• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Июль

Новые старшие школы за рубежом: варианты решения

Новые старшие школы за рубежом: варианты решения

С полным  текстом монографии можно познакомиться, пройдя по ссылке.

Старшая школа: какой она должна быть, из каких компонентов складывается и какие задачи решает, -- ответы на эти вопросы, интерес к которым нарастает уже несколько лет, обсудили на презентации в ИнОбре монографии «Старшая школа за рубежом: варианты решения».

Как отметил А.Г. Каспржак в начале мероприятия, среди авторского коллектива сборника и в аудитории собрались люди, имеющие отношение к магистерской программе «Управление образованием» Института образования: руководители программы, преподаватели, приглашенные эксперты, выпускники и нынешние студенты. И это неслучайно, и программа, и сообщество вокруг нее объединены возможностью осмысления, обсуждения, исследования и практики передовых образовательных технологий – лидеры в образовании.

Одной из самых популярных тем выпускных квалификационных работ студентов программы «Управление образованием» является старшая школа. Очевидно, подобный интерес требует наличия инструментов оценки старшей школы

Исследование, предшествовавшее выпуску монографии, появилось как ответ на возрастающий интерес к нестандартным решениям по организации старших школ. Современные директора заинтересованы в том, чтобы их школа выделялась, отличалась от других. С другой стороны — меняются требования к выпускникам школ, которым предстоит искать себя в мире, где потребуются новые компетенции. А значит и школа должна трансформироваться, придумать как готовить своих учеников не только к предметным экзаменам. Эти два фокуса побудили исследовательскую группу выбрать несколько разных, необычных школ, придумать подходящий инструмент описания их образовательных моделей, и, углубившись в знакомство, представить результаты в понятном для широкого круга читателей виде.

 Дополнительным «бонусом» этой работы стала экспертная оценка изученных моделей школ. Она позволила выяснить, какие школы можно рекомендовать для знакомства, в зависимости от того, насколько хорошо в них развиты те или иные образовательные технологии. Так оказалось, что лучшие примеры работы с индивидуализацией были найдены в лицее Спинозы (Амстердам), евангелической школе ESBZ (Берлин), старшей школе по математике, естественным наукам и инженерии в городском колледже Нью-Йорка, а также в гимназии «Универс» (Красноярск). Или, к примеру, высокое внимание к развитию компетенций 4К продемонстрировали старшая школа Tanglin Trust (Сингапур) и лицей Спинозы (Амстердам). Надеемся, это поможет читателям правильным образом расположить книжные закладки. 

Байбурин Рустам Фаильевич
заместитель директора Лицея ВШЭ

Презентация кейсов началась с евангелической школы в Берлине, реализующей «бирюзовый» подход в образовании и предоставляющей ученикам очень большой уровень самостоятельности в формировании собственного будущего. ESBZ – пример школы, являющейся частью коммьюнити в самом системном и даже буквальном понимании: точка на карте, формирующая образовательный ландшафт в контексте территории, причем границы этой территории существенно выходят за пределы здания школы, коммьюнити и даже города (экспедиции в другие страны как часть образовательного процесса).


Базовые ценности: ответственность, принятие других и себя, важно знать, как действовать и жить вместе. Открытость новому и готовность взаимодействовать в условиях, максимально приближенных к реальной жизни: контингент конфессионально окрашенной школы принципиально набирается с учетом представленного в Берлине конфессионального, социального и культурного разнообразия, что при конкурсе 8-10 человек на место позволяет школе не становиться элитным учреждением. Учащиеся активно вовлекаются в волонтерство и социальную деятельность, учатся, в том числе, в разновозрастных группах, привыкают к ответственности за свое время в условиях индивидуального плана, отсутствия расписания и звонков, учатся решать задачи в рамках ограничений по времени и бюджету.

 Из дневника экспедиции (бюджет 120 евро на человека, самоорганизующаяся группа учеников с куратором-студентом):

Мы думали “Как же здорово будет поехать в Швецию <…> Но мы не подумали, что до Швеции еще надо добраться. И сильно удивились, узнав, каким дорогим оказался паром <…> когда мы прибыли в страну, у нас осталось по 20 евро на день на семь человек. Как прожить на эти деньги 14-летним девочкам? Мы путешествовали на велосипедах, останавливались в кемпингах  <…> мы стирали вещи в реках, нам пришлось использовать экологически безопасное средство для мытья посуды. Некоторые девочки набрали полные сумки принадлежностей для макияжа, но забыли инструменты, с помощью которых можно было починить велосипед. Это были очень-очень тяжелые три недели.

