Anatoly G. Kasprzhak
- Professor:Institute of Education / Department of Educational Programmes
- Programme Scientific Supervisor:Educational Administration
- Tenured Professor (2018)
- Distinguished Professor (2019)
- Anatoly G. Kasprzhak has been at HSE University since 2011.
Education and Degrees
- 1995
Candidate of Sciences* (PhD) in Pedagogy
Institute of General High Education of the Russian Academy of Education - 1976
Degree
Lenin Moscow State Teacher Training Institute
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.
Courses (2022/2023)
History of Education and Pedagogy (Master’s programme; Institute of Education; field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2 year, 1 module)Rus
- History of Education and Pedagogy (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1-3 module)Rus
- Instructional Design (Mago-Lego; 3 module)Rus
- Mentor's Seminar "Educational Administration" (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
- Past Courses
Courses (2021/2022)
- History of Education and Pedagogy (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1 module)Rus
History of Education and Pedagogy (Master’s programme; Institute of Education; field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1 year, 1 module)Rus
- Instructional Design (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1-3 module)Rus
- Mentor's Seminar "Educational Administration" (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
Courses (2020/2021)
- Communication, Education, Technologies (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
- History of Education and Pedagogy (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
- Research and Design Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1-3 module)Rus
Courses (2019/2020)
- Communication, Education, Technologies (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
- Research and Design Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
Courses (2018/2019)
- Communication, Education, Technologies (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
- Instructional Design (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
- Project Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1-4 module)Rus
- Research and Design Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1-3 module)Rus
Courses (2017/2018)
- Communication, Education, Technologies (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1 module)Rus
- Instructional Design (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
Publications67
- Book Лытаева М. А., Каспржак А. Г., Федоров О. Д., Чернобай Е. В. Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Article Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Модели управления образовательным процессом в современной школе // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 172-187. doi
- Article Каспржак А. Г. Российская образовательная политика: заметки из ближнего зарубежья // Директор школы. 2022. № 7. С. 76-83.
- Article Каспржак А. Г., Белоусов Д. В., Кобцева А. А., Малинникова Т. В. Сетевые программы профильного обучения старшеклассников в условия интенсивной образовательной миграции // Образовательная политика. 2022. № 1(89). С. 66-79. doi
- Book Каспржак А. Г. Магистерская образовательная программа "Управление образованием" как модель прикладной магистратуры Т. 1. Кн. 1. Вып. 1. М. : Издательский дом Высшей школы экономики , 2021.
- Book Каспржак А. Г., Байбурин Р. Ф., Исаев Д. А., Логутова Н. Л., Копылова А. О., Лебедев М. В., Мицкевич Е. Д., Филиппов А. В. Новая старшая школа за рубежом: варианты решения. Коллективная монография / Рук.: А. Г. Каспржак; под общ. ред.: А. Г. Каспржак, Р. Ф. Байбурин, Н. Л. Логутова. М. : ООО "Агей Томеш дизайн", 2021.
- Article Байбурин Р. Ф., Исаев Д. А., Каспржак А. Г. Новая старшая школа: основные черты модели, способы описания, инструменты оценки // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1. С. 7-29.
- Article Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Директора школ мегаполисов. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. № 2. С. 72-87. doi
- Chapter Исаева Н. В., Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Школьный Барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах // В кн.: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире Вып. 6. НИУ ВШЭ, 2020. С. 92-109.
- Article Исаева Н. В., Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Школьный барометр. Covid 19: учение и обучение глазами родителей // Образовательная политика. 2020. № 3. С. 46-58. doi
- Article Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Бриткевич М. С., Кирнарский А. И. Кадровая политика общего образования города Москвы в условия реформирования: первые результаты // Наука и школа. 2019. № 1. С. 94-106.
- Article Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Шишкина М. Е. Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования и объект измерения // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 1. С. 68-79. doi
- Article Байбурин Р. Ф., Каспржак А. Г., Филинов Н. Б. Кадровая политика университетских столиц России в отношении директоров школ как ресурс повышения качества образовательной услуги // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 5-20. doi
- Article Кобцева А. А., Исаева Н. В., Каспржак А. Г. Экспертиза образовательных программ: концептуальная рамка, методика реализации // Педагогика. 2018. № 12. С. 11-22.
- Chapter Kasprzhak A. G., Isaeva N., Harris A., Jones M. Managing to Lead? Contemporary Perspectives on Principals’ Practices in Russia, in: The Wiley International Handbook of Educational Leadership. Wiley-Blackwell, 2017. Ch. 21. P. 397-414.
- Article Каспржак А. Г., Цзянь С. Китайское зеркало директора российской школы Часть 2 // Директор школы. 2017. № 7. С. 23-31.
