• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из предложенных решений по модернизации образования выбраны прорывные

11 апреля состоялось главное в образовательном блоке XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ событие — презентация и обсуждение экспертного доклада «12 решений для нового образования», подготовленного Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок.

12 решений — это программа-максимум, они предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений, подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. При их выполнении возможны разные сценарии, но сценарий инерционный или безденежный исключены в принципе. Однако с учетом наличия у государства других социальных обязательств системе образования не стоит рассчитывать на максимально желаемое финансирование. Поэтому из предложенных проектов и подпроектов нужно выбрать самые важные и определить, чем мы можем в данный момент поступиться, считает ректор НИУ ВШЭ.

На сегодняшний день самыми важными направлениями по итогам дискуссий в профессиональном сообществе названы четыре: выравнивание образовательных возможностей детей, обновление подростковой школы, создание условий непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию.

Ярослав Кузьминов напомнил, что в образование готовы вкладывать свои деньги 60% семей, при этом механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией России. Не менее важно привлекать средства бизнеса, использовать государственно-частное партнерство для решения инфраструктурных проблем образования. Еще один ресурс изменений — развитие цифровой среды: с ее помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем если использовать только традиционные формы.

Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, в нашей стране высокий уровень образованности населения и высокая доступность образования не приводят к росту производительности труда. В странах ОЭСР с высоким доходом 70% национального богатства составляет именно человеческий потенциал, капитализированный в интеллектуальных продуктах и сервисах, в России этот показатель — лишь 48%. Но образование не является заложником несовершенных институтов рынка труда или плохого бизнес-климата, проблема заключается в его недостаточном качестве. Например, мы пока недостаточно успешно формируем у школьников навыки XXI века. Согласно результатам исследования PISA, менее 2% российских школьников достигают высшего уровня в трех областях базовой грамотности, а в Южной Корее — 6,5%.

Проблемы связаны еще и с тем, что Россия драматически отстает от стран-конкурентов по уровню финансирования образования, напомнил Исак Фрумин. В последние годы уровень реального финансирования образования значительно снизился, и средств не хватает. Затруднено внедрение нужных и важных опций, повышающих образовательный результат. Характерный пример — рабочие тетради для школьников, делающие учебный процесс более комфортным. Регионы не готовы тратить бюджетные деньги на их ежегодную закупку, а родители не готовы тратить свои, поскольку считают, что общее образование должно быть полностью бесплатным.

Помощник президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напомнил, что авторы экспертного доклада стремились дать ответ на два вопроса: как образование может способствовать развитию страны и как средствами образования обеспечить самореализацию каждого человека. Вопрос о том, как при этом будут чувствовать себя работники образования, тоже важен, но второстепенен.

В ходе дискуссии руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина сказал о необходимости учитывать не только экономические показатели эффективности привлечения дополнительных средств в систему образования, но и социально-педагогические, как это делается в Москве. По его мнению, рост бюджетных расходов на образование не нужно растягивать на несколько лет — опыт Москвы показывает, что выделение больших средств в течение полутора лет дает длительный эффект.

Президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун отметил важность создания в России новых школ «цифрового формата», которые станут современными образовательными центрами, и предложил начинать преобразования со старшей школы. В этой программе готов участвовать бизнес, так что средства, которые вкладывает государство, в этом случае удастся увеличить вдвое. «Уже готовы финансовые модели и дорожные карты, выявлены барьеры, которые мешают частному бизнесу инвестировать в образовательную отрасль. Намечены конкретные меры, которые помогут их устранить», — сообщил Владимир Узун.

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева назвала системообразующим фактором экономического успеха страны работу с талантами. По ее мнению, необходимо привлекать представителей науки и высшей школы, наставников с предприятий к обучению одаренных детей. Именно они станут «заказчиками смыслов», и по этой модели уже сегодня работает образовательный центр «Сириус» в Сочи.

Вам также может быть интересно:

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

7 цифр о российском образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

Чем российские города отличаются от западных

На одном из круглых столов в рамках Апрельской научной конференции обсуждали морфологию российских городов. Доклад представил Роберт Бакли, старший научный сотрудник магистерской программы «Международные отношения» в университете The New School, США. В докладе рассматривается структура плотности населения российских городов, сравниваются модели устройства городов в России и других странах, а также анализируется влияние поведения жителей на развитие той или иной модели.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

«Элиты должны учить детей для жизни в России»

В интервью «Московскому комсомольцу» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о главных проблемах российского образования и возможных способах их решения.