• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

23
Апрель

Выпускники образовательной программы «Журналистика»

Эркин Бекмирзаев
Выпускник образовательной программы "Журналистика" 

 Дедлайн — это прекрасная штука, это суть Вышки! Учитывая, что у нас раньше было 5 модулей, за 6 лет я сдал 30 сессий — дедлайнов было много. Сначала кажется, что нет ничего хуже, это постоянный стресс. Но мы привыкли. Это полезный опыт, он поможет в будущей профессий, когда тебя будут ставить в жесткие условия.

Кирилл Филимонов
Выпускник образовательной программы "Журналистика", Магистр Уппсальского университета, программа Master in Social Science: Digital Media & Society

Пожалуй, главное преимущество факультета, который я закончил, – в хорошо налаженных контактах с руководством ведущих российских редакций. Это дает все карты в руки студентам, которые собираются строить журналистскую карьеру. Еще во время учебы я около полутора лет проработал внештатником на Радио Свобода, сотрудничал и с редакциями других СМИ, совмещая всё это с посещением университетских лекций и семинаров… Так делали почти все, кто был мотивирован на практическую деятельность и впоследствии остался в профессии. 

Если бы я по-прежнему представлял свое будущее однозначно связанным с журналистикой, то полученные в Вышке знания и навыки, конечно, пригодились бы. Но сразу после завершения бакалаврской программы по журналистике я поступил в магистратуру Уппсальского университета на программу Master in Social Science: Digital Media & Society, получив стипендию Шведского института. Я хотел бы и дальше оставаться в академической среде и в следующем году буду подавать документы в докторантуру (PhD). 

Несмотря на ориентированность журналистского образования на практические навыки, меня все-таки взяли на чисто теоретическую магистерскую программу и даже оплатили обучение. Думаю, это не только говорит об уровне образования НИУ ВШЭ, но и способно ободрить тех, кто не уверен, что "практическое" образование оставляет шанс на научную карьеру.

Алена Сухаревская
Выпускница образовательной программы "Журналистика", корреспондент международного отдела РБК

Вот уже чуть больше года я работаю корреспондентом в международном отделе РБК. Без преувеличений могу сказать, что это – работа моей мечты, настолько, казалось бы, несбыточной, что всерьез размышлять о ней после окончания университета я даже побоялась бы… Но оказалось, что если у тебя есть искренний интерес и желание много и упорно работать, то сбываются даже такие мечты.

Надо сказать, что ни одна из вполне солидных редакций, где я проходила практику во время обучения в Вышке (Россия 24, Russia Today и даже немецкая Deutsche Welle – с нашего факультета возможно попасть даже на зарубежную стажировку в Бонн) меня как-то не «зацепили». А вот с РБК, ставшим ныне ведущим деловым изданием, все получилось иначе. Хотя я до сих пор считаю, что попала туда благодаря определенному везению (мой редактор, ныне обожаемый начальник и лучший наставник, сомневаясь, взял меня лишь после второго собеседования), но и закономерность в этом какая-то была: кто ищет, тот найдет! Конечно, очень пригодились знания, вынесенные из Вышки – и при устройстве на работу, и уже в процессе корреспондентской деятельности, – однако быстро выяснилось, что, если ты хочешь расти профессионально, учиться надо постоянно. Иностранные языки, общие профессиональные навыки, знания по истории, литературе, экономике – это лишь база. Во время работы ты учишься каждый день и поглощаешь, кажется, еще больший объем информации, чем на университетской скамье. Однако надо отдать должное нашему вышкинскому образованию – многие вещи, в которых мне сейчас приходится подробно разбираться, мы так или иначе обсуждали в университете, я знаю теперь, где искать, а это сильно упрощает процесс движения вперед.

