• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Необходимо обеспечить базовое финансирование длительных фундаментальных исследований, увеличить срок обучения в аспирантуре до четырех-пяти лет, развивать исследования в региональных вузах при участии ведущих исследовательских университетов. Об этих и других мерах поддержки науки ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил 7 декабря на заседании правления Российского союза ректоров.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо изменить сложившиеся механизмы финансирования российской науки. При нынешней системе, чтобы получить средства на исследования, ученые должны ежегодно участвовать в конкурсах и представлять отчетность — «если бы в таких условиях работала экономика, она давно бы встала». Наука — это часть экономики, и исследователи должны быть уверены в завтрашнем дне. Ректор НИУ ВШЭ предложил поставить перед руководством страны вопрос о переходе на трехуровневую систему финансирования науки.

Во-первых, необходимо обеспечить базовое финансирование фундаментальных «поисковых» исследований в хорошо зарекомендовавших себя научных центрах и университетах в расчете на 5–10 лет. Речь идет о таких стабильно работающих институциях, как, например, МГУ или Физтех. Они имеют репутацию, их научные достижения бесспорны, их никто не собирается закрывать, поэтому бессмысленно требовать от них ежегодного участия в конкурсах на получение финансирования.

Во-вторых, должна быть рационализирована существующая система распределения грантов. Большим научным коллективам в отдельных организациях можно выдавать «длинные» гранты — на срок до 7 лет. «Мы все понимаем, сколько времени длится научный проект. Могут быть контрольные точки, грант может быть приостановлен в случае неэффективного использования, но он должен выдаваться на длительный срок и институтам Российской академии наук, и ведущим исследовательским университетам», — подчеркнул ректор НИУ ВШЭ.

В-третьих, организации или их научные подразделения могли бы получать гранты на 3–5 лет. 3 года — это минимально допустимый период, «единственный приемлемый старт для финансирования науки», считает Ярослав Кузьминов.

Ректор НИУ ВШЭ также рассказал о возможной реформе российской аспирантуры.

Доход аспиранта должен соответствовать уровню средней зарплаты по региону, и это общемировая практика

По его мнению, аспирантура должна обеспечивать четырех- или пятилетний цикл подготовки диссертаций. Нынешняя трехлетняя система приводит к очень странной модели, когда даже в лучших учреждениях диссертации защищают лишь 20% выпускников аспирантуры, при этом очень немногим удается сделать это в пределах установленного срока обучения.

Ярослав Кузьминов считает, что аспирант должен получать достаточное материальное обеспечение, чтобы не заботиться о дополнительных заработках. Речь идет не только о стипендиях, но и о грантах, об оплачиваемом участии в научных проектах. Доход аспиранта должен соответствовать уровню средней зарплаты по региону, и это общемировая практика. Возможно сокращение количества мест в аспирантуре. «Почему мы считаем, что наш аспирант питается воздухом, и упорно воспроизводим прежнюю модель, я не понимаю», — сказал ректор НИУ ВШЭ.

Еще один вызов — развитие вузовской науки за пределами ведущих университетов.

Университет отличается от техникума тем, что там преподают ученые, и не стоит мириться тем, что некоторые университеты этому требованию не соответствуют. Поэтому нужно приложить усилия для развития научной составляющей во всех университетах, где это необходимо. Например, ведущий вуз получает грант на пятилетний сетевой научный проект вместе с тремя региональными университетами. Средства распределяются между всеми участниками проекта, и коллеги из этих университетов выполняют его часть.

«Сами региональные университеты зачастую не могут конкурировать, подавая заявку на грант в одиночку, — пояснил Ярослав Кузьминов. — А когда их просто приписывают к какому-то проекту, они ничего не получают. Но если мы хотим сохранить нашу высшую школу и не превращать ее в аналог техникумов, то нужно предложить институциональные, финансовые механизмы выживания региональных университетов на уровне высоких стандартов — стандартов реальной науки».

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

«Для науки очень важна функция самопроверки и самоочищения»

Ученые из ВШЭ вошли в состав новых комиссий РАН по противодействию фальсификации научных исследований и по борьбе с лженаукой. Новые комиссии возникли в результате разделения прежней комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями, существовавшей при президиуме РАН двадцать лет.

От клонирования мамонтов до тайн человеческого мозга: в Вышке пройдут дни научного кино

23 ноября в Вышке начнется ставший уже традиционным Фестиваль актуального научного кино ФАНК, в рамках которого будут показаны четыре документальных фильма. После показа каждого фильма зрители смогут принять участие в обсуждении и задать вопросы экспертам — сотрудниками и преподавателями Вышки.

История под надзором

Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев. 

Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018

Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.

Как Европейский исследовательский совет финансирует науку и инновации

В Высшей школе экономики выступил профессор Жан-Пьер Бургиньон, президент Европейского исследовательского совета (ЕИС), с открытой лекцией на тему «Государственное финансирование науки и инноваций: опыт Европейского исследовательского совета». Лекция была организована ВШЭ совместно с Представительством Европейского союза в РФ.

Работа в науке: взгляд со стороны и изнутри

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ много лет изучает как процессы в самой науке, так и представления о ней со стороны. По результатам своих исследований он подготовил спецпроект, из которого можно узнать, что думают о работе ученых люди не из академической сферы и сами исследователи. 

Как Вышка популяризирует научное знание

10 ноября отмечается Всемирный день науки. Праздник призван продвигать достижения науки, содействовать ее развитию. Рассказываем, как Вышка популяризует научные исследования, выполненные в стенах университета.

Студенты МИЭМ НИУ ВШЭ показали свои разработки на фестивале Nauka0+

Потанцевать с роботом, погрузиться в виртуальную реальность, собрать метеостанцию, узнать об «умных» технологиях для дома и просто хорошо провести время — Вышка на фестивале NAUKA 0+ показывает, что научные разработки могут быть не только полезными, но и доступными каждому.

«Очевидно, что в инновационных сферах ученый может заработать»

Наука еще в ХХ веке перешла в сферу потребления, сейчас мы относимся к технологическим новшествам так, будто это новое блюдо в ресторанном меню или премьера блокбастера. Наука работает для каждого лично, и этот «научный маркетинг» — заслуга ученых нового времени, «джобсов», которые умеют не только изобретать, но и продавать свои изобретения. Как можно зарабатывать на науке, в рубрике «Конструктор успеха» рассказал выпускник МИЭМ Алексей Ролич — руководитель лаборатории 3D-визуализации, автор проекта «Общественная розетка», получившего грант конкурса «УМНИК».