- Article Каспржак А. Г., Цзянь С. Китайское зеркало для директора российской школы Часть 1 // Директор школы. 2017. № 6. С. 21-30.
- Chapter Каспржак А. Г., Калашников С. П., Никитин И. М. Проектирование уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО // В кн.: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 22-й Международной научно-практической конференции 18–20 апреля 2017 г., Екатеринбург. Екатеринбург : РГППУ, 2017. С. 19-24.
- Article A.G.Kasprzhak, N.B.Filinov, R.F.Bayburin, N.V.Isaeva, N.V.Bysik. School Principals as Agents of Reform of the Russian Education System / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 57. No. 11. P. 954-978. doi
- Article Каспржак А. Г., Калашников С. П. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2
- Article Каспржак А. Г., Калашников С. П., Малова В. В. Подготовка педагога-исследователя в условиях исследовательской магистратуры в проекте модернизации педагогического образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 67-70.
- Article Kasprzhak A. G., Bysik N. Decision-Making Styles of Russian School Principals / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2015. P. 590-623. doi
- Preprint Natalya V. Isaeva, Nadezhda V. Bycik, Rustam F. Bayburin, Anatoly G. Kasprzhak, Nikolay B. Filinov. Does Conceptual Decision-Making Style Make School Principal An Efficient Reforms Promoter / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015.
- Article Kasprzhak A. G., Isaeva N., Bayburin R. F. Reforms Supported by the Reformers // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 12. P. 2458-2468.
- Article Kasprzhak A. G., Bayburin R. F., Isaeva N. Reforms Supported by the Reformers // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 11. P. 2458-2468.
- Article Каспржак А. Г., Исаева Н. В. Директор российской школы: между «вчера» и «завтра» // Народное образование. 2015. № 7. С. 85-97.
- Article Каспржак А. Г. Директор российской школы: педагог или менеджер? // Директор школы. 2015. № 9. С. 62-70.
- Article Байбурин Р. Ф., Бысик Н. В., Исаева Н. В., Каспржак А. Г., Филинов Н. Б. Директора школ как агенты реформы российской системы образования // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 122-143.
- Article Болотов В. А., Рубцов В., Фрумин И. Д., Марголис А., Каспржак А. Г., Сафронова М., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13-28.
- Article Каспржак А. Г. Крушение иллюзий, или Как рождалась новая российская школа (взгляд учителя, москвича-семидесяткина) // Директор школы. 2015. № 7. С. 52-62.
- Article Каспржак А. Г., Исаева Н. В. Почему директора авторитарны и что из этого следует? // Народное образование. 2015. № 8. С. 52-66.
- Article Каспржак А. Г., Калашников С. П. Разработка моделей образовательных программ академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги // Психологическая наука и образование. 2015. № 5. С. 29-44.
- Article Калашников С. П., Каспржак А. Г., Голубкин И. В. Системные эффекты создания и развития территориальных образовательных комплексов // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 3. С. 17-23.
- Article Каспржак А. Г. Территориальный образовательный комплекс: чудо или новый символ города? Пять дискуссионных вопросов по теме реструктуризации школ Москвы // Управление школой. 2015. № 2. С. 7-12.
- Article Каспржак А. Г., Фишбейн Д. Е., Бысик Н. В. Terra Incognita. Галерея директоров российских школ в королевстве кривых зеркал. // Директор школы. 2014. № 9. С. 63-74.
- Article Каспржак А. Г., Бысик Н. В. Как директора российских школ принимают решения? // Вопросы образования. 2014. № 4 (in press)
- Article Каспржак А. Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87-104.
- Article Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87-104.
- Chapter Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе // В кн.: Среднее образование в России (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России») Вып. 3. М. : Центр стратегического партнерства, 2014. С. 43-50.
- Chapter Каспржак А.Г. (руководитель авторского коллектива), Фрумин И.Д. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т. В., Адамский А. И., Болотов В. А., Бысик Н. В., Духанина Л. Н., Косарецкий С. Г., Ковалева Т. М., Куренной В. А., Ленская Е. А., Майоров А. Н., Мокринский М. Г., Прохоров А. В., Пинская М. А., Федюкин И. И. Глава 11. Новая школа // В кн.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под общ. ред.: Б. В. Грозовский, А. Б. Жулин, О. Макарова, С. М. Плаксин, К. Ю. Рогов, С. Г. Синельников-Мурылев, И. Федотов, Л. И. Якобсон; науч. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов. Кн. 1. М. : Дело, 2013. Гл. 11. С. 300-358.
- Article Каспржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4 (in press)
- Article Каспржак А. Г. Кто управляет российскими школами? // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 6 (33). С. 12-17.
