• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертный доклад «12 решений для нового образования»

© Коллекция Signature/ iStock

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок представляют экспертный доклад «12 решений для нового образования». Он подготовлен аналитической группой для обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.

Невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. Именно эта отрасль в ближайшие годы станет опорной для технологического рынка, если удастся решить накопившиеся за последние годы проблемы. В докладе подробно проанализированы вызовы российской системы образования. К ним в первую очередь относятся растущая образовательная неуспешность, недостаточный масштаб поддержки талантов, разрывы в качестве профессионального образования и растущее неравенство. Причины этого — низкая вовлеченность обучающихся и существенное недофинансирование образования из федерального и регионального бюджетов.

«Более 25% российских школьников заканчивают 9-й класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8–10%», — указывает на одну из проблем ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что эти проблемы возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они позволят не просто обеспечить развитие образования, но и внести решающий вклад в «прорыв» страны, в ее выход на новый уровень экономического, социального, технологического развития, через раскрытие созидательных возможностей населения в целом и самореализацию каждого человека в отдельности.

Каждый проект включает краткую «смету», описывающую необходимые инвестиции. Речь идет именно об «инвестициях», ведь уже в среднесрочной перспективе «отдача» (в том числе, в сугубо практическом «бухгалтерском» понимании) от каждого разработанного проекта превысит требуемые затраты. Тезисы и расчеты экспертов подкреплены результатами различных исследований, проводившихся в последние годы в России и в мире. Необходимость преодоления отставания и значительного роста расходов на образование обозначалась в качестве одной из приоритетных целей в Послании президента РФ 1 марта 2018 года.

«Наряду с проектами ВШЭ и ЦСР предлагают и инструменты для их финансирования. Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес в инвестициях в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры. ЧГП позволит «передвинуть» часть бюджетных расходов на период 2024–2030 гг. — и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020-2022 гг», — подчеркивает Кузьминов.

Презентация полного текста доклада состоится 11 апреля на секции «Проблемы и перспективы развития образования» XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Тезисы экспертного доклада «12 решений для нового образования» (pdf)

Экспертный доклад «12 решений для нового образования» (pdf)

Вам также может быть интересно:

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

7 цифр о российском образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.