• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии маркетинга

С 6 по 26 ноября факультет менеджмента ВШЭ снова принимал Уэсли Джонстона, профессора Georgia State University (США), который на этот раз приехал в Москву по гранту программы Fulbright Senior Specialist. Что ему и его коллеге Ольге Третьяк, заведующей кафедрой стратегического маркетинга ВШЭ, удалось сделать за это время?

— Год назад Новостная служба портала ВШЭ опубликовала ваше интервью о сотрудничестве. Что нового произошло за этот период?

У. Джонстон: В прошлом году мы решили издать специальный выпуск журнала "Journal of Business and Industrial Marketing”, редактором которого я являюсь. Уже сейчас можно смело сказать, что это будет весьма любопытное издание, основной темой которого будут реалии и проблемы бизнес-маркетинга и сетевых взаимоотношений в России. Издание будет опубликовано во второй половине 2012 года. У нас есть целый ряд интересных статей, и те работы российских исследователей, которые не войдут в спецвыпуск, мы обязательно опубликуем позднее.

— Вы не могли бы подробнее рассказать о российских авторах спецвыпуска и их работах?

О.Третьяк: Выпуск называется “Interfirm relashionships in Russia: responding to new challenges”, и как приглашенный редактор этого журнала я могу сказать, что наша основная задача — показать, каким образом целенаправленное выстраивание и координация межфирменных отношений повышает конкурентоспособность компаний не только на внутренних, но и на международных рынках. Эта тема слабо исследована в России, но практики бизнеса, понимая необходимость такой координации, проявляют явный интерес к технологиям построения и осуществления таких стратегий. Поэтому меня очень радует то, что нам удалось собрать 16 статей — не только российских, но и зарубежных исследователей, разрабатывающих эту тематику. В настоящее время идет процесс двойного рецензирования статей. Мне не хотелось бы предварять его результаты, но уже сейчас ясно, что весьма достойно в журнале будут представлены работы сотрудников Вышки. Нам удалось собрать материала гораздо больше, чем спецвыпуск журнала может себе позволить. Тем не менее, качество статей и радует, и создает стимулы для того, чтобы активно продвигать и всемерно способствовать их публикации в зарубежных журналах. В этом смысле редакционная и организационная работа, которой мы сейчас занимаемся, представляется мне очень важной для Вышки в целом.

— Как развивается ваше сотрудничество в сфере преподавательских проектов? Появились ли новые курсы в этом году?

У. Джонстон: В этом году я предложил студентам факультета менеджмента ВШЭ несколько лекций о современных трендах стратегического маркетинга и о стратегиях брендинга с точки зрения непосредственного включения потребителя в процесс создания и «выращивания» бренда. Кроме того, я успел провести семинар для магистров и аспирантов Вышки о подготовке научных статей к публикации в международных журналах. Кстати, в сентябре этого года руководитель Лаборатории сетевых форм организации ВШЭ Марина Шерешева приезжала на три недели в мой университет в Штатах и читала нашим студентам лекции о современном состоянии и развитии маркетинга в России.

О. Третьяк: Я бы отметила одно важное изменение в учебном процессе: если в прошлом году мы просто включили тематику, предложенную Уэсли, в курс лекций, то сейчас мы ведем особый контроль выполнения заданий по этим темам. Помимо этого, в рамках научного семинара Уэсли представил нам одно из исследований, которое ведется на международном уровне, чтобы привлечь инициативную группу студентов для участия в этом исследовании. А если говорить о развитии учебного процесса на факультете, то Уэсли активно участвует в оценке взаимной согласованности и совершенствовании наших учебных программ. Нам, безусловно, очень важна внешняя оценка зарубежных коллег, потому что в течение этого года будет проводиться адаптация наших образовательных программ к международным требованиям.

— А что вы можете рассказать о совместных исследовательских проектах?

У. Джонстон: В специальном выпуске "Journal of Business and Industrial Marketing” будет опубликована статья, которую мы написали в соавторстве с Мариной Шерешевой. На самом деле мы ведем сразу несколько проектных работ, в которые вовлечены ученые разных стран мира. Одно исследование связано с менеджментом взаимоотношений с клиентами, другое — с анализом маркетинговых практик в странах БРИК. В августе мы будем участвовать в двух международных конференциях по маркетингу, которые пройдут в США, и уже сейчас работаем над подготовкой к заседаниям своих сессий и панелей.

— Какой проект будет представлен на этих конференциях?

