• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Наука еще в ХХ веке перешла в сферу потребления, сейчас мы относимся к технологическим новшествам так, будто это новое блюдо в ресторанном меню или премьера блокбастера. Наука работает для каждого лично, и этот «научный маркетинг» — заслуга ученых нового времени, «джобсов», которые умеют не только изобретать, но и продавать свои изобретения. Как можно зарабатывать на науке, в рубрике «Конструктор успеха» рассказал выпускник МИЭМ Алексей Ролич — руководитель лаборатории 3D-визуализации, автор проекта «Общественная розетка», получившего грант конкурса «УМНИК».

С чего началась ваша научная деятельность?

Научную деятельность я начал поздно, только на 5 курсе специалитета в МИЭМ. Тогда я сразу занялся проектом, который складывался во вполне научную работу. Но работать тихо и для себя — не мой случай, и я пошел на форум «Открытые инновации» представить один из своих проектов в набросках. Пришлось выступать перед серьезными людьми, например Чубайсом, и это дало полезный опыт смелости и желание быть убедительным. У многих инженеров есть проблема с «разговорным жанром» — они интроверты, «кони в сферическом вакууме», что-то делают для себя — растут и самосовершенствуются, — но не могут об этом рассказать и тем более продать.

Есть такой стереотип: инженер — это интеллигентный социофоб, который любит горы. Это так?

Это зависит не от профессии. Но дело в том, что задача инженера — работать не только головой, но и руками. Ему с этим прикладным опытом бывает трудно сдать философию на экзаменах в аспирантуру, философия идет вразрез с его практическим восприятием. Поэтому какая-то эмоциональная или социальная активность им не всегда близка. Это касается вообще многих ученых. Но я считаю, нужно уходить от этого стереотипа. Инженер должен уметь не только паять или писать программы, он в первую очередь должен быть эрудитом: знать философию, историю, разбираться в экономике и социологии, чтобы понимать, насколько его разработки этичны — а в нынешней науке это, пожалуй, один из самых важных вопросов.

Допустим, кто-то что-то изобрел, но как увидеть проект в перспективе и понять, как это можно будет продать?

Нужно читать экономическую литературу, и особенно про бизнес-моделирование. У меня понимание прикладной стороны пришло с опытом насмотренности, когда я сталкивался с проектами коллег, пытался примерять их на себя, советовался со старшими. Параллельно я пытался «распахивать» области экономики, менеджмента, маркетинга, но, к счастью, нашел поддержку в Вышке: мне написали магистры с факультета экономики и предложили проработать мой финансовый показатель для своей курсовой. Это классно: чем больше людей — это могут быть социологи, экономисты, предприниматели — вносят свои идеи в работу над проектом, тем меньше вероятность возможных осечек в презентации.

Фото: Михаил Дмитриев

Проект с розетками с самого начала был задуман как возможность получить грант?

Так совпало. Я начал везде ходить, предлагать, начинал создавать «бренд» «Общественная розетка» — все улыбались, когда я начинал рассказ о проекте с технических заумей, а в финале переходил на бытовую терминологию как городской активист. Оказалось, это один из хороших приемов, когда публику можно заинтересовать и расположить. Даже если твой продукт или формат презентации вызывает неоднозначную реакцию, чувства любого рода — это маркетинг XXI века, когда в ходу коммерциализация чувств.

 

20 000

ежемесячно составляет стипендия Президента РФ. Она выплачивается в течение трех лет молодому ученому (его возраст не должен превышать 35 лет).

Источник

 

Каким образом вы тренируетесь для участия в научных конкурсах?

Если ты что-то разрабатываешь, очень хочется это внедрить, и такие мероприятия — канал выхода. Первым моим успешным конкурсом стал «УМНИК» от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, где я получил грант за «Общественные розетки» (проект, благодаря которому можно будет заряжать айфон или ноутбук в общественном месте, например в транспорте или на станциях метро — прим.). Но свое желание сделать что-то важное нужно еще доказать и готовиться к конкурсу по специальной методике. Мы всей лабораторией помогали друг другу в подготовке, рассматривали проекты, которые у нас накопились, выбирали, разбирались в экономических вопросах реализации и в том, как это можно продать. Кстати, первый раз я с успехом провалился, что меня не расстроило, а подготовило к следующему визиту. Было очень интересно смотреть на чужие проекты — медиков, химиков, IT-шников — и на то, как их оценивают эксперты. В какой-то мере ты сам становишься экспертом и видишь проблемные места в кейсах, поэтому и нужно искать такие возможности, как конкурс или выставка. Это опыт взаимодействия с инновационной сферой, сбор мнений и идей, которые рождаются из других идей.

Расскажите о стороне не проектно-конкурсной — чем еще могут быть интересны будни молодого ученого?

Когда я только начинал работу в МИЭМ, председатель нашего Профкома МИЭМ сказала: «Ролич, ты везде». Я действительно везде, ведь если я не буду везде — то я буду нигде. Если ты хочешь чего-то добиться, надо быть везде. Работать, недосыпать, забывать о себе, подчас отказывать себе в отдыхе. Поэтому я разрываюсь на проекты, работу в лабораториях, менеджмент и маркетинг, работу с коллективом студентов и учебу. Многое из того, чему я учу студентов в 3D-лаборатории, я почерпнул на собственном опыте — мы делаем междисциплинарные проекты, с которыми можно «убить всех зайцев»: получить зачет, заработать дополнительные стипендии, показать себя как ученый, наработать портфолио или создать свой бизнес.

Мой научрук Леонид Сергеевич Восков со своими первыми студентами Комаровым Михайлом Михайловичем и Ефремовым Сергеем Геннадьевичем основал лабораторию, из которой мы все вышли — Лаборатория инновационных проектов Wisenet Lab. Там мы создали проекты по виртуальной реальности, умной энергетике, беспроводным сенсорным сетям и интернету вещей (англ. Internet of Things, IoT) — концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человек — Wiki).