Байбурин Рустам Фаильевич
- Заместитель директора:Лицей НИУ ВШЭ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Образование
- 2009
Специалитет: Сибирский федеральный университет, специальность «менеджмент»
- 2004
Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «физика», квалификация «физик»
Полномочия / обязанности
Заместитель директора Лицея по развитию:
- разработка программы развития Лицея и координация её реализации;
- организация разработки образовательной программы Лицея и образовательных программ учебных направлений;
- управление проектами и инновациями;
- организация и проведение обучающих и проектировочных семинаров для сотрудников Лицея;
- внедрение новых образовательных технологий;
- цифровизация образования;
- взаимодействие с партнёрскими и попечительскими организациями;
- развитие эндаумент фонда Лицея.
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Лицея НИУ ВШЭ (октябрь 2018)
- Выбор лицеистов: Лучший куратор – 2023, 2022, 2021, 2020, 2019
- Выбор лицеистов: Лучший преподаватель – 2018
Профессиональный опыт
- 2022 - н.в. - старший аналитик ООО «СберОбразование»
- 2014 - 2021 гг. - аналитик Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва
- 2009 - 2013 гг. - педагог, директор Старшей школы гимназии №1 «Универс», г. Красноярск
- 2007 - 2013 гг. - создатель, разработчик, директор дистанционной школы iErudite.com
- 1999 - 2004 гг. - педагог дополнительного образования Станции юных техников, г. Железногорск
- 1998 - 2013 гг. - сотрудник, лектор, директор Красноярской летней школы (КЛШ)
- 1998 - 2008 гг. - проектировщик, разработчик информационных систем
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Конференции
- 2015Двенадцатая ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня завтра" (Москва). Доклад: Директора школ как агенты реформы российской системы образования
- XXII Всероссийская конференция «Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления» (Красноярск). Доклад: Директора российских школ как агенты реформы образования
Публикации10
- Книга Сергоманов П. А., Байбурин Р. Ф. Почему мягкие навыки? Идентификация, измерение и оценка. [б.и.], 2023.
- Статья Сергоманов П. А., Мальцев М. А., Бысик Н. В., Бекетов В. Ю., Байбурин Р. Ф. Социология урока: дискурсивная организация результативных учительских практик // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 191-218. doi
- Книга Каспржак А. Г., Байбурин Р. Ф., Исаев Д. А., Логутова Н. Л., Копылова А. О., Лебедев М. В., Мицкевич Е. Д., Филиппов А. В. Новая старшая школа за рубежом: варианты решения. Коллективная монография / Рук.: А. Г. Каспржак; под общ. ред.: А. Г. Каспржак, Р. Ф. Байбурин, Н. Л. Логутова. М. : ООО "Агей Томеш дизайн", 2021.
- Статья Байбурин Р. Ф., Исаев Д. А., Каспржак А. Г. Новая старшая школа: основные черты модели, способы описания, инструменты оценки // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1. С. 7-29.
- Глава книги Фишбейн Д. Е., Байбурин Р. Ф. Шанс на «бирюзовость» // В кн.: Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С. 111-117.
- Статья Байбурин Р. Ф., Каспржак А. Г., Филинов Н. Б. Кадровая политика университетских столиц России в отношении директоров школ как ресурс повышения качества образовательной услуги // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 5-20. doi
- Статья A.G.Kasprzhak, N.B.Filinov, R.F.Bayburin, N.V.Isaeva, N.V.Bysik. School Principals as Agents of Reform of the Russian Education System / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 57. No. 11. P. 954-978. doi
- Препринт Natalya V. Isaeva, Nadezhda V. Bycik, Rustam F. Bayburin, Anatoly G. Kasprzhak, Nikolay B. Filinov. Does Conceptual Decision-Making Style Make School Principal An Efficient Reforms Promoter / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015.
- Статья Kasprzhak A. G., Bayburin R. F., Isaeva N. Reforms Supported by the Reformers // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 11. P. 2458-2468.
- Статья Байбурин Р. Ф., Бысик Н. В., Исаева Н. В., Каспржак А. Г., Филинов Н. Б. Директора школ как агенты реформы российской системы образования // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 122-143.
Вырваться из камеры: эксперты поспорили, как должна поменяться школа вслед за обществом
«Подростки не понимают, почему их по 6-8 часов держат в школе, и вылетают оттуда, как пробка из бутылки теплого шампанского. Дети недоумевают, почему их заставляют учить даты и цифры, которые легко гуглятся, а учительница звереет от этого… Но при этом дети в школу все равно идут, значит, зачем-то она им нужна?» — с этих слов Анатолия Каспржака началось второе заседание экспертного клуба «Новая российская школа». Теоретики (исследователи образования) и практики (директора московских школ) встретились в Инобре, чтобы обсудить, какую роль может играть школа в обществе, которое полностью изменилось за несколько десятилетий, и как ей самой нужно поменяться, чтобы отвечать новому запросу.