Ольга Третьяк
Ольга Третьяк
О. Третьяк: В июле этого года была опубликована статья профессора Джагдиса Шета из университета Эмори (США), «Impact of Emerging Markets on Marketing: Rethinking Existing Perspectives and Practices», которая фактически открыла новое направление исследований в области маркетинга. Точнее, эта статья по-новому определила значимость формирующихся рынков и привлекла внимание экспертов к специфике использования маркетингового инструментария в новых условиях. Дело в том, что практически все работы этой сферы были ориентированы на изучение реалий развитых рынков, ведь все инструменты, все технологии современного маркетинга как одного из направлений менеджмента были созданы и формировались в развитых рыночных экономиках. Как правило, в межстрановых сравнениях также используются модели, технологии, индикаторы, разработанные в условиях развитых рынков. Статья профессора Шета посвящена анализу характерных различий между развитыми рынками и рынками возникающими, формирующимися и подвергает сомнению возможность применения одинаковых инструментов и технологий в столь различных условиях. Иными словами, автор статьи считает необходимым пересмотреть позиции некоторых менеджериальных дисциплин для разработки новых или адаптации существующих концепций и инструментария, прежде чем применять их на возникающих и растущих рынках. Статья не только вызвала живой отклик научного сообщества и большую дискуссию, но и задала траекторию повышения интереса мирового сообщества к механизмам управления на формирующихся рынках. Ведь, по сути, она ставит не только научные, но и важные прикладные задачи, ведет к кардинальному пересмотру некоторых парадигм, которые лежат в основе современных теорий управления. В отличие от Индии и Китая, специфика российского маркетинга пока крайне скудно представлена в международной периодике и материалах конференций. Наша инициатива состоит в том, что мы хотим объединить исследователей маркетинга в России, создать исследовательскую группу для изучения действующих или недействующих здесь технологий маркетинга, специфики и возможностей применения современных управленческих подходов. Это серьезная организационная и методологическая задача. Понятно, что речь идет о весьма долгосрочном и перспективном исследовании. На секциях предстоящих конференций мы представим результаты прикладных исследований по внемагазинным формам торговли и прямым продажам; о стратегиях выхода финских фирм на российский рынок; по анализу взаимоотношений с клиентами в России.

— Вы оба приняли самое непосредственное участие в IV ежегодной научной конференции «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования», которую факультет менеджмента ВШЭ провел вместе с журналом «Harvard Business Review Россия» с 22 по 24 ноября. Каковы ваши впечатления о программе и докладах?

У. Джонстон: Я принял участие в работе сессий на английском языке о бизнес-этике и о моделях удержания сотрудников в крупных корпорациях. Дискуссия получилась очень интересной и имела самое непосредственное отношение к моим исследовательским интересам. Я представил доклад о современных покупательских практиках и стратегиях, в том числе о несомненном успехе и развитии supply chain management. Думаю, что в ближайшее время результаты этого исследования будут опубликованы. На прошлогодней конференции в Москве я делал презентацию о маркетинговых инструментах и практиках, поэтому мое выступление в этом году — нечто вроде «взгляда с противоположной стороны». Безусловно, интересным было пленарное заседание конференции. Выступление ординарного профессора Игоря Гуркова об особенностях инноваций в российской промышленности прозвучало несколько провокационно. Доклад Ольги Третьяк о сфере удаленной (внемагазинной) торговли и драйверах ее роста; меня поразили темпы роста интернет-торговли и те результаты ее исследования, которые касаются формирования механизмов самоуправления в этой сфере.

— А что в ваших ближайших планах? Когда снова приедете в Россию?

У. Джонстон: В июне я планирую поездку в Финляндию и хотел бы на обратном пути вместе с коллегами из ВШЭ принять участие в международной конференции по сетевым формам организации в Санкт-Петербургском государственном университете.

О.Третьяк: На самом деле проведение этой конференции инициировали социологи Санкт-Петербургского госуниверситета, но сессию по сетевым формам организации бизнеса, наши питерские коллеги попросили организовать и вести меня. А моими партнерами по формированию сессии и организации ее работы будут профессора Уэсли Джонстон и Кристофер Меллер из университета Алто (Финляндия). Сейчас мы как раз в процессе согласования общей концепции и отбора докладов.

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ  

Вам также может быть интересно:

Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке

31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».

«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»

В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».

Участие студентов в «живых» бизнес-проектах на магистерской программе «Маркетинг»

С 2018 года проектная деятельность на программах магистратуры предусмотрена образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Она поможет студентам получать прикладные навыки для последующего трудоустройства и карьерного роста. Своим опытом организации проектной деятельности поделились представители магистерской программы «Маркетинг».

Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе

Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.

Новая маркетинговая реальность

Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала IQ HSE о том, как технологии помогают влиять на поведение покупателей.

Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит

Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

Маркетинг становится технологической профессией

4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.

Технологии меняют маркетинг

Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды

Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. При этом стратегия «маскировки» под иностранные бренды российским компаниям не помогает.

«Информационный фастфуд» как средство маркетинга

Способен ли медиаконтент менять поведение потребителей? Каким образом он помогает инновациям проникать на рынки? Об этом в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказала декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.