Кстати, еще год назад я считала себя лишенной каких-то особых талантов в области журналистского мастерства. Однако писать качественно и интересно, оказывается, можно научиться – но только сначала написав, а затем и переписав заново пару сотен текстов… Такому упорству и настойчивости (а не только профессиональным навыкам) тоже учат на программе по журналистике в Вышке – с первого реферата и до последней сессии, до итогового диплома. Поэтому мне хотелось бы сказать всем, кто размышляет об этой профессии: все зависит от вас! От желания работать, каждый день учиться чему-то новому, от горящих глаз… И если это есть –Вышка поможет покорить даже те вершины, о которых ты сам боялся даже мечтать.

Сергей Горяшко
Выпускник образовательной программы "Журналистика", корреспондент газеты "Коммерсантъ"

Я не буду лукавить — учиться в Вышке было непросто. Не все шло легко, не все экзамены и зачеты сдавались с первого раза и без проблем, не все предметы и преподаватели нравились. Тем не менее, я считаю факультет лучшим местом в стране, где готовят специалистов в сфере СМИ, а саму Высшую школу экономики — лучшим университетом в России.
Помимо знаний и умений, которыми я пользуюсь в своей работе, учеба в Вышке научила меня думать самостоятельно и не бояться отстаивать свою точку зрения, факультет дал мне возможность познакомиться и подружиться с лучшими людьми в стране (я говорю о своих преподавателях и об однокурсниках), в конце концов, благодаря Вышке я нашел работу и стал тем, кем я стал.

Это были прекрасные четыре года, и я благодарен университету за все, что он для меня сделал, и за все, чему научил. И спасибо ему, что дал возможность доучиться такому далеко не самому организованному студенту, как я.

Рената Крапинская
Выпускник образовательной программы "Журналистика", выпускающий редактор службы интернет-вещания МТРК "МИР"

Первые два курса было непонятно, как полученные в универе знания могут пригодиться в жизни. Зачем мне знать историю на уровне историков, а литературу на уровне филфака? Зачем так много истории журналистики, ведь это все - прошлый век? Кому интересно учить про английскую журналистику 18-го века, когда на дворе - 21-й, да еще и российские реалии, да еще и бесчисленное количество медиаплатформ, а мы зубрим про газеты?

В середине второго курса появилась мысль, нужно ли мне вообще оставаться на журфаке, не пора ли перейти на более юсфульный для жизни факультет?

А потом появилось радио, когда мы зависали часами в студии, когда все между собой бесконечно спорили, мирились, судорожно листали учебники с надеждой сделать на следующую пару проект лучше, чем на предыдущую. На третьем курсе мы снимали ток-шоу и история повторилась, монтаж занимал часы, просмотр схожих по теме видео занимал сутки и при этом уходить домой не хотелось. А на четвертом курсе мы снимали фильм и тогда, как никогда, стало очевидно, зачем вытягивать звук и выстраивать картинку, почему нельзя просто отбубнить диалог в кадр и с чистой совестью сдать материал. Появилась ответственность за то, чтобы полученные знания реализовать в полном объеме. 
А еще после второго курса я попала на практику в МТРК «Мир». Тогда я поняла, чем вышкинцы отличаются от студентов других университетов. Мне не нужно было бесконечно спрашивать, как именно писать новость для радио или интернета, как выстраивать сюжет для репортажа по ТВ, как сделать так, чтобы картинка не резала глаз, а звук не бил по ушам, - все это само всплывало в памяти благодаря лекциям преподавателей и практике на семинарах. Знание истории позволило быстро понять, что и почему происходит в мире, знание литературы и русского языка - логически выстроить текст без употребления неуместных слов и оборотов речи. 

Отдельное спасибо преподавателям, которые даже после пар всегда были доступны для вопросов и уточнений, когда они оставались ради нас до 11 вечера и приходили к 8 утра.

Юлия Черненко
Выпускница образовательной программы «Журналистика», аспирантка Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

Когда мне было 16 лет, я знала только две вещи: 1. Я люблю разбираться в чём-то новом для меня; 2. Я хочу писать о том, что узнала, и передавать эти знания другим людям через мои тексты.

Каким-то совершенно непонятным образом в моей голове два этих желания, как кусочки паззла, сложились в решение стать журналистом. С этим решением я и пришла в Вышку, имея весьма смутное понятие о профессии, с которой я решила связать жизнь.

