• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Вышка популяризирует научное знание

10 ноября отмечается Всемирный день науки. Праздник призван продвигать достижения науки, содействовать ее развитию. Рассказываем, как Вышка популяризует научные исследования, выполненные в стенах университета.

«Если вы не говорите о науке, о ней расскажут другие»

«Всемирный день науки за мир и развитие» начали отмечать в 1999 году. Уже тогда существовало четкое понимание, что наука и общество должны находиться в постоянном контакте.

Сегодня интерес к этой теме только возрастает. Но коммуникация стала качественно иной — более рефлексивной, открытой и современной.

Вышка всегда стремилась делиться знаниями и достижениями своих ученых. Эта идея зафиксирована как принцип Декларации ценностей НИУ ВШЭ. Для мировой академической жизни в этом нет ничего нового, это обычная практика.

Сегодня научная коммуникация решает две связанные задачи. Она повышает научную грамотность заинтересованных людей и одновременно поддерживает высокий уровень доверия граждан к науке и ученым. И тогда возникает консенсус, который определяет продуктивные решения в области государственной и социальной политики, технологий и науки.

Если в обществе не развиваются научные коммуникации, то их место занимают коммуникации от имени других систем убеждений — религии, эзотерики, мифологии и др.

Вышке есть что рассказать

Современные университеты становятся посредником между научным знанием и обществом. Они все чаще идут на создание в своей структуре центров научной коммуникации, рассказывают исследователям о передовых практиках эффективной коммуникации.

В Вышке особенно активно научные коммуникации стали развиваться в последние пять лет. Ученые Вышки рассказывают о своих исследованиях в самых разных форматах: от публичной лекции до участия в научно-популярных телевизионных программах

В 2012 году появился проект «Университет, открытый городу», популяризирующий науку и задающий стандарты культурного общедоступного досуга для молодежи и жителей города. Стержнем проекта стали циклы лекций преподавателей Вышки в музеях, парках, культурных центрах.

В апреле 2016 года состоялась перезагрузка экспертного канала «Открытая экономика», который превратился в научно-образовательный портал IQ.HSE и который в скором времени ждет редизайн (подробнее о проекте вы можете прочитать в свежем выпуске «Окон роста»).

Пресс-служба университета стала активно публиковать пресс-релизы по результатам выхода статей ученых Вышки на крупнейшем международном агрегаторе научных новостей EurekAlert. И это приносит свои плоды — самая популярная новость о том, как изучение иностранных языков влияет на работу мозга набрала более 17 000 просмотров на EurekAlert, была перепечатана в иностранных СМИ более 20 раз, упоминалась в твиттере 744 раза и набрала 406 баллов по системе Altmetric. Помимо этого, идет сотрудничество с российскими и зарубежными СМИ по продвижению научных результатов.

Но вся эта работа со стороны коммуникаторов Вышки становится возможной только благодаря встречному движению со стороны ученых университета, которые готовы рассказывать о результатах своих исследованиях. А университет готов помогать им правильно это делать.

Молодые исследователи — первые результаты

Не так давно в Вороново прошел выездной семинар кадрового резерва Вышки на тему «Продвижение результатов научных исследований: взаимодействие университета и СМИ». В течение трех дней пиарщики университета и практикующие научные журналисты рассказывали ученым о том, как устроены научные коммуникации в мире и в Вышке, зачем ученым надо заниматься популяризацией науки и как избежать проблем в общении со СМИ. Молодые исследователи подготовили пресс-релизы по своим научным статьям.

И первые результаты этой работы ученые смогли уже увидеть на портале IQ.HSE, а также в российских и зарубежных СМИ. Например материал «Компании с иностранным капиталом легче переживают кризис», подготовленный на основе статьи исследователей из Пермского кампуса Вышки перепечатывается в иностранных СМИ.

А новость и релиз о том, как компьютер распознает эмоции в речи, по исследованию команды из Нижегородского филиала ВШЭ инициировали публикации в Российской газете, ТАСС, … и даже в The Times.

Пресс-служба готова и дальше помогать ученым Вышки рассказывать о результатах своих исследований. Для всех представителей университета подготовлены рекомендации по общению со средствами массовой информации (не только научными), которые, как мы надеемся, позволят снизить возможность негативного опыта общения с журналистами к минимуму.

