• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Интегрированные коммуникации»

Психология потребителя

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение психологии потребителя и социально-психологических закономерностей потребительского поведения при выборе продуктов и брендов, механизмах воздействия рекламы. Дисциплина предназначена для студентов различных специальностей, предполагающих работать в сфере коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные социально-психологические закономерности потребительского поведения.
  • Сформировать представление о психологических механизмах воздействия рекламы и технологиях управления поведением потребителя.
  • Овладеть навыками анализа мотивации потребительского поведения человека.
  • Применять знания о психологии потребителя для осмысления и решения прикладных проблем в практической сфере коммуникаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет взаимосвязь психологии потребителя и маркетинга.
  • Определяет психологию потребителя как дисциплину.
  • Характеризует сенсорные системы человека.
  • Знает, как сенсорные системы человека влияют на его потребительские предпочтения.
  • Знает о роли потребительских драйверов при построении маркетинговых стратегий.
  • Объясняет поведение потребителя с помощью мотивационных теорий.
  • Определяет влияние культурного контекста и семиосферы на потребительское поведение.
  • Характеризует понятия культурного контекста, культурной среды и семиосферы в контексте потребительского поведения.
  • Знает основные когнитивные искажения и их значение в коммуникации с потребителями.
  • Определяет назначение и характеристику основных методов изучения потребительского поведения: интервью, фокус-группа, опросный метод, этнография, нетнография, эксперимент, нейрофизиологические методы.
  • Знает классификацию потребностей личности.
  • Характеризует потребительскую сферу личности.
  • Умеет отслеживать когнитивные искажения в маркетинговых сообщениях.
  • Различает особенности потребительского поведения различных рынков с учетом культурной среды.
  • Определяет роль социального влияния в формировании потребительского поведения.
  • Знает об особенностях социально-психологического влияния лидеров мнений.
  • Характеризует роль бренд-сообществ в формировании потребительского поведения.
  • Характеризует особенности социальной идентичности в цифровой среде в контексте проблематики потребительского поведения.
  • Знает особенности потребительского поведения в Metaverse.
  • Характеризует роль социальных медиа в формировании потребительского поведения.
  • Характеризует особенности взаимодействия потребителя с искусственным интеллектом в маркетинговой коммуникации.
  • Знает и классифицирует основные эмпирические методы исследования потребительского поведения.
  • Различает аттитюды, влияющие на поведение потребителя.
  • Характеризует психологические исследования в контексте истории развития рекламы.
  • Знает об этических основах влияния на психологию потребителя.
  • Знает о современных нейробиологических исследованиях функций мозга.
  • Знает особенности перцептивной обработки сенсорных процессов.
  • Знает о биосемиотических основах психологии потребителя.
  • Характеризует мотивационный конфликт в поведении потребителя.
  • Определяет понятие социальных установок (аттитюдов).
  • Знает классификацию аттитюдов в психологии потребителя.
  • Знает особенности процесса изменения аттитюдов.
  • Определяет роль аттитюдов в формировании лояльности бренду.
  • Определяет понятие потребительского решения.
  • Характеризует процесс принятия решения потребителем.
  • Различает критическое и эмоциональное принятие решений потребителем.
  • Характеризует парадокс выбора.
  • Знает роль новых технологий, влияющих на принятие решений потребителем.
  • Характеризует роль ошибочности суждений и когнитивных искажений при принятии решения потребителем.
  • Классифицирует основные когнитивные искажения, встречающиеся в маркетинговой коммуникации.
  • Характеризует понятие и роль "сарафанного радио" в маркетинге.
  • Знает об этических основах влияния на потребителя в профессиональных целях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию потребителя.
  • Тема 2. Психические процессы и их влияние на потребительские предпочтения.
  • Тема 3. Мотивация потребителя.
  • Тема 4. Аттитюды потребителя и лояльность бренду.
  • Тема 5. Принятие решения потребителем.
  • Тема 6. Когнитивные искажения при принятии решения потребителем.
  • Тема 7. Роль культурного контекста в формировании потребительского поведения.
  • Тема 8. Социальное влияние и его роль в потребительских предпочтениях.
  • Тема 9. Поведение и психология потребителя в цифровой среде.
