• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отсутствие академизма - ключ к вниманию читателя: вышло в свет учебное пособие Института медиа НИУ ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику».

Отсутствие академизма - ключ к вниманию читателя: вышло в свет учебное пособие Института медиа НИУ ВШЭ по деловой журналистике

©Пресс-служба НИУ ВШЭ

Первое собственное пособие НИУ ВШЭ по данной теме подготовили сотрудники Института медиа и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета. 

Редактором-составителем и руководителем авторского коллектива выступил доцент Института медиа Михаил Зеленцов. Среди авторов «Введения в деловую журналистику» — первый заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина, экс-главред ИД «Коммерсантъ», советник генерального директора ТАСС Сергей Яковлев, заместитель руководителя экономической редакции РИА Новости (входит в медиагруппу «Россия сегодня») Ирина Андреева,  руководитель отдела «Банки и финансовые рынки» ТАСС Маргарита Шпилевская, первый заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Дмитрий Щитов и руководитель экономической редакции ТАСС Евгения Соколова.

Мацкявичюс Эрнест Гедревич

Эрнест Мацкявичюс, директор Института медиа

«Все, кто работает в журналистике,  и кто ей когда-то учился, знают, насколько сложно создавать такие учебники. Медиаиндустрия меняется почти ежедневно, любое пособие мгновенно устаревает и перестает соответствовать запросам рынка. То, что мы держим в руках, — исключение. Это очень своевременная книга, многие студенты прочитают её с большой пользой для себя!» 

Помимо теоретических выкладок и разработок, издание содержит конкретные рекомендации по работе в поле на основе реальных кейсов из рабочей практики авторов. Они отказались от академизма и тяжёлых блоков с экономической теорией, сконцентрировавшись на том, что нужно знать для крепкого старта в профессии. Инструкцию по проверке деловой информации, которую можно найти в пособии, написали сами студенты.

Дмитриев Олег Аркадьевич

Олег Дмитриев, заместитель директора Института медиа

«Это пример того, как журналистика может рассказывать просто о сложном. В данном случае - о самой журналистике»

Каждый раздел «Введения в деловую журналистику» посвящён определённой экономической теме, и уже ведётся работа над вторым изданием и описанием новых отраслей, в том числе нефтегазовой журналистики. Всего учебников по данной теме в России два —  и последний датируется 2012 годом. Многие темы, такие как работа в арбитражной журналистике, авторы поднимают на страницах учебного пособия первыми в мире.

Чтобы больше узнать о процессе создания такого необходимого учебника, мы взяли комментарии у авторов.

Зеленцов Михаил Владимирович

Михаил Зеленцов, редактор-составитель, руководитель авторского коллектива издания, доцент Института медиа НИУ ВШЭ.

Работал над введением, практикумом и заключением.

«Нас спрашивают: как воспитать делового журналиста? Книга отвечает: никак, и это девиз обучения этой профессии. Но мы можем задать планку, дать базу для работы, чтобы студенты могли идти с ней в поле и начинать делать медиаконтент. Уже идёт ревизия форматов, про которые авторы рассказали в первом издании - мир за время работы изменился и не один раз, наша задача - успевать за тенденциями». 

Лана Самарина, первый заместитель главного редактора ТАСС, кандидат экономических наук.

Работала над главами «Освещение бюджетного процесса в СМИ» и «Национальные и глобальные экономические процессы и их освещение в СМИ». 

«Старалась писать так, чтобы материал можно было сразу использовать на практике. Призываю читателей, подготавливая материал, начинать с анализа первичных данных. Прочитали новость - найдите документ, о котором идёт речь, откройте его, посмотрите, как он выглядит и из чего состоит. Пособие не сборник лайфхаков, на все случаи жизни подготовить совет невозможно. Зато можно предусмотреть ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день». 

Дмитрий Щитов, первый заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

Работал над главой «Освещение арбитражных дел в СМИ». 

«Я двадцать лет пишу в арбитражной журналистике, но во время работы над учебником понял, что специфика составления новостей в этой отрасли ни в каких других изданиях не описана. Специализация очень сложная и важная, и только на практикующих авторах лежит ответственность за то, чтобы она не умерла. Поколения журналистов передают свой опыт из рук в руки. Попытался изложить его весь на двадцати пяти страницах. Уже слышу реакцию коллег-юристов —  кто-то хвалит, кто-то ругает, представители пресс-служб судов заинтересовались. На удивление, они плохо представляют, как с нами, журналистами, общаться».

Читайте о презентации учебного пособия на страницах информагентств ТАСС и РАПСИ. 

Анастасия Кравцова,

студентка 3-го курса образовательной программы «Медиакоммуникации»