• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гурова О. Ю. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью". М.: Новое литературное обозрение, 2008

Вроде бы всем понятно, для чего человеку необходимо нижнее белье. Социолог отличается от всех остальных людей тем, что может рассказать о самой банальной вещи много необычного, взглянув на нее социологически. Этим и занимается в своей книге "Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью" Ольга Гурова, доцент кафедры методов и технологий социологических исследований СПб филиала ГУ-ВШЭ.

Аннотация

Книга представляет собой взгляд на советское общество через призму его отношения к нижнему белью. Упоминание об этой, казалось бы, незаметной и малозначимой сфере жизни до сих пор вызывает сильные эмоции у людей разных поколений — от горечи и негодования до улыбки и ностальгии. Советское нижнее белье по-своему олицетворяло устройство государства, воплощало все признаки стандартизированной массовой вещи, безликого продукта социалистической промышленности. В то же время как вещь, максимально близкая человеку, нижнее белье могло стать примером адаптации и переписывания идеологических постулатов, символическим жестом, заменившим советскому человеку другие проявления гражданской свободы. Опираясь на методы социологии, автор показывает, как и почему нижнее белье становилось ареной баталий между государством и человеком.

Информация об авторе

Содержание

Введение: Советское общество в гуманитарных науках

Глава 1. Происхождение советского нижнего белья: слова и вещи

  • Языковые коды системы вещей: "изподнее" / "исподнее", "белье", "нательное белье" и "нижнее белье"
  • Социокультурные трансформации и преобразования системы вещей
  • Нормативные наименования и оригинальные названия
  • Категория "белье" в идиоматических выражениях

Глава 2. Идеология тела и символическое производство советского человека

"Тело здоровья", 1917—1920-е годы

  • "Как быть чистым без бани"
  • "Советское нижнее белье — это о спорте, а не о сексе"
  • Рационализация быта и одежды

"Тело культурности", 1930—1940-е годы

  • Легитимация потребления

"Тело личного вкуса", 1950—1980-е годы

  • Советский вкус: "что чересчур — то плохо!"
  • Правила хорошего вкуса

Глава 3. Визуальная политика тела: репрезентации нижнего белья в массовой культуре

  • Идеология — тело — нижнее белье
  • Краткая история визуальных репрезентаций женского тела
  • Тело и нижнее белье на советском рекламном плакате
  • Нижнее белье на немецком рекламном плакате
  • Концепция "грани стыда"
  • К эстетике советского нижнего белья

Глава 4. Нижнее белье в контексте моды и технологии

  • Разрушение дореволюционной системы вещей и формирование стиля советского нижнего белья (1917-й—1920-е годы)
  • Становление стиля советского нижнего белья (1930—1940-е годы)
  • Разрушение стиля советского нижнего белья (1950—1980-е годы)
  • Вещи, символизирующие эпоху

Глава 5. Производство и продажа нижнего белья

  • Производство нижнего белья
  • Рынок одежды: фарцовка
  • Дефицит, очереди и продажа белья

Глава 6. Самодельные вещи: от коллективного тела к индивидуализации

  • Концепция "культурной биографии" вещей
  • Продолжительность жизни вещей в социалистической культуре потребления
  • Рукоделие по-советски
  • Непреднамеренные социальные изобретения
  • Продолжительность жизни вещей и натуральный обмен
  • Старые вещи с новыми функциями

Глава 7. Классифицируя нижнее белье. Вещи, повседневное потребление и социальная структура

Нижнее белье как средство разметки социального пространства

  • Происхождение: культурные / простые
  • Пол: мужчины / женщины
  • Поколения: молодые / старшие
  • Возраст: дети / взрослые
  • Территориальные идентичности: деревенские / городские
  • Власть: элита / обычные люди
  • Лояльность власти: правильные / диссиденты
  • Национальная идентчность: иностранец / советский человек

Глава 8. Нижнее белье в публичной и приватной сфере

Скрытость

  • Пространство улицы
  • Пространство коммунальной квартиры
  • Пространство дома и повседневные разговоры о нижнем белье

Индивидуальный контроль

Приспособленность нижнего белья к личности

Глава 9. Память тела. Нижнее белье как источник эмоций и ощущений

  • Дисциплинирование тела и эмоции
  • Советский стыд
  • Секс: скромность, невинность, неопытность
  • Травма
  • Репрезентации советского прошлого в коллективной памяти

Заключение

Вам также может быть интересно:

«Мы гордимся проектами наших студентов магистратуры и не упускаем случая ими похвастаться»

Ежегодно студенты магистерской программы «Мода» Школы дизайна ВШЭ принимают участие в самых разных проектах, среди которых фэшн-показы, фестивали, выставки и коллаборации с крупными брендами. О главных событиях, в которых поучаствовали студенты в 2018-2019 учебном году, рассказали руководители программы «Мода» Екатерина Павелко и Анзор Канкулов. Прием документов на программу продлится до 16 августа.

Открытие галереи, новые направления и выставка в Музее Москвы: в Школе дизайна ВШЭ завершился учебный год

Главным выпускным экзаменом всех образовательных направлений Школы дизайна стал HSE ART AND DESIGN Festival, прошедший в Музее Москвы. В последний день фестиваля состоялся модный показ: более сотни самых актуальных образов создали студенты бакалавриата и магистратуры программы «Мода». Как это было — в нашем фоторепортаже.

Средний класс. Кто он и на что тратит деньги

Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

Музей современного искусства «Гараж», бренд одежды UNIQLO и Школа дизайна НИУ ВШЭ проведут RecycleDay

18 ноября в Музее «Гараж» впервые состоится Recycle Day — мероприятие, организованное совместно с UNIQLO и Школой дизайна НИУ ВШЭ и посвященное актуальным темам устойчивого развития и повторного использования одежды.

В Школе дизайна открывается проект Fashion Futures

С 29 октября по 6 ноября в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет проект Fashion Futures — это серия открытых встреч, лекций и воркшопов с зарубежными fashion-дизайнерами. На мероприятия приглашают всех, кто интересуется модой и хочет перенять опыт представителей fashion-мира мирового масштаба.

Студенты Школы дизайна оформили витрины бутика Hermès в ГУМе

Проект Златы Сапко и Марины Алексашиной, обучающихся на третьем курсе направления «Мода», стал победителем конкурса, организованного Hermès и Школой дизайна ВШЭ. Презентация проекта состоялась в ГУМе.

5 вариантов построить карьеру в индустрии моды

Индустрия моды — это одна из тех отраслей, которые кажутся наиболее недостижимыми для построения карьеры, хотя на самом деле специалисты в сфере моды в нашей стране остаются одними из самых востребованных. Как грамотно построить карьеру в модной индустрии, чтобы не потерять ни дня, рассказывает руководитель магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» Ануш Гаспарян.

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.