К счастью, мой случай не стал одним из тех сотен разочарований, которые приводят людей к решению кардинально сменить направление. Во многом я влюбилась в журналистику именно потому, что увидела её под тем углом, который мне показала Вышка. Точнее, сначала показала, а потом ткнула в этот угол носом, дала пощупать его руками и поцарапать ногтями в попытках узнать получше, как же это всё устроено. 

Факультет учил меня не только и не столько журналистике, сколько новому взгляду на мир, новому отношению к нему. Это отношение подразумевало, что мир можно и нужно разбирать по кусочкам, разворачивать и всматриваться в него, если тебе что-то в нем не до конца понятно. И это относилось ко всему, что окружало каждого из нас. Нам показывали (иногда на личном примере): не бойтесь, изучайте всё интересное, что встретилось на вашем пути. Нам давали для этого изучения все необходимые инструменты: показывали ориентиры и закладывали нужную базу, чтобы мы крепче стояли на ногах, помогали влиться в общий поток «мирового разума», а главное, проводили разборы наших полётов и ошибок, чтобы мы могли учиться и на них.

Вышка дала мне почувствовать то главное, к чему я всегда стремилась - восторг исследования, тщательного напряжённого поиска и создания своего собственного «детища». И пусть по размеру оно могло сравниться разве что с песчинкой — это всё же была моя песчинка. Я верю, что именно из таких песчинок сотен и сотен исследователей  в конечном счёте вырастают все замки больших научных открытий.
За более чем шесть лет моего обучения у меня было несколько разных тем и несколько прекрасных профессоров-кураторов. К сожалению, интересных явлений в мире в десятки раз больше, чем времени, которое отводится человеку на жизнь — всё не изучишь, нужно найти что-то одно и что-то своё. Для меня такой темой стали блуждающие сюжеты, которые я стала искать в политической коммуникации под руководством Светланы Андреевны Шомовой. Я продолжаю свои поиски до сих пор.

Тамара Великоднева
Выпускник образовательной программы "Журналистика" 

 В Вышке нас учили работать по плану, в команде и соблюдать дедлайны. Вроде бы обычная вещь, кажется, все так делают, но когда попадаешь в коллектив из выпускников других вузов, очень быстро начинаешь ценить навык подхода к решению задач, которому научили в университете. Преподаватели относились к нам как к взрослым людям, не сюсюкали и не наказывали, как нашкодивших школьников. С некоторыми из них я поддерживаю тёплые и даже приятельские отношения. Очень ценю возможность просто взять и написать преподавателю личное сообщение в Facebook с какой-нибудь дурацкой просьбой, а в ответ получить помощь и стикер с котиком.

Матвей Кардаш
Выпускник образовательной программы "Журналистика"

 Вышка сама по себе насыщенная информационная среда в миниатюре, особенно наш факультет. Мне запомнилась, например, организация мероприятий. По-моему, когда мы учились на втором курсе, впервые решили устроить день открытых дверей, запустив прямую трансляцию из радиостудии. Спасибо Вышке, тут меня впервые сделали меня ведущим прямого эфира!

Мария Кристалинская
Выпускник образовательной программы "Журналистика"

В Вышке одним из самых важных для меня предметов была история со Светланой Александровной Коротковой. Тогда я поняла, как эффективно запоминать информацию, как проявлять трудолюбие и вкладывать много сил в изучение предмета. <...> Вышка научила меня размышлять. Когда я писала курсовые работы и диплом с моим научным руководителем Анной Григорьевной Качкаевой, мы уделяли много внимания осмыслению теории и её взаимодействию с практикой.  <...> Вышка научила меня много и быстро читать — к сожалению, здесь этого не хватает. Все чтение сводится к изучению профессиональной экономической и бизнес-литературы, просмотру кейсов. Благодаря моему бакалаврскому диплому, который был посвящен телевидению, я привыкла много смотреть новости, сериалы, развлекательные программы. И сейчас, какая бы ни была нагрузка, я все равно что-то смотрю. Например, сейчас это «Война и мир» от BBC One.