• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Африка задала мне много вопросов»

Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? На своем ли я месте? Чего я хочу на самом деле? На определенном жизненном этапе эти вопросы возникают у многих из нас. К Марии Серовой, слушательнице второго курса нашей программы, они пришли во время поездки в Африку. Но тогда появилось не только осознание, что в жизни надо что-то менять, — Африка помогла Марии понять, в каком именно направлении нужно двигаться дальше. 

Мария Серова с ребенком из племени Мурси, проживающего в юго-западной части Эфиопии

Мария Серова с ребенком из племени Мурси, проживающего в юго-западной части Эфиопии

Мечты сбываются 

Поехать в Африку Мария мечтала с детства. Мужчины с копьями в леопардовых шкурах, женщины в ярких бусах, львы, обитающие в саванне, — примерно так представляла себе маленькая Маша тот далекий край. Он виделся ей олицетворением настоящей свободы.

— В то время эта мечта казалась мне совершенно недосягаемой, — рассказывает Мария. — Где я, послушная правильная девочка, абсолютная отличница из небольшого города, и где Африка?

Детская мечта сбудется через много лет, когда Мария станет дипломированным экономистом, напишет несколько научных работ, построит успешную карьеру — долгое время она проработала в крупной корпорации на руководящей должности.

Путешествия стали частью ее жизни, а с 2019 года перешли в новый формат — Мария начала ездить с друзьями-единомышленниками в экспедиции. Первая такая поездка была в Новую Зеландию, а после пандемии, в феврале 2021-го, она наконец-то отправилась в любимую Африку, в Эфиопию.

— Помню, еду на такси в аэропорт, и таксист спрашивает меня, куда я лечу. Когда услышал, что в Эфиопию, удивился: «Девочка, зачем тебе это?! Может, обратно?». На что я ответила: «Нет, мне туда надо!». Не знаю, почему меня так туда тянуло, — говорит Мария. 
Тогда она еще не знала, что вернется домой совсем другим человеком...

Дома племени Дасанеч — народа Эфиопии, проживающего на юго-западе страны в долине реки Омо. Фото Марии Серовой

Другая планета 

— В первый раз я ехала в Эфиопию исключительно как турист. Моей главной целью было посмотреть племена, я очень этого хотела. Мысль о том, что я хочу заниматься Африкой как исследователь, появилась, когда я улетала из Намибии. Я как будто побывала в иной вселенной и встретилась с инопланетянами!

Там всё абсолютно другое. Другие условия жизни — в первую очередь, бытовые; и поначалу это сильно шокирует. Иной образ мышления. Отличная от нашей система ценностей.

Людям из племен совершенно бесполезно задавать вопросы: «О чём вы мечтаете? Чего хотите от жизни? Кто для вас главный человек?». Они вызывают недоумение. «Я здесь родился, и моя роль — находиться здесь, в племени», — рассуждают примерно так.

Понятие индивидуума в племенах достаточно расплывчатое, общество очень взаимосвязанное. Люди верят, что абсолютно у всего и всех есть душа — у человека, животного, растения, земли. Все эти души, в том числе души умерших, сообщаются друг с другом. Такая замкнутая экосистема, в которой видно абсолютно всё — любые помыслы и поступки. И если человек совершает что-то дурное, его непременно ждет возмездие.

Люди также верят, что есть единая «верховная» душа, которая может оценивать, кто — хороший, кто — плохой, и посылать определенные сообщения через какие-либо события. Душа, конечно же, бессмертна. После смерти человека она присутствует в нашем мире, но не физически, а в виде духа, и может влиять на живых. Живые могут поговорить с умершими предками через шамана.

Такие категории как ад и рай в мышлении людей из племен отсутствуют вообще. Когда к ним приехали миссионеры и попытались объяснить, что это такое, их не поняли: как может быть, что я сделаю плохое сейчас, а отвечу за это перед кем-то когда-нибудь потом? В племенах всё — про здесь и сейчас: если я здесь и сейчас делаю плохо, значит, здесь и сейчас за это отвечаю.

Отношение к смерти неоднозначное. Если человек умирает молодым, то это большое горе, потому что он мог многое сделать для своего племени. Когда умирает старый или больной человек, это воспринимается как облегчение, избавление от страданий.

Во многих африканских племенах есть интересный погребальный обряд. Умерших мумифицируют и хоронят в сидячем положении лицом на восток, чтобы покойный видел восход солнца. Такого понятия как кладбище не существует. Место, где следует похоронить усопшего, обычно указывает ритуальная семья (ее члены считаются потомками главного предка трайба и носителями традиций племени).

Через восемь лет у духа покойного спрашивают, куда его следует переместить. Тело эксгумируют и «пересаживают» в новое место, на которое указал дух. Таких «пересадок» бывает много. В любой момент кому-то из членов семьи может присниться сон, что умершему надоело «жить» на прежнем месте, и его нужно «переселить». На мой взгляд, это одно из наиболее ярких проявлений идеи о том, что всё вокруг — живое и продолжает жить даже после физической смерти.

Кстати, о снах. В некоторых племенах (например, в племени Консо), есть определенные посвященные люди, сны которых толкуются. Со своими снами они приходят к шаманам, рассказывают о том, что им снилось, и шаман дает толкование сновидению. Мне кажется, с точки зрения психоанализа это очень любопытно.

Тема добра и зла тоже интересна, и с точки зрения западного человека неоднозначна, а проявления заботы выглядят иногда жестокими.

