• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пазлы психоанализа

История выпускницы нашей программы Жанны Салтыковой напоминает цепочку удивительных событий, которые, цепляясь одно за другое, привели ее к тому, что в начале пути было совсем не очевидно, — в психоаналитическую психотерапию. По первому образованию Жанна — дипломат, по второму — дизайнер интерьера. Еще она увлекается искусством, изучает иностранные языки, занимается спортивными бальными танцами — в Алматы у нее собственная танцевальная студия. Три года назад увлечения и профессиональные навыки Жанны сошлись, как пазлы, в картине под названием психоанализ.

Жанна Салтыкова

Жанна Салтыкова
ВШЭ, 2022

Из дипломатии — в дизайн и искусство 

— До учебы на нашей программе я никак не была связана ни с психологией, ни с психоанализом. Правда, в юности с удовольствием прочитала несколько книг Фрейда: «Толкование сновидений», «Тотем и табу» — но, конечно, не подозревала, что это психоаналитическая литература, — рассказывает Жанна Салтыкова. — Когда училась в школе, мечтала стать дипломатом, поэтому после ее окончания поступила в университет на факультет международных отношений. Я училась в городе Алматы, тогда она еще была столицей Казахстана. Как раз в тот год, когда я заканчивала университет, ее перенесли в Астану. Я оказалась перед выбором: либо оставаться в Алматы, либо переезжать в столицу, чтобы работать по специальности. Ситуация осложнялась тем, что к тому времени я уже вышла замуж, у меня родились дети.

Решила взять паузу, пока они — маленькие. Но подумала, что заниматься только воспитанием детей мне будет неинтересно, поэтому решила дополнительно поучиться. Как раз тогда я занималась обустройством своего дома. Поняла, что мне хочется изучать архитектуру и интерьер. Поступила в Государственную академию искусств, четыре года отучилась на факультете декоративного искусства, где изучала дизайн интерьера. 

Но работать по специальности я снова так и не начала: по работе моего супруга нам с семьей пришлось уехать за границу, в Южную Африку. Прожили там около года. Я продолжала развиваться творчески: посещала в Йоханнесбурге художественную студию, рисовала, занималась фотографией. 

Когда мы вернулись домой, открыла в Алматы творческую школу для взрослых, похожую на ту, которую посещала в ЮАР. В то время в Казахстане таких мест практически не было. Я организовывала мастер-классы по живописи, рисунку. У нас был гончарный круг, мы делали авторские куклы. Проводили выставки для художников, которые у нас преподавали. Затем меня пригласили в Дирекцию художественных выставок, и какое-то время я поработала там. 

Кем я хочу стать, когда вырасту? 

А потом у меня родился третий ребенок — дочка. Я ушла в декрет и с головой погрузилась в материнство. Мне захотелось остановить всю свою профессиональную деятельность и заниматься только дочерью. Первые три года после ее рождения так оно и было. Но после того как она пошла в садик, я задумалась, чем же мне хочется заниматься дальше. 

Как раз в то время я увлеклась спортивными бальными танцами. Причем настолько, что решила открыть танцевальную студию. Она, кстати, до сих пор работает. Прошло еще четыре-пять лет, вопросы моей профессиональной идентичности не оставляли меня. Я поняла, что не вижу себя в спортивных танцах через 10-20 лет — всё-таки я любитель, а не профессионал, поэтому преподавать, даже в собственной студии, не смогу. Но кем я тогда хочу быть? 

В тот период мне в голову пришла идея заняться танцевально-двигательной терапией. Я столкнулась с тем, что есть некоторые танцевальные направления, в которых мне сложно выразить себя. Интуитивно понимала, что это каким-то образом связано не с моей физикой, а с тем, что находится внутри меня, с психологией. 

Стала искать информацию по этой теме и нашла курс по танцевально-двигательной терапии в одном из московских вузов. Это был короткий вводный курс. Я оплатила его, купила билет на самолет и прилетела в Москву. Когда заканчивала обучение, началась пандемия. Я вернулась домой практически последним рейсом.  

