• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ изучили речевые навыки русскоязычных детей с РАС

Ученые ВШЭ изучили речевые навыки русскоязычных детей с РАС

© iStock

Команда исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые описала особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис и дискурс) при помощи теста, который учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка. Исследование опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorders.

В 2020 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал данные о том, что расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка в стране. При этом нарушения речевого развития у детей с РАС встречаются приблизительно в 75% случаев. В США, Великобритании и Западной Европе этой проблеме посвящено большое количество исследований. В частности, ряд работ на разных языках направлены на выявление специфических особенностей речи детей с РАС на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. Несмотря на это до сих пор практически ничего не было известно о речевых навыках русскоязычных детей с РАС.

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ провели масштабное речевое тестирование русскоязычных детей с РАС. Для тестирования ученые использовали разработанный ими тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).

Инструмент позволяет оценить порождение и понимание речи на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. При этом он также учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка, например, такие как длина слов, возраст усвоения слов, частотность слов, количество аргументов глагола, разные типы предложений и др.

В тестировании приняли участие 82 ученика начальной школы с диагнозом РАС. Каждый ребенок прошел 11 субтестов, из которых состоит КОРАБЛИК, а также 2 дополнительных субтеста на лексику и фонологию. У детей также был измерен уровень невербального интеллекта (IQ), а степень проявления аутистических черт была установлена при помощи опросника Autism Spectrum Quotient: Children’s Version (AQ).

Анализ результатов теста показал, что группы значимо различались между собой: показатели детей с РАС были гораздо ниже, чем типично развивающихся детей по всем субтестам, кроме самого простого – на повторение слов. Дети с РАС лучше всего справлялись с называнием и пониманием отдельных слов, что согласуется с данными о речевых навыках англоязычных детей с таким диагнозом.

«Для нас в этой работе было важно выявить специфические речевые профили русскоязычных детей с РАС на разных лингвистических уровнях и понять, как возраст, невербальный IQ, тяжесть аутизма могут влиять на степень нарушений речи», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Вардан Арутюнян

Результаты теста показали, что уровень невербального IQ влиял на степень речевого развития практически по каждому субтесту – чем выше было невербальное развитие ребенка, тем выше языковое. При этом, как отмечают ученые, возраст и степень тяжести аутизма не были связаны с речевыми навыками детей с РАС.

Последним этапом работы стало выделение подгрупп детей с РАС в соответствии с их речевыми навыками по каждому субтесту. Ученые выделили группы детей с нормальным речевым развитием, с пограничным и с нарушенным.

Количество детей, которые были в пределах нормы, зависело от лингвистического уровня. Так,  например, по тесту на понимание слов (лексический уровень) 22% детей с РАС демонстрировали показатели в пределах нормы, по тесту на повторение предложений (морфосинтаксический уровень) – 8%, а по тесту на порождение текста (дискурсивный уровень) – только 4%.

«Мы видим, что чем сложнее языковой уровень, тем меньше процент детей с нормальным речевым развитием. При этом один и тот же ребенок по одним навыкам может быть на уровне нормы, а по другим – нет, – комментирует Вардан Арутюнян. – Поэтому важно проводить комплексное тестирование с помощью инструмента, который оценивает все уровни языка, начиная от фонологии, заканчивая дискурсом. Это позволит как правильно оценить уровень речевого развития, так и грамотно выстроить направленную коррекцию и реабилитацию речи».

Вам также может быть интересно:

Отборочный этап студенческой олимпиады «Я — профессионал» собрал более 104 тысяч участников

За 17 дней более 104 тысяч участников из разных регионов России попробовали свои силы в состязаниях отборочного онлайн-этапа пятого сезона олимпиады«Я — профессионал» — одного из флагманских проектов президентской платформы«Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России

Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.

Исследование ВШЭ: реабилитацию детей с артрогрипозом может облегчить стимуляция мозга

Совместно с НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Турнера исследователи НИУ ВШЭ изучили, как мозг детей с артрогрипозом после пересадки мышц контролирует сгибание локтя. Оказалось, что у таких пациентов вовлекается больше моторных нейронов, то есть начало нового движения требует от мозга больше усилий.

«Задачи Высшей школы экономики вращаются вокруг слова “человек”»

В Парке науки и искусства «Сириус» завершился Конгресс молодых ученых — одно из ключевых мероприятий Года науки и технологий. В работе конгресса приняла участие делегация Высшей школы экономики. Как это было — в репортаже новостной службы портала.

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.

В Сочи стартовал Конгресс молодых ученых, в работе которого принимают участие представители ВШЭ

В образовательном центре «Сириус» в Сочи начал работу Конгресс молодых ученых. Это итоговое мероприятие Года науки и технологий, который проходит сейчас в России. В рамках конгресса пройдут также мероприятия VII Ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО. Вышка представлена в Сочи большой группой ученых и экспертов.

Ученые предложили способ увеличения заряда суперконденсаторов

Ученые МИЭМ ВШЭ и Института неклассической химии в Лейпциге предложили новую теоретическую модель суперконденсаторов. Она впервые учитывает свойства катиона, которые существенно влияют на электрическую емкость суперконденсатора. Это первая подобная работа в области электрохимии. По мнению авторов, модель должна позволить инженерам в будущем создавать более мощные источники энергии. Результаты работы опубликованы в журнале The Journal of Physical Chemistry C. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ.

В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области. Статья “The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian” вышла в журнале PLOS ONE.

Вышка примет участие в создании Супер С-тау фабрики

18 ноября в Новосибирске десять университетов и институтов объявили о создании партнерства по строительству электрон-позитронного коллайдера для исследования очарованных частиц и тау-лептонов. Новый эксперимент запланирован в рамках Супер С-тау фабрики. В десятку основателей вошли две международные и восемь российских команд, включая Высшую школу экономики.

Модель, описывающая отношения хищников и их жертв, стала основой для прогноза распространения COVID-19

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ предложили математическую модель, описывающую течение пандемии COVID-19 с учетом ограничительных мер, принимаемых в разных странах. Она поможет правительствам принимать взвешенные и своевременные решения о введении или отмене ограничений. Работа опубликована в журнале Eurasian Economic Review.