• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
18
Май

Культура и искусство изучаемого региона (Китай)

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Нестерова Ольга Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного курса является ознакомление слушателей с историей развития художественной культуры и визуального искусства Китая; формирование представлений об особенности генезиса китайского визуального искусства; о закономерностях развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства Китая. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этнокультурных и цивилизационных характеристиках развития визуального искусства Китая; уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях визуального искусства Китая в общем контексте художественной и социальной культуры; использовать теоретические знания по теории и истории визуального искусства на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу; владеть навыками квалифицированного использования терминологии для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории изобразительного искусства и художественной культуры изучаемого региона; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения китайско- конфуцианской культурной традиции и стратегий ее влияния на другие страны региона; а также при анализе и интерпретации художественно-изобразительных особенностей артефактов этнических культур; изучения достижений китайской художественной культуры на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области изучения визуального искусства изучаемого региона (Китай); умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных визуальных способов репрезентации культурных форм Китая
  • Знание истории развития художественной культуры и визуального искусства Китая; сформировать знания о генезисе китайского визуального искусства
  • Знание о закономерностях и особенностях формирования и развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства изучаемого региона (Китай)
  • Развитие умений и навыков осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Китая; умение осуществлять анализ закономерностей развития визуального искусства в общем контексте социокультурной динамики Китая
  • Иметь представление об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Китая; понимать роль этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития визуального искусства Китая
  • Развитие у студентов навыков системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Китая; умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Китая
  • Иметь навыки исследования в области истории и теории развития китайской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует этнокультурные особенности китайского ландшафтного искусства и архитектуры
  • Выявляет и анализирует в призведении искусства элементы синтеза
  • Выявляет и анализирует основные особенности древнего искусства Китая
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Мин
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Цин
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Юань
  • Демонстрирует знание основных особенностей китайского визуального искусства
  • Знает основные труды и идеи представителей современной теории культуры, применяет методы системного, функционального, семиотического, структурного анализа при изучении китайской культуры, решает проблемные задачи по изучаемой теме, интерпретирует и оценивает процессы, феномены и артефакты китайской культуры с точки зрения теоретических положений и методологии основных направлений современной теории культуры.
  • Описывает основные принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология и категориально-понятийный аппарат теории культуры в области изучения китайской культуры
  • Синтез искусств в художественной культуре Китая
  • Особенности изобразительного искусства Древнего Китая
  • Изобразительное искусство Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
  • Изобразительное искусство периода Юань
  • Изобразительное искусство периода Мин
  • Изобразительное искусство периода Цин
  • Принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве (Пекинская опера)
  • Этнокультурные особенности визуализации в китайском ландшафтном искусстве и архитектуре
  • Китайское визуальное искусство в контексте культуры быта и повседневной жизни
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Экзамен (Тест в LMS)
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в виде теста на платформе LMS (lms.hse.ru). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Экзамен (Тест в LMS))
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в виде теста на платформе LMS (lms.hse.ru). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.6 * Экзамен (Тест в LMS)
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * 2023/2024 учебный год 2 модуль + 0.2 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.3 * Экзамен (Тест в LMS))
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945472
  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 160 с. — (Научная книга). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062376
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005