«Школы при университетах»: единая образовательная среда с горизонтом развития
Круглый стол «Школы при университетах», посвященный возможности прозрачного перехода старшеклассника в университет, стал одной из экспертных площадок Любимовских чтений, организованных в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Служба портала знакомит с основными вопросами и позициями экспертов.
«Современный университет обязательно должен взаимодействовать со школами»
Более 8600 участников из всех регионов России и шестнадцати государств — в таком масштабном формате прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!». В течение двух дней школьные учителя, преподаватели университета и эксперты образования в онлайн-режиме обсуждали проблемы и перспективы современной школы, делились своими практиками и изучали опыт коллег.
5464
человека из 84 субъектов федерации и 15 стран уже зарегистрировались на форум «Стань выше с Вышкой!» для школьных учителей, управленцев и родителей учащихся. Мероприятие пройдет 26-27 февраля в онлайн-формате. Регистрация продолжится до начала форума.
Лицей – школам: обмен опытом и уникальные практики на стажировках от Лицея
В декабре команда Лицея провела масштабную стажировку «Модель старшей школы нового типа»: за три дня 16 команд из разных регионов России познакомились с образовательными практиками, отличающими Лицей Вышки от традиционных школ. Участники услышали общие лекции, прошли мини-курс в рамках своих тематических треков и вместе отрефлексировали приобретённый опыт. Рассказываем, как была организована эта стажировка и почему Лицей готов проводить новые.
Выпускникам Лицея станет проще получить скидку при поступлении на высокорейтинговые программы ВШЭ
В конце мая ученым советом НИУ ВШЭ было принято приложение к приказу о предоставлении скидок на оплату обучения. При поступлении на программы с наиболее высоким проходным баллом (выше 280 баллов за 3 предмета или выше 380 баллов за 4 предмета) скидка выпускника Лицея будет действовать при недоборе 1-60 баллов до проходного порога. До этого недобор на любые программы не мог превышать 45 баллов. Изменения не коснутся ОП, на которых вступительный порог ниже 280 или 380 баллов.
В школах Распределенного Лицея НИУ ВШЭ идет подготовка к новому учебному году
30 мая Дирекция общего образования и Лицей НИУ ВШЭ провели методический семинар по актуальным вопросам формирования учебных планов в школах Распределённого лицея (РЛ ВШЭ). В работе семинара приняли участие директора и заместители директоров школ, кураторы школ РЛ ВШЭ, учителя, преподающие профильные предметы в лицейских классах.
Подведены итоги мониторинга родителей лицеистов
В конце 2018 года Центром внутреннего мониторинга ВШЭ был проведен опрос среди родителей лицеистов 9-х и 10-х классов. Вопросы касались пяти основных тем: портрета семей лицеистов, выбора лицея, участия родителей в процессе обучения, оценки условий для обучения и дальнейшего обучения.
Преподаватели лицея провели семинар по исследовательской и проектной деятельности для коллег из московских школ
21 марта в лицее состоялся семинар «Модель сопровождения исследовательской и проектной деятельности в старшей школе на примере Лицея НИУ ВШЭ». 63 участника из школ Москвы и Подмосковья встретились с преподавателями лицейской рабочей группы «Курсы повышения квалификации», чтобы обсудить подготовку индивидуальных выпускных работ старшеклассников.
Опубликованы первые образовательные программы учебных направлений
Педагогический совет Лицея НИУ ВШЭ принял образовательные программы по направлениям: «Востоковедение», «Дизайн», «Математика, информатика и инженерия», «Экономика и социальные науки», «Юриспруденция». Согласованные программы вступят в силу с 1 сентября, остальные будут приняты в течение учебного года.
"Мероприятия просто покорили, ждем еще чего-то невероятного" — стажеры о первом дне в лицее
Вот и прошел первый день стажировки. Для ребят он оказался незабываемым. Они поделились своими впечатлениями и немного рассказали о заполнении заявок.
В лицее началась весенняя стажировка школьников
Со всей России в лицей приехали 60 старшеклассников, чтобы на две недели погрузиться в жизнь предуниверсария Вышки, узнать больше о самом вузе, приобрести новых друзей и проверить свои способности к самостоятельной жизни.
В лицее прошел воркшоп, посвященный индивидуальному сопровождению старшеклассников
Воркшоп "Проблемные вопросы и практики индивидуального сопровождения старшеклассников" состоялся 2-го февраля при поддержке Института образования и Дирекции общего образования НИУ ВШЭ. В нем приняли участие педагоги государственных и частных школ, причем не только столичных, но и других регионов России, а также представители экспертного сообщества. Столь масштабное мероприятие прошло в лицее впервые.
В лицее состоялась вторая церемония вручения «Оскара»
Вручение «Оскара» имеет все шансы стать одной из многочисленных традиций в лицее. Впервые он прошёл в мае 2017, за это время выросли не только организаторы, но и уровень мероприятия. Однако некоторые вещи остались неизменными: волнение участников, обаятельная пара ведущих, специально приглашённые артисты.
«Воспользуйтесь возможностями, которые дает стажировка, по максимуму!»
