрой измеряется все население Дрездена, так что это действительно много. Зачастую бывает так: учителя приводят сюда группы школьников, детям экспозиция приходится по душе, и они приходят снова, например, с бабушками и дедушками.

— Какова «программная цель» музея?

— Мы считаем, что проблема с математикой — это не проблема доступа к знаниям: вы легко можете получить знания по математике где угодно. Проблема в том, что люди не хотят ее изучать. Люди говорят, что математика их не интересует. Тому есть много причин, и мы с этим работаем. Не с информацией, а с отношением, с чувствами, с восприятием математики. Мы делаем это, например, средствами дизайна. Наша выставка была номинирована на премию «German Design Award», а также выиграла награду «Saxonian Design Award». У нас работают профессиональные дизайнеры. Когда вы входите в музей, вы ожидаете увидеть что-то связанное с математикой. А что это может быть? Что-то вроде чисел на школьной доске, ничего особенно красивого. Но вы входите и видите помещение с прекрасным светом, разнообразием цветов, форм и материалов. Там примерно сто экспонатов, с каждым из которых можно каким-то образом поиграть. Вы можете их потрогать, получить какой-то опыт, в этом и состоит приключение.

Мне припомнилась в связи с этим одна забавная запись в гостевой книге музея. Одна девочка написала следующее: «Мы посмотрели выставку. Папа очень многое нам объяснил, так как он инженер и обладает более логическим мышлением, чем мы. Но несмотря на это, нам все очень понравилось».

— Как началось ваше сотрудничество с ВШЭ?

— Это длинная история. Сейчас трудно точно сказать, но, кажется, все началось в 1997 году, когда мы познакомились с Сергеем Кузнецовым. С тех пор мы регулярно и успешно сотрудничали в области математики. И это сотрудничество естественным образом продолжилось и развилось, когда он стал работать в ВШЭ. Затем доцент Вышки Сергей Объедков год провел в Дрездене. Несколько человек из его команды приезжали в Дрезден как приглашенные исследователи. Мы выпустили немало совместных публикаций, провели несколько совместных конференций. Словом, с ВШЭ у нас наладилось очень хорошее и профессиональное сотрудничество. Я считаю, что качество подготовки аспирантов в Вышке не отстает и часто даже лучше, чем качество подготовки PhD студентов во многих европейских университетах. Это очень хороший уровень. Несколько приглашенных лекторов из Вышки преподавали в нашем университете, для чего проходили весьма серьезные экзамены, и у них были очень хорошие результаты (знаете, в Дрезденский университет приезжают приглашенные лекторы из разных стран, и не всегда все бывает так гладко).

Вам также может быть интересно:

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

«Возможность защищаться по статьям, а не по "кирпичу" мне кажется исключительно ценной»

Валентина Кириченко станет первым доктором наук НИУ ВШЭ по математике, получившим эту степень по совокупности опубликованных ею ранее научных статей. О ее работе и о новой процедуре защиты рассказывают сама Валентина Кириченко и члены комитета, оценивавшие ее диссертацию.

Вышкинские математики хотят сформировать в России «единое математическое пространство»

В российской математике традиционно сложилась система, когда человек всю свою академическую жизнь — от студента до профессора — проводит в стенах одного и того же вуза. Математики ВШЭ хотят попробовать изменить эту ситуацию, для начала — хотя бы в масштабах Москвы и Санкт-Петербурга.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«На матфаке ВШЭ главное — это люди»

Выпускники факультета математики НИУ ВШЭ Андрей Ионов и Лера Старичкова, поступившие на образовательные программы в ведущие зарубежные университеты, рассказали о любви к математике, уровне математического бакалавриата в Вышке и тонкостях поступления на PhD-программы.

Springer Nature, ВШЭ и Сколтех выпустят серию книг по математике

Новая книжная серия Moscow Lectures на английском языке выйдет в издательстве Springer Nature. Серия выпускается совместно с НИУ ВШЭ и Сколтехом, ее главным редактором стал профессор факультета математики НИУ ВШЭ Алексей Городенцев. Первый том из серии будет опубликован в начале июня 2018 года, всего будет опубликовано 12 выпусков. Moscow Lectures основана на выдающихся исследованиях московской математической школы и предназначена для студентов, ученых и преподавателей во всем мире.

В Вышке прошла первая защита кандидатской диссертации по новым правилам

22 мая прошла первая защита диссертации на соискание степени кандидата наук НИУ ВШЭ. По новым правилам, свою работу по изомонодромным деформациям и квантовой теории аспирант Вышки, математик Павел Гавриленко защищал не перед большим диссоветом, а перед комитетом, собранным из специалистов в этой области математической физики.

В Вышке пройдет математическая контрольная «Что и требовалось доказать»

24 марта пройдет математическая контрольная «Что и требовалось доказать» (ЧТД), организованная компанией Яндекс, поучаствовать в которой сможет любой желающий. Как и в прошлые годы, одной из площадок для очного участия в контрольной станет ВШЭ.

Moscow Mathematical Journal — самый влиятельный российский журнал по математике 2017 года

Ежегодная премия Web of Science Awards присуждается самым влиятельным ученым, научным организациям и изданиям. Журнал Moscow Mathematical Journal попал в первый квартиль предметной области «математика» и был признан членами жюри самым влиятельным российским научным журналом 2017 года.

Молодые звезды зеркальной симметрии собрались в Москве

Зеркальная симметрия — относительно новое направление в математике, появившееся в 90-х годах XX века. В прошлом году в НИУ ВШЭ была открыта Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Декабрьская конференция «Зеркальная симметрия и ее приложения» стала итогом первого года ее работы.