Лебедев Михаил Викторович
к.п.н., академический директор частной СОШ «Олимп-Плюс»

Школа, набравшая максимальное количество баллов по всем параметрам (куррикулум, гибкость образовательной траектории, инфраструктура и современные образовательные технологии) – лицей Спинозы в Амстердаме. Лицей работает по методике Дальтон, реализует программы по всем трем направлениям обучения в старшей школе Нидерландов от аналога российского СПО (четырехлетняя VMBO), пятилетняя программа HAVO, ориентированная на получение высшего профессионального образования и шестилетней программы VWO, ориентированной на продолжение обучения в классических университетах. Лицей очень популярен, становится выбором первого уровня для многих семей, 65% учеников успешно заканчивают академический трек и продолжают обучение в университете. 

 

 Цитата с сайта школы:

Мы привержены философии Спинозы, принципам Дальтон-колы: свобода, ответственность, подотчетность, сотрудничество <…> Лицеисты сами несут ответственность за свое обучение. Участвуя в проектах, они, в сотрудничестве с коллегами (школьниками и родителями) взаимодействуя друг с другом, развивают свои навыки и учатся определять границы свободы.

Образовательная среда школы вслед за педагогической концепцией учит взаимодействию друг с другом и в пространстве: разные типы помещений регулируются разными правилами использования, адаптируются под потребности типов деятельности учеников и учителей, взаимное уважение не только постулируется в миссии, но и обеспечиваются одинаково комфортными условиями для работы, учебы и отдыха. Стены школы – это площади для демонстрации проектных результатов, доступность среды выражена как в наличии пандусов и лифтов, так и в понятности и доступности маршрутов передвижения.


 Сравнивая нацеленный на высокие академические результаты Лицей Спинозы с школой Агора без классов и уроков, позволяющей ученикам достигать высоких достижений только относительно себя, школой поиска пути, также через проектную деятельность организующей образовательный процесс, мы видим, как в зависимости от тонких настроек педагогической концепции одни и те же архитектурные и дизайн-решения становятся разными инструментами в реализации образовательного процесса.

Логутова Наталья Леонидовна
заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ

Назарбаев интеллектуальные школы в отличие от двух вышеприведенных кейсов авторы сначала изучили, а затем посетили. НИШ – это прежде всего симбиоз зарубежных технологий (IB, IELTS, EHT, CIE + STEAM) и местной специфики.



Двадцать школ по республике построены по схожей архитектурной концепции и реализуют единую образовательную программу, нацеленную на подготовку абитуриентов для ведущих вузов мира. Возвращаясь в страну после обучения в университете, выпускники НИШ обеспечивают лучшие кадры для экономики и промышленности Казахстана. Для достижения таких результатов ведется тщательный отбор в старшую школу: тестирование и поступление осуществляется внешней организацией, организуется мультиязычная среда: все говорят на русском, казахском и английском, и, начиная с седьмого класса два дня в неделю некоторые предметы меняют язык преподавания. 

 Цитата ученика НИШ:

В НИШ поступают не отличники, а те, у кого есть способности: ты можешь вызубрить учебник, но до ответа нужно додуматься на основе выученных знаний.

Осуществляется трансляция лучших практик в систему массового образования. Каникулярная виртуальная школа для всех, повышение квалификации учителей массовых школ, школа для родителей, образцы заданий и тестирований, методические разработки – все это бесплатно получает система образования Казахстана от НИШ.

 Я себе представляю, что НИШ – это некоторый паровоз, которые по задумке авторов должен вытащить систему образования Казахстана <…> От западных школ взято самоуправление и благотворительность, такой вот европейский Царскосельский лицей. В казахстанском исполнении.

Каспржак Анатолий Георгиевич
профессор, научный руководитель программы «Управление образованием»

Первый читатель монографии, Д.Е. Фишбейн представил монографию по старшей школе как хороший ориентир для управленцев в образовании относительного того, насколько то, что происходит сейчас в школе в тренде, где, она находится с точки зрения идей и технологий. При этом подчеркнув важность понимания старшей школы как отдельной ступени, строящейся на отличных от предстоящих ступеней принципах, что в российской практике не столь распространено, а за рубежом – четко осознается, и даже отсутствие селективности для них не является помехой при реализации образовательных программ. И на кейсы неселективных школ как более характерную для российского образовательного ландшафта ситуацию призвал обратить особое внимание.

 Наверное, многое из представленного видится фантастикой, иногда, когда мы проводим стажировки по Лицею, мы сами оказываемся в такой позиции: то, что мы рассказываем про лицей, тоже может показаться фантастикой, но понимание того, что есть элементы, которые можно внедрять – это важная рамка <…>

Проблематизация: как только школа становится успешной в учебном пане, в то же время становится менее разнообразной, за этим есть лакмусы опасности, на которые стоит посматривать и учитывать <…>

Закончить хочется на тоске по ресурсам<…>  Все эти школы с точки зрения объема финансовых средств на одного учащегося не идут в сравнение с нами, если брать НИШ – это примерно в три раза больше, что надо понимать как возможное ограничение.

Фишбейн Дмитрий Ефимович
директор Лицея НИУ ВШЭ