Волшебная кнопка

А совсем недавно на странице «Наука» университетского портала появился специальный сервис, который должен помочь ученым Вышки оперативнее донести информацию о своем исследовании до коммуникационных служб Вышки и до широкой общественности.

Каждый исследователь, заинтересованный в продвижении своих научных результатов, может прислать информацию о недавно вышедшей статье или планируемой к публикации в рецензируемом журнале. Интерес для СМИ представляют статьи, которые вышли максимум три месяца назад со дня первой онлайн-публикации текста.

А если у вас еще остался вопрос — зачем и как ученому заниматься популяризацией, то вот некоторые мнения коллег по этому вопросу, которые собрали «Окна роста»:

Медведев Сергей Александрович

Профессор департамента политической науки

«По моему мнению, в общественных науках любое академическое рассуждение должно быть понятно и доступно «широкой публике» (что бы под этим ни имелось в виду — скажем так, человеку с высшим образованием); более того, оно должно быть стилистически и литературно оформлено, проще говоря, красиво».
Гусейнов Гасан Чингизович

Профессор Школы филологии

«Специфика гуманитарно-социальных наук состоит в том, что ни одно их направление, в том числе и самое математизированное или выдающее себя за точную и строгую науку (в отличие от якобы не строгих и не точных гуманитарных), не может существовать отдельно от «журналистов» и «публики». Ни И. Кант, ни Ю. Хабермас непредставимы без так называемой широкой публики».
Запорожец Оксана Николаевна

Доцент кафедры анализа социальных институтов

«Я думаю, что для меня важен и “гедонистически-эгоистический” эффект публичных выступлений. Есть исследования, рассказывать о которых особенно приятно. Ты и сама понимаешь, что получилось что-то важное и интересное. В этом случае делиться своими находками с другими означает многократно увеличивать собственные позитивные переживания и чувствовать значимость своей работы».

Вам также может быть интересно:

Научные коммуникации в кейсах BBC

В Высшей школе экономики прошла публичная лекция по научным коммуникациям, организованная Посольством Великобритании в России и Политехническим музеем.

Студенты МИЭМ НИУ ВШЭ показали свои разработки на фестивале Nauka0+

Потанцевать с роботом, погрузиться в виртуальную реальность, собрать метеостанцию, узнать об «умных» технологиях для дома и просто хорошо провести время — Вышка на фестивале NAUKA 0+ показывает, что научные разработки могут быть не только полезными, но и доступными каждому.

«Очевидно, что в инновационных сферах ученый может заработать»

Наука еще в ХХ веке перешла в сферу потребления, сейчас мы относимся к технологическим новшествам так, будто это новое блюдо в ресторанном меню или премьера блокбастера. Наука работает для каждого лично, и этот «научный маркетинг» — заслуга ученых нового времени, «джобсов», которые умеют не только изобретать, но и продавать свои изобретения. Как можно зарабатывать на науке, в рубрике «Конструктор успеха» рассказал выпускник МИЭМ Алексей Ролич — руководитель лаборатории 3D-визуализации, автор проекта «Общественная розетка», получившего грант конкурса «УМНИК».

Женщины в науке: стереотипы и реальность

5 марта лекции в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки» продолжила Анна Сорокина, младший научный сотрудник Лаборатории политических исследований. Она рассказала о том, каково это — быть женщиной в науке.

Индикаторы науки: 2014

Сборник публикаций посвящен различным аспектам развития науки и инноваций в Российской Федерации. Приводятся статистические данные о составе организаций, выполняющих исследования и разработки, кадрах и финансировании науки, ее материальнотехнической базе. В отдельных разделах содержатся сведения об интеллектуальной собственности, коммерциализации и использовании технологий, инновационной деятельности, общественном восприятии науки; представлены данные международных сопоставлений.

Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи

Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

Какой была наука периода «холодной войны»

17-19 октября в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Социальные и гуманитарные науки по обе стороны “железного занавеса”».

Как развивалась наука в период «железного занавеса»

17-19 октября в рамках Полетаевских чтений в ВШЭ проходит конференция «Social and Human Sciences on Both Sides of the "Iron Curtain"».

Вышка принимает фестиваль научного кино «360°»

С 10 по 17 октября в Москве проводится III Фестиваль актуального научного кино «360°». Партнером и одной из площадок фестиваля впервые стала Высшая школа экономики.

Образование: права и свободы

31 мая в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. С докладом «Академические права и свободы в мире и в России: исследовательская перспектива» выступил старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Дубровский.