На карантине у меня, можно сказать, начался новый жизненный этап. Сразу после возвращения домой я поступила на программу профессиональной переподготовки по психологическому консультированию и психоаналитической психотерапии. Это была чистая случайность. Я планировала и дальше заниматься танцевально-двигательной терапией, развиваться в этой области, но мне сказали, что для этого нужно получить психологическое образование. 

Жанна Салтыкова
ВШЭ, 2022

Когда всё совпало

Буквально с первых лекций по психоаналитической психотерапии у меня внутри как будто что-то щелкнуло. Я вдруг поняла, что искала именно это; что именно это я хочу изучать дальше, и больше никуда мне не надо. Так я и пришла в психоанализ.

После окончания курсов решила продолжить образование в этом направлении. Стала искать возможные варианты — узнала об Андрее Владимировиче Россохине и его программе. Посмотрела все интервью Андрея Владимировича, записи всех Дней открытых дверей и поняла, что хочу учиться только здесь! Вскоре после этого я подала документы, и меня зачислили на программу. Мне повезло: набор был практически закрыт, но для иностранных граждан вакантные места еще оставались.

— Учиться было сложно? Всё-таки вы пришли на программу уже достаточно подготовленным слушателем. 

— Да, у меня была определенная база, но психоанализ сам по себе настолько сложен, что не знаю, кто бы мог сказать, что ему было легко учиться. Необходимо было прочитать большой объем литературы. Некоторые концепции сами по себе сложны для восприятия, поэтому требуется время, чтобы в них разобраться, осмыслить их. На тот момент я еще не практиковала, поэтому связывать теорию с практикой было непросто. Гораздо лучше понимаешь материал, когда начинаешь работать с клиентами. И это, конечно, замечательно, что программа дает такую возможность.

А еще в психоанализе как будто совпало, соединилось всё, что я до этого знала и чем увлекалась. Я изучала иностранные языки — итальянский и французский, — благодаря чему могу читать психоаналитическую литературу на этих языках. Я увлекаюсь искусством и теперь могу смотреть на него с точки зрения психоанализа и понимать его лучше. Это помогало получать еще большее удовольствия от учебы.   

— В каком формате вы учились? Как удавалось совмещать учебу с работой, семьей? 

— Я училась онлайн и очно. Онлайн-формат был для меня достаточно комфортным. Занимались мы в вечернее время. В моем случае — почти в ночное (из-за разницы во времени). К началу лекций я уже успевала сделать все свои дневные дела и могла спокойно посвятить вечер учебе. Иногда, конечно, уставала. Но некоторые лекции захватывали так, что спать не хотелось совсем. 

По возможности, старалась почаще приезжать в Москву и посещать занятия очно. Для меня это особый вид интеллектуального удовольствия — ходить на лекции, общаться вживую с преподавателями, коллегами-единомышленниками. Это делало меня очень счастливой.   

— По вашим ощущениям, онлайн-обучение сильно отличается от классического, очного? 

— Очный формат отличается только тем, что дает возможность живого общения. В остальном никакой разницы в качестве подачи материала я не заметила. Если человек хочет получить хорошее образование, то может поступать на эту программу, не раздумывая. Он получит то, что ему нужно.

Фокус на внутреннее

— Когда вы начали практику? 

— На первом курсе. Выполнила все необходимые для получения допуска требования и приступила к работе с клиентами. Для меня это было важно, ведь я выбрала программу именно из-за ее практикоориентированности. 

— Помните вашу первую сессию? Как это было? 

