• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

© iStock

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с российскими и американскими коллегами впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят. Исследование опубликовано в журнале Research in Developmental Disabilities.

Речевые нарушения, хоть и не являются диагностическим критерием расстройств аутистического спектра (РАС), встречаются примерно у 75% детей с РАС. При этом в мировой науке остро стоит вопрос, что именно — порождение или понимание речи — нарушено в большей степени.

Исследования привели к тому, что некоторые авторы стали утверждать, что порождение речи более сохранно, чем понимание речи, и этот паттерн является специфичным для подобных расстройств.  

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу. Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций). 

Сравнение шло по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (порождение и понимание предложений) и дискурсивном (порождение и понимание связных текстов).

Анализ данных тестирования показал, что нет какого-то единого паттерна в речи детей с РАС. Нельзя сказать, например, что порождение более сохранно, чем понимание. Более того, результаты свидетельствовали, что разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», — рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального интеллекта (IQ) на выявленную разницу между порождением и пониманием речи на разных лингвистических уровнях, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений (невербальный IQ на уровне нормы) и группа детей с интеллектуальными нарушениями (невербальный IQ ниже уровня нормы). Далее отдельно в двух группах сравнивалось порождение и понимание слов, предложений и текстов.

Результаты исследования показали, что невербальный IQ частично влиял на паттерны порождения и понимания речи.

На лексическом уровне не было найдено разницы между двумя группами детей: порождение отдельных слов было более нарушено, чем понимание отдельных слов, как в группе детей без интеллектуальных нарушений, так и в группе детей с интеллектуальными нарушениями.

На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница в порождении и понимании у двух групп детей: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.

На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без интеллектуальных нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями порождение текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Но пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах, — считает Вардан Арутюнян. — Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало. Наше исследование — одно из первых подобных, и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации — магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию».

По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи.

Вам также может быть интересно:

Отборочный этап студенческой олимпиады «Я — профессионал» собрал более 104 тысяч участников

За 17 дней более 104 тысяч участников из разных регионов России попробовали свои силы в состязаниях отборочного онлайн-этапа пятого сезона олимпиады«Я — профессионал» — одного из флагманских проектов президентской платформы«Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России

Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.

Исследование ВШЭ: реабилитацию детей с артрогрипозом может облегчить стимуляция мозга

Совместно с НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Турнера исследователи НИУ ВШЭ изучили, как мозг детей с артрогрипозом после пересадки мышц контролирует сгибание локтя. Оказалось, что у таких пациентов вовлекается больше моторных нейронов, то есть начало нового движения требует от мозга больше усилий.

«Задачи Высшей школы экономики вращаются вокруг слова “человек”»

В Парке науки и искусства «Сириус» завершился Конгресс молодых ученых — одно из ключевых мероприятий Года науки и технологий. В работе конгресса приняла участие делегация Высшей школы экономики. Как это было — в репортаже новостной службы портала.

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.

В Сочи стартовал Конгресс молодых ученых, в работе которого принимают участие представители ВШЭ

В образовательном центре «Сириус» в Сочи начал работу Конгресс молодых ученых. Это итоговое мероприятие Года науки и технологий, который проходит сейчас в России. В рамках конгресса пройдут также мероприятия VII Ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО. Вышка представлена в Сочи большой группой ученых и экспертов.

Ученые предложили способ увеличения заряда суперконденсаторов

Ученые МИЭМ ВШЭ и Института неклассической химии в Лейпциге предложили новую теоретическую модель суперконденсаторов. Она впервые учитывает свойства катиона, которые существенно влияют на электрическую емкость суперконденсатора. Это первая подобная работа в области электрохимии. По мнению авторов, модель должна позволить инженерам в будущем создавать более мощные источники энергии. Результаты работы опубликованы в журнале The Journal of Physical Chemistry C. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ.

В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области. Статья “The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian” вышла в журнале PLOS ONE.

Вышка примет участие в создании Супер С-тау фабрики

18 ноября в Новосибирске десять университетов и институтов объявили о создании партнерства по строительству электрон-позитронного коллайдера для исследования очарованных частиц и тау-лептонов. Новый эксперимент запланирован в рамках Супер С-тау фабрики. В десятку основателей вошли две международные и восемь российских команд, включая Высшую школу экономики.

Модель, описывающая отношения хищников и их жертв, стала основой для прогноза распространения COVID-19

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ предложили математическую модель, описывающую течение пандемии COVID-19 с учетом ограничительных мер, принимаемых в разных странах. Она поможет правительствам принимать взвешенные и своевременные решения о введении или отмене ограничений. Работа опубликована в журнале Eurasian Economic Review.