• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, где учили работать с латентными данными

Завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Участники школы провели две недели в Зеленогорске, изучая методы работы с категориальными данными под руководством профессора Жака Хагенаарса (Университет Тилбурга). Профессор провел полноценный учебный курс, а в последний день школы слушатели представили результаты своих мини-исследований, выполненных в рамках практических занятий.

«Предыдущие три летние школы ЛССИ были посвящены изучению количественных методов анализа данных в сравнительной социологии (многоуровневый анализ, многоуровневое структурное моделирование уравнениями и другие), — пояснила одна из руководителей школы Татьяна Карабчук. — Социологи много работают с категориальными данными, поэтому мы решили организовать отдельную школу по этому методу. Поскольку категориальные данные по своей природе отличаются от количественных, то применение стандартных и привычных методов регрессионного анализа некорректно, особенно, когда дело касается выделения сложных латентных переменных. Для того чтобы освоить методы работы с ними, мы пригласили на школу одного из ведущих специалистов в области методологии анализа категориальных данных, Жака Хагенаарса и его аспирантку Жужу Бакк в качестве ассистента на практических занятиях».

 
Простейший пример категориальных данных — это ответ на вот такой анкетный вопрос: «Насколько религиозным человеком вы являетесь: сильно верующим, умеренно верующим, атеистом». Для анализа этих данных используются такие методы, как латентный классовый анализ, логлинейная регрессия и другие. 

В программе школы также были предусмотрены теоретические лекции по сравнительной социологии от ведущих профессоров в данной области:

  • — Профессор Мичиганского университета, руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ Рональд Инглхарт предложил обновленную теорию модернизации и изменения ценностей – в частности, объяснение, почему теряют популярность профертильные ценности (предрасположенность к рождению большего количества детей) и как меняются индивидуальные ценности в развитых обществах;
  • — Под руководством немецкого политолога, почетного профессора Центра исследований в области социальных наук в Берлине Ханса-Дитера Клингеманна студенты разбирались в причинах кризиса легитимности современных представительных демократий и разочарования в демократических ценностях, которое, по его мнению, наблюдался в Европе в начале 2000-х годов. На его лекции также ходили участники школы «Практика на Балтике-2014», проходившей одновременно со школой ЛССИ в Зеленогорске.
  • — Методологические проблемы измерения религиозности и ее влияния на изменение поведенческих установок людей обсуждались на мастер-классах научного сотрудника ЛССИ Кирилла Жиркова. Он предложил кросс-культурный анализ религиозности с использованием метода многоуровневого моделирования структурными уравнениями.

В следующем году летняя школа ЛССИ будет посвящена визуализации результатов регрессионного анализа и факториальному экспериментальному дизайну.

 

Анна Кулькова, стажер-исследователь, лаборатория политических исследований ВШЭ

«Тема летней школе ЛССИ отлично соотносится с моими исследовательскими интересами. Я изучаю взаимосвязь между религиозностью и политической активностью. Обе эти переменные являются латентными, то есть не могут быть измерены напрямую, так как представляют собой комплексные характеристики. И латентно-классовый анализ, детали которого мы скрупулезно разбирали на протяжении двух недель, мне, конечно, очень нужен для получения интересных результатов. Например, неожиданно внутри российского общества проявился латентный класс «бабушек» — группы женщин среднего возраста, которые регулярно голосуют на выборах, а также сравнительно регулярно посещают церковь. Это пока только предварительные результаты, которые, однако, интригуют и заставляют «копать» глубже».

 

Чиа Лью, PhD-студент, Центр демографических исследований в Барселоне

«Мое PhD-исследование о женщинах — главах домохозяйств как новом тренде в латиноамериканских семьях. Мы уже собрали значительный массив данных, опросив несколько тысяч человек в трех странах Латинской Америки. Большая часть вопросов в наших анкетах относится к категории номинальных, и я планирую в самое ближайшее время опробовать на них некоторые из метод, который мы изучали на занятиях профессора Хагенаарса».

 

Ольга Гаспарян, младший научный сотрудник, Лаборатория политических исследований ВШЭ

«Я участвую в проекте по изучению взаимосвязи общественных ожиданий и политических предпочтений в демократических и гибридных режимах. Возможность представить его на школе и получить обратную связь от коллег и преподавателей, среди которых были такие известные исследователи как Ханс-Дитер Клингеманн и Рональд Инглхарт — для меня большая удача. Благодаря их  советам, в моей работе наметился новый вектор исследования — изучение не государства, а отдельных партий и их политических программ как основы для определения «политических предпочтений».

 

Дмитро Хуткий, научный сотрудник, Киевский международный институт социологии (Украина)

«Эта школа — часть уникальной системы коучинга младших исследователей ведущими учеными в области методологии социологических исследований, которую ЛССИ внедряет уже на протяжении нескольких лет. Для меня это уже вторая школа. Многие из советов и рекомендаций, полученных мною на прошлой школе, посвященной методам анализа в пакете Mplus, я успел опробовать в своем проекте о проактивной ориентации и индивидуальном активизме. Его результаты я представлял несколько дней назад на XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Иокогаме».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.