  • Тема 10. Исследование потребительского поведения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в дискуссии на занятиях на основе предварительно прочитанного материала
  • неблокирующий Доклад на основании прочитанной научной статьи
    Индивидуальное задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Доклад на основании прочитанной научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 24267 - К.Рапай; Р. Александров - Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему - 9785961482157 - Alpina - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24267
  • Anthony G. Greenwald, Mahzarin R. Banaji, Anthony G. Grtenwald, Department Of Psychology, Washington Mahzarin, & R. Banaji. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Http://Brainimaging.Waisman.Wisc.Edu/~perlman/Papers/Self/Greenwald_Banaji_PsychRev_1995.OCR.Pdf.
  • Judgment under uncertainty: heuristics and biases, , 2008
  • Morvan, C., & J. Jenkins, W. (2017). Judgment Under Uncertainty : Heuristics and Biases. Milton: Macat Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552188
  • Rastogi, C., Zhang, Y., Wei, D., Varshney, K. R., Dhurandhar, A., & Tomsett, R. (2020). Deciding Fast and Slow: The Role of Cognitive Biases in AI-assisted Decision-making.
  • Russell W. Belk. (2017). Qualitative Consumer Research. Emerald Publishing Limited.
  • Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • AlFalahi, K., Atif, Y., & Abraham, A. (2014). Models of Influence in Online Social Networks. International Journal of Intelligent Systems, 29(2), 161–183. https://doi.org/10.1002/int.21631
  • Consumer Psychology for Marketing, Foxall, G., 1998
  • Daniel, K. (2016). Heuristics and Biases. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781316422250.038
  • Delbaere, M. (2016). The Cambridge handbook of consumer psychology. British Journal of Psychology, 107(4), 781–782. https://doi.org/10.1111/bjop.12221
  • Isabelle Brocas, & Juan D. Carrillo. (2005). Biases in Perceptions, Beliefs and Behavior. Levine’s Bibliography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cla.levrem.172782000000000063
  • Kardes, F. R., Herr, P., & Haugtvedt, C. P. (2008). Handbook of Consumer Psychology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=216816
  • Nygren Else, Hård af Segerstad Peder, Uppsala universitet Humanistisk-samhällsvetenskapliga vetenskapsområdet Samhällsvetenskapliga fakulteten Institutionen för informationsvetenskap Medier och kommunikation, & Tandefelt Max 1978-, U. universitet, M. och kommunikation. (2008). Web 2.0 and Network Society -PR and Communication: The Challenge of Online Social Networks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200111.BibliographicResource.1000085957570
  • Panwar, D., Anand, S., Ali, F., & Singal, K. (2019). Consumer Decision Making Process Models and their Applications to Market Strategy. International Management Review, 15(1), 36–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135847331
  • Robert V. Kozinets. (1998). On netnography: Initial reflections on consumer research investigations of cyberculture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2911C7C1
  • Shane Frederick. (2005). Cognitive Reflection and Decision Making. Journal of Economic Perspectives, (4), 25. https://doi.org/10.1257/089533005775196732
  • Structural units of mass culture mythology : a cultural semiotic approach, Zaporozhtseva, L., 2019
  • The psychology of consumer and social influence : theory and research, , 2016
  • Zaporozhtseva, L. (2019). Structural units of mass culture mythology: a cultural semiotic approach ; Massikultuuri mütoloogia struktuuriühikud: kultuurisemiootiline lähenemine.
  • Биология добра и зла : как наука объясняет наши поступки, Сапольски, Р., 2022
  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016
  • Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл - Социальное влияние - 978-5-459-00397-0 - Санкт-Петербург: Питер - 2011 - 339929 - https://ibooks.ru/bookshelf/339929/reading - iBOOKS
  • Маркетинговые исследования потребительского рынка : уникальный отечественный опыт: учеб. пособие для вузов, Анурин, В. Ф., 2004
  • Мозг и музыка : как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем, Корсакова, М. Н., 2022
  • Мозг и нервная система человека, , 2010
  • Непредсказуемые механизмы культуры, Лотман, Ю. М., 2010
  • Психология потребителя в маркетинге, Фоксол, Г., 2001
  • Психология потребителя, Статт, Д., 2003
  • Фоломеева, Т. (2012). Потребительские аттитюды и лояльность. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Социология, 2.