• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штрихи к портрету времени: "Собачье сердце" Михаила Булгакова

Студентка ОП «Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе» Анна Земцовская и выпускница той же программы Татьяна Левченко выступили на XIII Международной научной конференции «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков», посвященной памяти Мариэтты Омаровны Чудаковой. В своих докладах они представили проект по созданию комментария к произведениям художественной литературы 1920-х годов (подпроект Большого проекта НИУ ВШЭ "Литература и общество: опыт социокультурного описания").

Штрихи к портрету времени: "Собачье сердце" Михаила Булгакова

© Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина.

Анна Земцовская говорила о «милиции» и «милиционере» в художественных текстах М. А. Булгакова. Анализируя словоупотребление понятия в таких произведениях, как повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», романе «Мастер и Маргарита», пьесе «Зойкина квартира», докладчик показала, что оно связывается с отрицательными коннотациями и содержит негативную оценку явления, а положительный образ милиционера, созданный С. В. Михалковым в 1935 году в поэтической пенталогии для детей «Дядя Стёпа», сильно контрастирует с образом милиции не только в творчестве М. Булгакова, но и вообще во «взрослой» художественной литературе и мемуарах 1920-х – 1930-х годов.

Доклад Татьяны Левченко "«Кого и как будем омолаживать» — шум времени в повести М. Булгакова «Собачье сердце»" был посвящен мотиву омоложения, важного для повести. Он не раз привлекал внимание ученых и с точки зрения вопроса достоверности медицинских операций по омоложению и знакомства с ними писателя, и фигуры реального прототипа профессора Преображенского, и степени известности этой темы современникам писателя, далеким от медицинских кругов. Анализ деталей повести, дневников писателя, журналов, газет, афиш 1923-1925 гг. позволяет увидеть, насколько точно и объемно в повести передана  атмосфера 1920-х годов, когда обсуждение возможностей и методов омоложения, вышло за  пределы научно-медицинского сообщества и стало популярной бытовой темой, темой анекдотов, театрально-эстрадных номеров, документальных фильмов.