• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обсессивный невроз: теория и клиника

Почему возникают навязчивые мысли или действия? Когда они становятся поводом обратиться к специалисту? И как работать с такими пациентами? Об этом рассказал на своем онлайн-семинаре Вассилис Капсамбелис.

Обсессивный невроз: теория и клиника

Один из способов справиться с тревогой, который бессознательно используется человеком – это навязчивые мысли или действия. Говоря языком психотерапии, – обсессии и компульсии.

Французский психиатр и психоаналитик Вассилис Капсамбелис провел на нашей магистерской программе семинар, посвященный теории и клинике обсессивного невроза.

Слушателям семинара был представлен уникальный материал – видеозапись первичного интервью Вассилиса Капсамбелиса с одним из пациентов клиники психического здоровья 13-го округа Парижа. В ходе демонстрации интервью можно было увидеть, как уже во время первичной консультации у пациента проявляются симптомы обсессивного невроза.

Интервенции В. Капсамбелиса, его прояснения и уточнения во время сеанса – то самое «закулисье» работы психотерапевта, которому невозможно научиться по книгам. Это опыт, которым он щедро делится со слушателями нашей магистерской программы по психоанализу.

Полноценное 50-минутное первичное интервью, на основе которого делается вывод о психическом функционировании пациента и выбирается метод дальнейшей работы с ним – абсолютный эксклюзив.

«Следование за пациентом», «полифоническое слушание» - термины, хорошо знакомые тем, кто работает в психоаналитическом подходе. Участвуя в семинарах такого уровня, как будто начинаешь понимать, что скрывается за этими терминами и как именно они проявляются на сеансе.

Открытость мсьé Капсамбелиса, с которой он представляет случаи из своей личной практики, удивительна. Она дает возможность не просто наблюдать, но и задавать вопросы, прояснять для себя тонкости психотерапевтического процесса. Обсуждая со слушателями выбор метода дальнейшей работы с пациентом, французский психоаналитик основательно аргументировал этот выбор.

«В ходе первичного интервью речь пациента была как будто «защитной», его истории, казалось, были рассказаны уже не единожды, ровное и безэмоциональное повествование. - пояснил мсьé Капсамбелис. – Складывалось ощущение невозможности свободного ассоциирования, а это ограничение для классической психотерапии. Создать для такого пациента максимально контейнирующее пространство может психодрама – в таком методе он может безопасно для себя столкнуться с чем-то новым».

Тема обсессивного невроза сложна и многогранна. Ее можно рассматривать как с точки зрения психиатрии, так и с точки зрения психоанализа.

По словам В. Капсамбелиса, обсессивный невроз может быть «оберткой», под которой скрываются сильные психотические тревоги, она помогает пациенту избежать выхода этих тревог на поверхность. В случае, когда обсессивные симптомы помогают справляться с тревогой, можно говорить о достаточно хорошем уровне психического функционирования человека. Но так происходит не всегда.

«Когда инстанция Я переполнена навязчивыми идеями, борется с ними, - она находится в состоянии постоянного напряжения, - поясняет В. Капсамбелис. – Выходит на поверхность психический конфликт, нарастает тревога, которую пациент не в состоянии связывать, появляется риск деперсонализации или потери Я».

Но как именно появляются обсессии и что при этом первично – навязчивая идея или действие? И что лежит в их основе – нарушение мышления или сильные эмоции и аффекты? Это две большие дискуссии между немецкими и французскими психиатрами на рубеже XIX и XX веков.

Проводя небольшой экскурс в историю вопроса, В. Капсамбелис отметил оригинальность идей Фрейда, который в своей теории влечений предположил, что мышление и аффекты, идеи и эмоции переплетаются в единое целое, а аффект и репрезентация представляют собой единый динамический аспект влечения.

С психоаналитической точки зрения важно понимать, что происходит при обсессивном неврозе с Я и с либидо.

«При обсессивном неврозе нет регресса Я, - отмечает мсьé Капсамбелис. – Однако мы наблюдаем регресс либидо (чаще всего, на анальную стадию). И тогда Я и либидо взаимодействуют друг с другом через психические защиты».


Реактивное образование, изоляция, смещение – защиты, которые «активируются» первыми. Разбирая каждую из них, В. Капсамбелис приводил примеры из истории пациента, своей личной практики, использовал яркие метафоры. Все это сделало сложный и глубокий материал семинара более доступным для понимания.

«Рассмотрим смещение. Оно позволяет обойти цензуру и максимально отделиться от репрезентации, вызывающей тревогу, - объясняет Вассилис Капсамбелис. – Потому что вместо изначальной репрезентации используется вторая, которая заменяется третьей, третья заменяется четвертой и т.д., всё больше отдаляясь от первоначальной репрезентации».

Как же работать с такими пациентами?

Обладая большим опытом как психотерапевтическим, так и психоаналитическим, генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13-го округа Парижа остановился на особенностях психотерапевтического процесса пациентов с обсессивным неврозом. В. Капсамбелис пояснил: «Сложность работы с пациентами с обсессиями и компульсиями даже не в количестве защит, а в регрессии либидо. По мере того, как оно «спускается» на анальную стадию, мы имеем дело с очень большим количеством агрессии и ненависти, которая проявляется у пациента».

Каким должно быть контейнирование таких пациентов, с чем столкнется психотерапевт в работе с обсессиями, и как вообще строить процесс психотерапии – всё это в максимально сконденсированном и структурированном виде было представлено слушателям. Безусловно, семинар стал еще одной жемчужиной в копилке знаний наряду с насыщенным, наполненным практическими рекомендациями и клиническим опытом В. Капсамбелиса семинаром по истерии, который прошел на нашей программе осенью 2021 года.

С нетерпением ждем новых встреч с мсьé Камсабелисом. Следите за анонсами!

Вассилис Капсамбелис - французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много десятилетий работает с пациентами, которые функционируют по ту сторону невроза — с пограничными состояниями и психозом.
*** *** ***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — «Свои гипотезы нужно основывать на материале, который приносит пациент»


Репортаж подготовила Мария Яцкова, слушательница второго курса МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"