• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Важна связь образования с наукой и производством»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяны Абанкиной.

— Что на этой конференции вас интересует больше всего? Какие доклады вы бы выделили на секции, посвященной образованию?

— Действительно, и на этой конференции, как и на предыдущих, работает секция по образованию. Там запланировано несколько заседаний и несколько круглых столов. Начну с круглых столов, потому что они посвящены актуальным проблемам. Прежде всего, это обсуждение программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы. Сейчас готовится новая программа столичного образования, и эксперты ВШЭ тоже принимают участие в анализе ситуации с московским образованием и в разработке перспектив и стратегий развития этого образования. Все желающие приглашаются к обсуждению. Кроме того, в ВШЭ работают экспертные группы по подготовке Стратегии-2020, одна из таких групп — это «Новая школа-2020». Руководители круглого стола Исак Фрумин и Анатолий Каспржак тоже приглашают всех на обсуждение перспектив развития школы до 2020 года. Мне кажется, что это важная и интересная тема. Хотелось бы, чтобы намечаемые перспективы были связаны как с развитием школы, так и вообще с развитием пространства детства, с сохранением и развитием здоровья школьников, с тем, чему и как учить, как реагировать на изменения в демографической ситуации, в системах расселения, и каковы здесь наши риски, перспективы и возможности.

— С чем связано выделение московского образования в отдельную сессию на конференции?

— Столичное образование очень важно для всей страны. Сейчас подводятся итоги развития столичного образования за последние 5 лет и разрабатывается программа на перспективу 2012–2016 годов. Я думаю, это может быть связано и со сменой руководителей департамента образования Москвы, с тем, что Москва ставит новые задачи повышения качества образования, чтобы Москва стала не только лидером российского образования, но и лидером мирового уровня в развитии образовательных систем.

— Каковы основные проблемы московского образования в настоящее время?

— Я думаю, сегодня Москва является лидером по целому ряду направлений. В Москве работают сильные школы, интересные педагоги, есть коллективы, которые показывают очень хорошие результаты, в том числе не только в учебных достижениях, но и во внеучебных. Вместе с тем, сохраняется очень большая неравномерность в развитии системы. Сохраняются слабые школы, и сегодня стоит задача ликвидировать эти зоны неблагополучия в московском образовании. Кроме того, стоит задача подготовки инновационного поколения Москвы, то есть плеяды молодых людей, которые были бы и мотивационно, и квалификационно подготовлены к решению задач, стоящих перед Москвой, прежде всего в развитии инновационного сектора экономики Москвы. И в этом смысле важна связь образования с наукой и производством. Стоит задача сделать открытые производственные площадки для того, чтобы школьники и студенты могли бы гораздо теснее сотрудничать с экономикой, с предприятиями, научными коллективами. Очень важно сегодня обеспечить развитие не только образования, но и вообще пространства развития.

— На этой конференции пройдет презентация результатов вашего совместного исследования с китайскими коллегами по стратегиям российских и китайских школьников и студентов…

— Да, в прошлом году мы провели исследование образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников. Исследование было проведено по одной и той же методологии с использованием одинаковых анкет школьников и их родителей в трех регионах РФ и в трех провинциях Китая. И сегодня мы можем говорить о том, чтобы сравнить результаты и продолжить исследования в других развивающихся странах — Индии и Казахстане. К нам приехали китайские коллеги Дзянь Сяо Янь и Бинь Хоан, чтобы рассказать о своих результатах. Мы предварительно говорим: наши сельские школьники ориентируются прежде всего на вузы, на переезд в региональные столицы. Профессии, которые они выбирают, к сожалению, мало связаны с сельским хозяйством, школьники ориентируются на то, чтобы стать врачами, учителями, юристами, экономистами, работать в IT. В Китае тоже выбирают такие профессии, но ориентация на профессиональное техническое образование в Китае существенно выше, чем в России. Мы постараемся это сравнить.

— Вы участвуете в работе экспертной группы «Новая школа» по Стратегии-2020. Не могли бы вы рассказать о результатах этой деятельности на настоящий момент?

— Обсуждены основные вызовы, стоящие перед системой образования, которые связаны не только с самой школой, но которые влияют на школу. Это те изменения, которые происходят в демографии, в системе расселения, изменения, связанные с семьей, с информационным миром, который сегодня много обрушивает на школьников, с другими возможностями получения образования. Обсуждены и проблемы, связанные с обеспечением здоровья, с тем, что образование должно быть социальным лифтом, который обеспечивает успешную профессиональную стратегию и жизненные перспективы.

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.