20-го декабря состоялось вручение именных сертификатов победителям грантового конкурса индивидуальных образовательных программ. В конкурсе приняли участие 133 лицеиста, победителями стали 67 человек. Максимальный размер гранта — 80 000 рублей.
«Лицей ВШЭ — это ячейка свободы»
8 декабря в Лицее ВШЭ завершилась двухнедельная стажировка для старшеклассников, в которой приняли участие 60 человек из 22 регионов России. Впервые она была открыта для учеников 10-11 классов любых российских школ. Следующая стажировка пройдет весной 2018 года, о конкурсе будет объявлено дополнительно.
"Узнай, какой ты студент": в лицее стартовала стажировка школьников
Сегодня началась долгожданная стажировка в лицее. Ребята приехали со всей страны, чтобы изнутри посмотреть на то, как проходит обучение здесь и в Высшей школе экономики, а также расширить свой опыт и завести новых друзей.
Утвержден итоговый рейтинг выпускников Лицея 2017-го года
Педагогический совет Лицея НИУ ВШЭ утвердил итоговый рейтинг выпускников Лицея этого года. Высокое место в рейтинге может стать основанием для получения скидки при обучении на программах бакалавриата НИУ ВШЭ на платной основе.
«Мы планируем, что в грантовом конкурсе будет участвовать гораздо больше лицеистов»
7-го апреля в лицее состоялось вручение сертификатов победителям грантового конкурса индивидуальных образовательных программ. Напомним, что в конкурсе приняли участие 135 учащихся, 62 из них стали победителями. Максимальный размер гранта составляет 80 000 рублей.
Как должна выглядеть школа XXI века
Какими должны быть дизайн и архитектура школ? Этот вопрос обсудили на семинаре Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ «Современное детство: теория и практика».
Стажировка для школьников — возможность не только узнать Вышку, но и проверить себя
С 13-го по 24-е марта старшеклассники из одиннадцати московских школ, участвующих в проекте «Распределенный лицей», и двух базовых школ ВШЭ: одной московской и одной красноярской — побывали на стажировке в Лицее НИУ ВШЭ. Это уже третья по счету стажировка школьников (первая прошла в апреле 2016 года, вторая — в ноябре).
Итоги заочного тура грантового конкурса индивидуальных образовательных программ
Результаты первого (заочного) тура грантового конкурса подведены. Во второй (очный) тур вышли 66 заявок.
Распределенный лицей будет уделять больше внимания индивидуальной работе с детьми
В Лицее НИУ ВШЭ завершилась первая стажировка учителей и администраторов московских школ, входящих в Распределенный лицей Вышки. По итогам стажировки разработаны планы индивидуального сопровождения старшеклассников, которые учатся по программам, разработанным при участии университета.
«Здесь делают все возможное, чтобы ученикам было интересно»
С 7 по 18 ноября старшеклассники из восьми московских школ, участвующих в проекте «распределенный лицей», и одной базовой школы ВШЭ из Красноярска побывали на стажировке в Лицее ВШЭ. На собственном опыте они узнали, чему и как учат в лицее, а некоторым стажировка помогла определиться с выбором вуза и будущей профессии.
Лицей НИУ ВШЭ приглашает старшеклассников и педагогов школ Распределенного лицея на стажировки
В 2016-2017 учебном году Лицей НИУ ВШЭ и Дирекция общего образования НИУ ВШЭ организуют стажировки для старшеклассников, а также классных руководителей и администраторов школ Распределенного лицея. Заявки на участие в стажировочной сессии текущего года принимаются до 21 октября.
В лицее началась первая волна «Юрьевых дней»
С 17-го по 22-е октября лицеисты-десятиклассники могут подать заявление о переходе на другое направление обучения или изменении индивидуального учебного плана в рамках своего направления. Документ должен содержать подпись родителей о согласии.
Итоги первой стажировки в Лицее НИУ ВШЭ
С 11 апреля и до начала майских праздников Лицей принимал на учебную стажировку двух учениц красноярской гимназии «Универс». Это была первая проба такого формата как для старшеклассниц, так и для самого Лицея. Всё прошло весьма удачно, и мы попросили Арину и Настю поделиться своими впечатлениями.
Семинар на Крайнем Севере
С 23 по 26 марта команда преподавателей Лицея НИУ ВШЭ проводила семинар для учителей города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Это один из городов, где ведёт промышенную деятельность нефтегазодобывающая компания «НОВАТЭК», заботясь при этом о развитии местных школ. Семинар был организован в рамках сотрудничества компании с Высшей школой экономики и посвящён теме введения федерального государственного образовательного стандарта в старшей школе.
Лицей ВШЭ расскажет школьникам просто о сложном
Как люди принимают решения, каковы перспективы биотехнологий, какую роль играет дизайн в жизни современного человека — эти и другие темы, о которых не говорят в школе, обсудят с учениками 9-11-х классов преподаватели лицея Вышки и самой Высшей школы экономики на лекциях в рамках проекта «Университетские субботы».