• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надеюсь, мы сможем обернуть себе на пользу нелегкий этап, который сейчас проходим»

Евгения Кулик

Евгения Кулик

В первые же дни перехода на дистанционное обучение многие подразделения университета экстренно перестраивали процессы, чтобы студенты и преподаватели могли работать удаленно. Дирекция по онлайн-обучению оказалась на переднем крае – сотрудникам приходилось работать до поздней ночи, чтобы учебный процесс шел в запланированном графике. Руководитель дирекции Евгения Кулик – о важных результатах этих трудных недель.

О том, что удалось сделать

Одной из главных задач, стоявших перед дирекцией, было обеспечить возможность замены части лекций онлайн-курсами. Проблема в том, что многие курсы на НПОО и Coursera уже стартовали, поэтому в текущей ситуации преподавателям требовался свой график прохождения курса, отличный от графика на платформе. Для этого были созданы специальные скрытые сессии курсов НИУ ВШЭ в режиме on-demand. "Скрытые" означает, что они не размещаются на витрине курсов, и на них нет возможности самостоятельно записаться. Студенты к таким курсам подключаются централизованно, по заявке от учебного офиса. В режиме on-demand означает, что все материалы курса сразу открыты для прохождения, график и порядок прохождения материалов определяет преподаватель или сам студент. Тесты по итогам каждого модуля тоже можно проходить в любом темпе. На каждый тест студент имеет две попытки.

Создать и настроить такие сессии – большой объем ручной работы, и я признательна своим сотрудникам: несколько суток они до поздней ночи работали над этим

Но теперь, как только мы получаем запрос от учебного офиса – буквально за минуты можем студентов по представленному списку подключить. Параллельно вместе с Цифровым блоком создавались памятки по работе с цифровыми инструментами. Особенно в самые первые дни наличие таких подсказок было важным для преподавателей.

Второй задачей было расширить список доступных Вышке онлайн-курсов других университетов для замещения части лекций. Как вы знаете, Coursera объявила акцию по бесплатному предоставлению курсов рамках проекта Coursera for Campus: вузам предоставляется до 5000 бесплатных подключений, в зависимости от тяжести эпидемиологической ситуации в стране. Мы подали заявку и получили для НИУ ВШЭ 5000 подключений, которые тоже будут использованы в соответствии с заявками учебных офисов, пока они не исчерпаны.

Наконец, третья задача – помочь нашим партнерам в регионах. Дирекция по онлайн-обучению активно развивает сетевое сотрудничество с региональными вузами, у нас более 40 вузов-партнеров, для которых мы регулярно проводим обучение, вебинары, делимся своими наработками и технологиями.

© iStock

Задача перевода учебного процесса в дистант сложная даже для ведущих университетов, тем более она сложна для вузов, у которых меньше кадровых или ресурсных возможностей. По результатам нашего блиц-опроса, проведенного в первые дни после перехода в дистант, около 25% вузов даже не имеют своей lms, либо преподаватели не используют ее и не знают о ней. У ВШЭ серьезный опыт использования и чужих, и собственных онлайн-курсов в учебном процессе, наш университет даже на Coursera занимает почетное 5 место по количеству размещенных там курсов, у нас отлаженные бизнес-процессы создания МООС и включения их в учебный процесс. Поэтому мы предложили помощь Вышки вузам, которые искали решения, как реализовать учебные планы дистанционно. Во-первых, Вышка до конца учебного года на online.hse.ru предоставила доступ к личному кабинету вуза и подключает студентов к размещенным там курсам. В настоящий момент к курсам на этой платформе подключены студенты из 24 вузов, и мы продолжаем принимать заявки. Во-вторых, были разработаны рекомендации по переводу дисциплины в онлайн-формат. В третьих, мы доработали тематику традиционных вебинаров, дополнив их актуальными сейчас для региональных вузов темами.

Кроме того, на внеочередном Правлении Национальной платформы открытого образования, одним из учредителей которой является ВШЭ, было принято решение предоставить бесплатный доступ для региональных вузов к размещенным там курсам. Для этого вуз должен направить заявку на connect@online.edu.ru Подключение к курсам НИУ ВШЭ также администрирует дирекция по онлайн обучению, и сейчас возможностью бесплатного подключения воспользовались 18 вузов.

О сложностях, с которыми пришлось столкнуться

Трудно в текущей ситуации всем, и основной вызов заключается в том, что необходимо изменить стандартные бизнес-процессы в очень сжатые сроки. Это серьезная нагрузка на сотрудников и в плане объемов работы, и психологическая.

Показательно, что в критических ситуациях люди готовы объединяться, помогать, поддерживать друг друга

Мы видим, как это происходит и на уровне отдельных людей, и на уровне структур – сейчас и бизнес, и университеты предлагают бесплатно свои ресурсы в помощь тем вузам, которым они особенно нужны. Во время кризиса очень важно бережное и уважительное отношение друг к другу, и коллектив Вышки опять и в этом оказался на высоте. 

О том, что еще необходимо сделать

В ближайшее время предстоит организовать вступительные экзамены в онлайн-формате. Такие экзамены проводятся с использованием систем прокторинга, когда специальный сотрудник (проктор) наблюдает за ходом экзамена и обеспечивает корректность самой процедуры, отсутствие списывания, идентификацию личности студента и т.п. Ежегодно университет проводит несколько тысяч таких экзаменов – это и экзамены на сертификат для студентов, изучающих наши МООС на НПОО, и вступительные экзамены для иностранных абитуриентов или аспирантов. Так что технологически процесс понятен, но количество экзаменов в связи с полным переходом на дистанционный формат взаимодействия может возрасти в разы.

Я очень надеюсь, что мы все сможем обернуть себе на пользу тот нелегкий этап, который сейчас проходит Вышка. И даже после того, как ситуация нормализуется, использование мессенджеров, цифровых инструментов для коллективной работы, совместного планирования проектов и т.п. останутся как обычная часть нормальной практики современного университета.

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.