• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ изучили речевые навыки русскоязычных детей с РАС

Ученые ВШЭ изучили речевые навыки русскоязычных детей с РАС

© iStock

Команда исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые описала особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис и дискурс) при помощи теста, который учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка. Исследование опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorders.

В 2020 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал данные о том, что расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка в стране. При этом нарушения речевого развития у детей с РАС встречаются приблизительно в 75% случаев. В США, Великобритании и Западной Европе этой проблеме посвящено большое количество исследований. В частности, ряд работ на разных языках направлены на выявление специфических особенностей речи детей с РАС на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. Несмотря на это до сих пор практически ничего не было известно о речевых навыках русскоязычных детей с РАС.

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ провели масштабное речевое тестирование русскоязычных детей с РАС. Для тестирования ученые использовали разработанный ими тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).

Инструмент позволяет оценить порождение и понимание речи на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. При этом он также учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка, например, такие как длина слов, возраст усвоения слов, частотность слов, количество аргументов глагола, разные типы предложений и др.

В тестировании приняли участие 82 ученика начальной школы с диагнозом РАС. Каждый ребенок прошел 11 субтестов, из которых состоит КОРАБЛИК, а также 2 дополнительных субтеста на лексику и фонологию. У детей также был измерен уровень невербального интеллекта (IQ), а степень проявления аутистических черт была установлена при помощи опросника Autism Spectrum Quotient: Children’s Version (AQ).

Анализ результатов теста показал, что группы значимо различались между собой: показатели детей с РАС были гораздо ниже, чем типично развивающихся детей по всем субтестам, кроме самого простого – на повторение слов. Дети с РАС лучше всего справлялись с называнием и пониманием отдельных слов, что согласуется с данными о речевых навыках англоязычных детей с таким диагнозом.

«Для нас в этой работе было важно выявить специфические речевые профили русскоязычных детей с РАС на разных лингвистических уровнях и понять, как возраст, невербальный IQ, тяжесть аутизма могут влиять на степень нарушений речи», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Вардан Арутюнян

Результаты теста показали, что уровень невербального IQ влиял на степень речевого развития практически по каждому субтесту – чем выше было невербальное развитие ребенка, тем выше языковое. При этом, как отмечают ученые, возраст и степень тяжести аутизма не были связаны с речевыми навыками детей с РАС.

Последним этапом работы стало выделение подгрупп детей с РАС в соответствии с их речевыми навыками по каждому субтесту. Ученые выделили группы детей с нормальным речевым развитием, с пограничным и с нарушенным.

Количество детей, которые были в пределах нормы, зависело от лингвистического уровня. Так,  например, по тесту на понимание слов (лексический уровень) 22% детей с РАС демонстрировали показатели в пределах нормы, по тесту на повторение предложений (морфосинтаксический уровень) – 8%, а по тесту на порождение текста (дискурсивный уровень) – только 4%.

«Мы видим, что чем сложнее языковой уровень, тем меньше процент детей с нормальным речевым развитием. При этом один и тот же ребенок по одним навыкам может быть на уровне нормы, а по другим – нет, – комментирует Вардан Арутюнян. – Поэтому важно проводить комплексное тестирование с помощью инструмента, который оценивает все уровни языка, начиная от фонологии, заканчивая дискурсом. Это позволит как правильно оценить уровень речевого развития, так и грамотно выстроить направленную коррекцию и реабилитацию речи».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки поучаствовали в создании гида по индустрии будущего

Цифровые двойники, безлюдные фабрики, искусственный интеллект – все это приметы четвертой промышленной революции. Помочь разобраться с происходящими изменениями призван гид «Индустрия будущего», разработанный Департаментом инвестиционной и промышленной политики Москвы, научно-популярным порталом «ПостНаука» и экспертами, в том числе исследователями из НИУ ВШЭ.

«Исключительно интересный регион с поразительной и очень увлекательной историей»

Что такое дальневосточная идентичность, как локальная самоидентификация затрагивает жителей разных этнических групп? Что сегодня представляет собой регион в контексте страны? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции The Russian Far East: Regional and Transnational Perspectives (19th -21st cent.), организованной  Международной лабораторией региональной истории России НИУ ВШЭ совместно с партнерами.

«На пересечении культуры и социально-экономического развития»

Являясь площадкой для интеграции российских и зарубежных кросс-культурных психологов, Международный центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ уже более десяти лет ведет работу по изучению ценностей жителей постсоветского пространства и других стран. О мировых ученых, которые успели стать частью коллектива, трансмиссии ценностей и психологическом благополучии подростков, связи креативности и принятия культурных различий рассказывает директор центра – профессор факультета социальных наук Надежда Лебедева.

Хорошая аспирантура — условие инновационного развития

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и директор Центра социологии высшего образования ВШЭ Евгений Терентьев в статье для журнала «Коммерсантъ Наука» анализируют ситуацию с аспирантурами и предлагают варианты их развития.

Российские ученые построили сеть внутриклеточных взаимодействий рака молочной железы

Исследователи из ВШЭ выявили гены, играющие ключевую роль в метастазировании рака молочной железы. Результаты исследования опубликованы 14 апреля в журнале PLOS ONE.

ВШЭ и ДВФУ вместе изучают механизмы устойчивости опухолевых клеток к терапии

Ученые рассчитывают повысить эффективность лечения онкологических заболеваний и создать подходы персонализированной терапии рака для практической медицины. Исследования стали частью проекта «Зеркальные лаборатории», который ВШЭ реализует совместно с другими российскими вузами.

Почему стихийный сталинизм остается актуальной тенденцией

Сталинизм стал разрушаться сразу после смерти «вождя», подвергся демонтажу в 60-е, начал поднимать голову в 70-е годы, и сейчас возвращается в качестве мифа о справедливых временах в противовес кризису 90-х нынешней бюрократии. Эксперты Вышки на научном семинаре обсудили процесс десталинизации.

Карта приоритета внимания объясняет удивительные явления зрительного поиска

Ученые из НИУ ВШЭ и Гарварда обнаружили, что на скорость поиска элемента с уникальным сочетанием признаков никак не влияет легкость группировки этих элементов по признакам. Такие результаты предсказывают теории параллельного управления вниманием. Исследование опубликовано в журнале Journal of Vision.

Исследователи разработали микроскопическую теорию полимерного геля

Российские ученые предложили теорию фазовых превращений в полимерных гелях. Она объясняет механизмы резкого уменьшения объема цвиттерионных гидрогелей при их охлаждении. Результаты опубликованы в журнале Chemical Communications (ChemComm).

«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»

Чем интеграция отличается от инклюзии? Какое отношение они имеют к социальной политике и образованию? Об этом рассказала заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова на открытом семинаре по образованию, прошедшем недавно в Вышке.