- Chapter Каспржак А. Г., Дерзкова Н. П. Новая модель повышения квалификации управленческих кадров школ города Москвы // В кн.: Реструктуризация сети образовательных учреждений города Москвы. Проектные идеи и предложения. М. : ИФ "Сентябрь", 2013. С. 10-16.
- Article Каспржак А. Г., Калашников С. П. Практика принятия управленческих решений на основе результатов ЕГЭ // Управление школой. 2013. № 5. С. 14-18.
- Book Каспржак А. Г., Дерзкова Н. П. Реструктуризация сети образовательных учреждений города Москвы. Проектные идеи и предложения. М. : ИФ "Сентябрь", 2013.
- Chapter Бысик Н. В., Фрумин И. Д., Каспржак А. Г. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 9. М. : Издательский центр "Президент", 2013. С. 53-60.
- Chapter Фрумин И. Д., Каспржак А. Г. Развитие сферы образования и социализации детей в Российской Федерации в перспективе до 2020г. (Краткое содержание доклада экспертной группы) // В кн.: Модернизация образования как условие устойчивого развития. Материалы международной конференции. Ярославский образовательный форум 20-22 апреля 2012 г. Яр. : ГОАУ ЯО ИРО, 2012. С. 6-13.
- Book Каспржак А. Г. Программа учебного курса «Образовательные теории и реформы образования». М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.
- Chapter Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Развитие сферы образования и социализации детей в перспективе до 2020 г. // В кн.: Материалы XVIII конференции "Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании", 2011 г. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2011.
- Book Каспржак А. Г. Образовательная политика и оценивание. Учебно-методические материалы к учебному курсу. М. : Логос, 2010.
- Article Каспржак А. Г. Три источника и три составные части гимназического образования // Вопросы образования. 2010. № 1
- Book Каспржак А. Г. Информационное общество и школа: учебно-методические материалы к курсу повышения квалификации. М. : РОССПЭН, 2008.
- Book Каспржак А. Г. Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). М. : Локус-Пресс, 2008.
- Book Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / Под общ. ред.: А. Г. Каспржак, К. Н. Поливанова. М. : Логос, 2006.
- Article Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования // Университетская книга. 2005. С. 1-128.
- Article Каспржак А. Г., Поливанова К. Н., Митрофанов К. Г., Цукерман Г., Соколова О. Почему наши школьники провалили тест PISA // Директор школы. 2005. № 4. С. 4-13.
- Book Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под общ. ред.: А. Г. Каспржак. Т. 17. М. : Просвещение, 2004.
- Book Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000. М. : Логос, 2004.
- Article Каспржак А. Г., Поливанова К. Н., Митрофанов К. Г., Соколова О., Цукерман Г. Российское школьное образование: взгляд со стороны // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 190-231.
- Article Поливанова К. Н., Каспржак А. Г., Логинова И. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 24-43.
- Book Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / Рук.: А. Г. Каспржак. М. : ИФ "Сентябрь", 2001.
- Article Фрумин И. Д., Пинский А. М., Каспржак А. Г., Юсфин С. М. Система координат, или возможная схема разработки программы развития школы // Директор школы. 2001. № 9. С. 3.
- Book Инновационное движение в российском школьном образовании / Под общ. ред.: Э. Д. Днепров, А. Г. Каспржак, А. Пинский. М. : Парсифаль, 1997.
- Chapter Каспржак А. Г., Левит М., Фрумин И. Д. Конкурс инновационных проектов: инновационные школы как форпосты обновления образования // В кн.: Инновационное движение в российском школьном образовании / Под общ. ред.: Э. Д. Днепров, А. Г. Каспржак, А. Пинский. М. : Парсифаль, 1997. С. 397-403.
School Barometer: Russian Students Still Not as Independent and Self-disciplined as Their European Peers
The latest session of the IOE Weekly Seminar Series on Education R&D brought together a premier cohort of academics to discuss findings from a massive School Barometer survey of education stakeholders that spanned a landscape as wide and diverse as Russia, Switzerland, Germany, and Austria. The project outcomes suggest that Russian schooling is still not particularly good at nurturing in students the key ingredients of agency, such as independence, proactive thinking, and self-discipline.
HSE Staff Members Awarded Status of Tenured Professor
On June 22, several HSE lecturers and staff members were awarded the status of Tenured Professor at a meeting of HSE Academic Council. Sixteen HSE staff members became Distinguished Professors at the Higher School of Economics for the first time.
A Study to Compare School Heads in Different Regions
The Centre for Developing Leadership in Education at the HSE Institute of Education is starting a project to study school heads in 16 Russian regions to make recommendations for a professional development and training programme. The project will become part of the international comparative research on school heads, the Asia Leadership Project, which HSE signed up to a year ago at a conference in Malaysia.