Например, женщины племени Мурси носят в нижней губе тарелку. Согласно одной из легенд, когда-то соседние племена воровали их. Чтобы этого не происходило, женщин решили обезобразить. «Некрасивая, зато в безопасности», — логика примерно такая.

В некоторых племенах убивают младенцев, не прошедших обряд минги. С его помощью племя определяет, хороший родился человек или плохой. Исход «проверки» зависит от того, какие зубы прорезались первыми. Если нижние — всё в порядке. Если верхние, значит, ребенок плохой, и его следует убить.

Племя Банна, проживающее на юго-западе Эфиопии

Разные мы 

— Чисто по-человечески понять какие-то вещи довольно сложно. Некоторые обряды поначалу приводили меня в ужас. Та глубокая взаимосвязь, существующая внутри племени, кажется мне психотической. Но как психоаналитический психотерапевт я стараюсь это не оценивать, а просто принимать. Также как я принимаю истории пациентов, которые приходят ко мне в кабинет.

А еще я буквально физически ощутила, как там всё вибрирует жизнью — вот этой дикой, непричесанной, настоящей жизнью, которая поначалу ошеломляет, местами кажется жуткой, жестокой. Но при этом в ней всё равно много любви, ею пронизано буквально всё, хотя она и не проявляется так, как мы к этому привыкли.

Та первая поездка в Африку вообще помогла мне прочувствовать, насколько мы разные. Первое, что думаешь, когда оказываешься там: «Господи, как ужасно живут эти люди!». Но потом начинаешь вникать и понимаешь, что они по-своему счастливы; что у тебя вот такая жизнь, а у них — другая.

Ты осознаешь, что наш образ жизни не единственно правильный. И что, вторгаясь в их систему своей благотворительностью, миссионерством, мы, возможно, не помогаем людям, а, наоборот, вредим, разрушаем, уничтожаем так называемое человеческое разнообразие. Это сильно ломает какой-то сформировавшийся концепт.

Африка задала много личных вопросов — про мою жизнь, про ценности, про сложившуюся систему координат. Я спросила себя, насколько действительно важно для меня то, чем я занимаюсь на данный момент. А еще подумала: неужели я хочу всю жизнь прожить так, чтобы всё интересное и захватывающее было у меня только в отпусках? 

Мария Серова с детьми из племени Дасанеч

Встретиться с собой 

Вернувшись в Москву, Мария решила, что будет получать второе высшее в сфере психологии. Она думала об этом давно, но сомневалась.

Когда у тебя уже есть успешная карьера, ты думаешь: «Ну инвестирую я деньги, получу психологическое образование. А что получу взамен?». После поездки в Африку я наконец-то  договорилась с собой.

Мария поступила на нашу программу, начала успешно практиковать. В мае 2022 года она уволилась из компании, чтобы полностью посвятить себя учебе, работе с пациентами и, конечно, Африке. У нее родилась идея снять документальный фильм о племенах — о людях, которые живут там, и о людях, которые решили уйти. Предварительный сценарий уже написан.

Впрочем, пока Мария решила целиком сосредоточиться на выпускной квалификационной работе (ВКР). В ее основе лежат исследования, наблюдения, сделанные во время экспедиций в Африку. В октябре Мария снова побывала в Эфиопии, записала для ВКР несколько больших интервью с людьми из племен.

Во время этой поездки я особенно хорошо поняла, насколько психоаналитична Эфиопия. Когда смотришь на то, что там происходит, уже под новым углом, получаешь такой экспириенс, который перевариваешь потом очень долго.

В финале разговора спрашиваем, как эти поездки помогают Марии в ее развитии как психотерапевта. В ответ она рассказывает об одном из ярких воспоминаний, привезенных из Намибии.

Мы были на лежбище морских котиков, и то, что я там увидела, произвело на меня сильное впечатление. Представьте огромное пространство, заполненное большими и маленькими котиками. Живыми и мертвыми. И над всем этим стоит ужасный запах. Глядя на эту картину, я подумала, что жизнь, наверное, именно такая — с одной стороны, неприглядная, разлагающаяся, рождающаяся в боли, дурно пахнущая, пугающая и ужасная. А с другой — абсолютно прекрасная.

Вот это пугающее и ужасное мы из своей жизни вытеснили полностью. Но отвергая ужасное и безобразное, мы вступаем в конфликт с самим собой, теряем связь со своим «Я». Ко мне в кабинет часто приходят пациенты, не прожившие свои негативные эмоции и страдающие от этого. Для них становится большим открытием, что негатив — это нормально, что это важная часть отношений; что без конфликтов не бывает прогресса и развития.

Это исследование — мой путь домой, к себе. Оно помогает мне еще глубже понять себя, познакомиться с собой и не испугаться. Потому что, как только сталкиваешься с архаикой внутри себя, в своем анализе, это сильно шокирует.

Это исследование расширяет мое сознание как терапевта. Оно о том, что нет разделения на плохое и хорошее, на высший уровень мышления и низший. Нет нормы, до которой нужно дотянуться. У каждого свой путь, и моя задача — помочь пациенту найти его. Для этого нужно понимать, насколько разнообразен наш мир, насколько разные мы. Африка в этом смысле очень помогает. И чем дальше погружаешься в эту тему, тем больше новых вопросов получаешь.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ

 

Еще больше интервью со слушателями и выпускниками нашей программы:

 

***

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.