— Очень волнительно, но, по моим ощущениям, она прошла достаточно эффективно. Я понимала, что не смогу сделать всё идеально с первого раза, поэтому старалась не судить себя слишком строго. Вообще этот момент дается очень непросто. Всё время думаешь: получится у меня или нет? Как быстро? Когда я почувствую себя более уверенно? Приходится работать с этим уже в собственной терапии. С другой стороны, мне кажется, этот момент абсолютной уверенности в своем профессионализме и эффективности, в принципе, невозможен. В этой профессии нужно всё время развиваться. Это то, что меня в ней особенно привлекает. 

— Есть ощущение, что вы находитесь на своем месте?

— Думаю, что да, хотя оно, конечно, еще не до конца стабильное. Но часто после проведенной сессии я испытываю чувство удовлетворения, понимания, что я там, где надо, и что я делаю то, что приносит удовлетворение и мне, и пользу другим людям. 

Это ощущение появилось уже после получения диплома, когда я отправилась, можно сказать, в собственное одиночное плавание. Когда работаешь в нашем Центре психоаналитической психотерапии, чувствуешь себя как бы под прикрытием. С одной стороны, это очень хорошая опора для начинающего специалиста. Но когда начинаешь работать с личными клиентами, ощущения совершенно другие — более взрослые. Ты чувствуешь одновременно и гордость, и большую ответственность.  

— Как проходит ваше одиночное плавание? Бывают ли моменты сомнений в себе? Как с ними справляетесь?

— Бывает по-разному. Сомнения касаются больше того, в каком направлении развиваться дальше, в каком темпе. Хочется продолжать учиться, чтобы чувствовать себя увереннее. При этом я понимаю, что важно и продолжать практиковать, потому что именно с практикой может прийти понимание, куда идти дальше. Думаю, что через какое-то время я точно буду знать, какие именно темы мне больше всего откликаются, и сосредоточусь на этом более основательно. 

— Психоанализ, учеба на программе, работа с клиентами изменили вас? 

— Да, конечно. Через мой интерес к психоанализу я начала свою личную терапию. Это очень повлияло на мое ощущение себя сейчас, мое чувство идентичности, понимание себя. И не только себя, но и моих близких, вообще других людей. Чем лучше я понимаю себя, тем легче мне понять других. 

Я стала смотреть на всё более эмпатично, с фокусом не на собственные чувства и переживания, а с желанием понять, что чувствует другой человек. Стала менее категоричной, ощущаю себя более принимающей. И даже если появляются какие-то негативные чувства: осуждение, неприятие кого-то или чего-то — пытаюсь разобраться и понять, почему я их испытываю. Тогда негатива и желания кого-то покритиковать становится намного меньше.

При этом мне-прежнему интересно всё, что происходит в актуальном мире, но, наверное, теперь я воспринимаю это более целостно.

Наблюдать, чувствовать, слушать

— Каким вы видите свое дальнейшее профессиональное развитие? Вы связываете его именно с психоанализом, психотерапией? 

— Четкого плана у меня нет. И я немножечко верю в эту магию, когда пазлы продолжают складываться так, как нужно. Но, в целом, понимаю, что моя профессия и мое развитие будут связаны если не с психоанализом в чистом виде, то точно с психоаналитической психотерапией. 

Возможно, это будет детский психоанализ. Еще во время учебы я поняла, что мне интересно, как устроена детская психика. Сейчас учусь на курсе по наблюдению за младенцами по методу Эстер Бик. Поступила на него, чтобы лучше понимать, как формируется психика человека, а также, чтобы продолжать развивать свою способность чувствовать и слушать. Понимаю, что это непростой, долгий путь, сложное обучение, но у меня есть желание его пройти.  

***

Возможно, вы, как и наша выпускница несколько лет назад, размышляете над вопросами самоидентичности и даже подумываете о смене профессиональной деятельности. Приглашаем вас в субботу, 13 апреля, на День открытых дверей нашей программы! Участвовать в нем можно очно и онлайн. Регистрация обязательна!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ - 2024

___________

Еще больше интервью со слушателями, выпускниками и преподавателями нашей программы смотрите в разделе «НАШИ ЛЮДИ».
__________


Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.