• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Жбанова: «Цель любого преподавателя из бизнеса – найти талантливых специалистов»

Директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group и, по совместительству преподаватель департамента интегрированных коммуникаций рассказала, каких качеств не хватает специалистам по коммуникациям, зачем привлекать экспертов на занятия, а также анонсировала свой новый курс.

«Корпоративные и бренд-коммуникации» — название предмета, который я преподаю магистрам в первом модуле. Занятия я старалась сделать максимально разнообразными (признаться, я тоже не хотела скучать, для меня этот курс был первым опытом): семинары, практические задания, примеры из реальной практики и эксперты, которые дают на вопрос разные точки зрения.

Задача-максимум этого курса — выпустить готового специалиста. Но я не питаю иллюзий. За один модуль это, конечно, невозможно.  Поэтому задачу я сформулировала скромнее  дать как можно больше практической информации и знаний, которые помогут устроиться на работу и успешно с ней справляться до того, как появится собственный опыт. 

Процесс обучения, на мой взгляд, сильно завязан на коучинге. В группе было около 30 студентов-второкурсников. Мне была важна обратная связь от студентов: какие вопросы задают на парах, какие просят советы, как вовлечены в практические задания.

Лучшее в этом курсе — это возможность пообщаться с экспертами из отрасли. Мне посчастливилось работать с огромным количеством замечательных специалистов. Каждый из этих людей  это невероятный источник знаний. Абсолютно невозможно, например, рассказывать про PR без журналистов. Поэтому первоначально, когда я продумывала программу курса, мне было важно практически по каждой теме привлечь эксперта. Когда к нам на пару приходили Володя Зыков из «Известий», Вова Тодоров и Настя Евтушенко из «Ленты», я помню, какое большое количество вопросов было у магистров и их удивление от того, как сильно отличаются их представления о работе пресс-секретарей с журналистами от реальной ситуации. Мы как раз на курсе пробовали с ребятами разбирать сложные ситуации, которые связаны с конкретными компаниями: Tinder, Мегафон, Вконтакте, Одноклассники. Мне кажется, с такой закалкой куда проще потом разбираться с собственной работой. Невозможно было рассказывать и о медиа без самих медиа, поэтому я с радостью приглашала на пары digital-директора «Ведомостей» Лену Кирюшину (сейчас работатет в Amediateka) и Свету Гуляеву из «Дождя». Мы даже ходили на экскурсию на «Дождь», чтобы поближе познакомиться с тем, как работают журналисты.

Итог курса не формальный экзамен, а большая практическая работа. Студентам нужно было подготовить коммуникационную стратегию конкретному бренду. Для большей мотивации магистров, посоветовавшись с командой в Mail.Ru Group, я решила дать возможность пройти у нас практику двум лучшим студентам. Нам как раз были нужны люди: компания быстро растет, появляются новые задачи. В итоге ребята сделали отличные проекты, некоторые из них я отправляла коллегам. У меня был студент Артём Коваленко. В своем проекте он попытался взглянуть на проблему с разных сторон, проанализировал конкурентов, сравнил с другими компаниями. Сначала мы пригласили его пройти практику к нам в компанию, а после — поработать над одним из наших проектов. Сейчас Артем – часть команды продуктовых коммуникаций. И я этим результатом горжусь, пожалуй, больше всего.

 Этот курс отличался от других большим количеством практических кейсов и мощным погружением в PR-среду. Разнообразные задания на семинарах позволяли прочувствовать себя на месте современного PR-специалиста. 

Артем Коваленко
магистр 2 курса образовательной программы «Интегрированные коммуникации»

Отрасль находится в довольно сложной ситуации. За последний год я собеседовала больше 300 человек (это очень много!). Первое, что мне показалось не хватает студентам – быть чуть амбициознее и энергичнее. Когда не просто делаешь что-то для галочки, не просто приходишь на работу за зарплату. Лично для меня одно из самых важных качеств человека— желание разобраться, сделать лучше, копнуть глубже. Это желание и в студентах встречается нечасто. Но именно этим мне запомнилась моя первая группа. Я думаю, процентов пятьдесят из них были уже готовы работать. Второе, что я заметила – не хватает аналитического подхода к решению задач.  Большинство людей стремятся выполнить конкретную задачу, используя шаблонный набор инструментов. Они не могут и  не стремятся взглянуть на ситуацию шире. Иногда нужно время, чтобы пришла идея и все сложилось по полочкам, но использование одних и тех же шаблонных заготовок не способствует развитию аналитических и творческих способностей.

Совместное сотрудничество бизнеса с вузами — это обычная практика. Крупные компании открывают свои филиалы в вузах или запускают совместные программы. Это выгодно и тем, и другим: компаниям нужно растить сотрудников, а образованию нужно идти в ногу со временем и отвечать на запросы бизнеса.. Взгляните на опыт Европы, Америки, наших крупнейших вузов — все сотрудничают с крупнейшими компаниями. Совместная программа Стенфорда и NASA тому пример, недавно запущенная программа «Коммуникации в IT» с Mail.Ru Group – тоже. В целом это win-win история и она должна работать.

 Преподавание дает очень многое мне самой, поэтому я заинтересована не меньше студентов, чтобы все получилось. К каждой лекции я готовилась, как к экзамену – подняла все свои книжки, лекции, практические примеры. Это здорово дисциплинирует!

Мы в начале обещали анонс. Вот он – новая дисциплина, которую я курирую в этом году, называется Media Relations. Постараюсь раскрыть разные форматы отношений с медиа – от отношений журналиста и пресс-секретаря до отношений медиа и компаний с точки зрения бизнеса.