• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Движение по выбранному вектору

25-26 мая состоялось очередное заседание Международного консультативного комитета Высшей школы экономики.


Международный консультативный комитет (МКК), созданный три года назад, является совещательным органом, консультирующим руководство ВШЭ по вопросам программы развития университета. В состав МКК входят девять человек, среди них — крупнейшие мировые ученые, а также эксперты в области образовательной политики. Заседания комитета по традиции проходят в Вышке в конце мая.



Ольга Мошкова
Ольга Мошкова
На сей раз, как пояснила директор по международной деятельности ВШЭ Ольга Мошкова, дискуссия развернулась «по основным направлениям, которые Вышка давно развивает и которые каждый год чем-то прирастают». «Мы получаем как новые результаты, так и выявляем новые проблемы роста, — сказала Ольга Мошкова. — Ими хотелось поделиться с экспертами и получить от них импульс к дальнейшему развитию и некоторые рекомендации по нему. Думаю, нам это удалось».

Основные вопросы, затронутые в ходе обсуждения, были связаны с развитием ВШЭ как исследовательского вуза и новых подходов к взаимоотношениям с профессорско-преподавательским составом и оценке научных работников. Одни из ключевых задач — повышение публикационной активности (прежде всего в зарубежных реферируемых журналах) и привлечение в университет новых кадров, отвечающих потребностям развития Вышки как университета мирового уровня.

Другой аспект повышения международной конкурентоспособности ВШЭ должен найти отражение в создании «передовых образовательных программ», которые были бы в равной степени интересны и российским, и иностранным студентам.

Отдельное внимание было уделено новому в рамках МКК вопросу: как Высшая школа экономики должна позиционировать себя не внутри России, а на глобальном образовательном и академическом рынке? Какие проблемы здесь возникают, какие возможны пути их решения? Участники встречи сошлись на том, что для успеха на этом направлении ВШЭ нужно опираться прежде всего на сложившиеся внутри университета «островки» превосходства.

«Все материалы, которые были представлены, равно как и отчет об уже проделанной Вышкой работе, получили самую высокую оценку со стороны наших консультантов, — отметила Ольга Мошкова. — Они подтвердили, что по выбранному нами вектору мы движемся уверенно».

 

О перспективах развития и международной интеграции ВШЭ в интервью порталу Вышки рассказали также члены МКК Питер Стернс и Дэниел Трейсман.

Думаю, что эффективным может быть приглашение на летние программы тех студентов, которые заинтересованы в совместных исследованиях и в том, чтобы узнать больше о современной России и ее месте в мире. Привлечь на такие летние программы студентов, например из США, абсолютно реально.

Питер Стернс, профессор истории, первый проректор Университета Джорджа Мэйсона (США):

— Между нашими университетами сложились достаточно обширные связи. В частности, у нас есть магистерская программа двух дипломов по экономике, нас связывают общие научные интересы в сфере экономики — один из профессоров Университета Джорджа Мэйсона работал в ВШЭ в течение продолжительного времени и реализовал совместно с российскими коллегами по крайней мере один исследовательский проект. Несколько преподавателей ВШЭ приезжали в Вирджинию и участвовали в наших семинарах. Сотрудники ВШЭ также участвовали в большой конференции, которую Университет Джорджа Мэйсона проводил около года назад.

Но только экономикой наши связи не ограничиваются. Мы рассматривает возможность углубления сотрудничества в области социологии, думаем над созданием двойной магистерской программы по философии — мне вообще кажется, что здесь еще много неисследованного. Отдельно нужно упомянуть учебные курсы по социологии, которые посредством видеоконференций одновременно преподаются в аудиториях ВШЭ и Университета Джорджа Мэйсона. Это очень успешный опыт, и мы рассчитываем распространить его на другие учебные курсы.

Фуад Алескеров, Питер Стернс и Дэниел Трейсман
Фуад Алескеров, Питер Стернс и Дэниел Трейсман
Что же касается моего участия в работе МКК, то я вновь поражаюсь тому, сколького удалось достичь вашему университету за короткий период, а также тем амбициозным планам, которые ВШЭ перед собой ставит.

На нынешней встрече высказывались предложения о том, как можно использовать сильные стороны ВШЭ для привлечения зарубежных студентов. Думаю, что эффективным может быть приглашение на летние программы тех студентов, которые заинтересованы в совместных исследованиях и в том, чтобы узнать больше о современной России и ее месте в мире. Привлечь на такие летние программы студентов, например из США, абсолютно реально. И вполне вероятно, что после этого кто-то из них захочет остаться в ВШЭ подольше.

Кроме того, в Высшей школе экономики есть очень сильное по международным меркам математическое подразделение. Оно также вполне может стать центром притяжения в ваш университет иностранных студентов. Это будет выгодно для Высшей школы экономики как в плане развития исследований, так и в плане укрепления международной репутации университета.

Я вижу, что предложения, которые члены МКК высказывали в прошлые годы, действительно учитываются Высшей школой экономики. Конечно, не абсолютно все из них могут быть приняты — так и не должно быть, — но многое сделано. Мы могли в этом убедиться из тех отчетов, которые нам были представлены.

Одна из вещей, которые я могу отметить — это повышенное внимание к оценке качества работы преподавателей и научных работников университета и внедрение новых механизмов вознаграждения высоких научных результатов. Члены МКК подробно обсуждали этот вопрос год назад, и за это время Высшая школа экономики достигла весьма заметного прогресса.

Мы увидели реальные усилия, направленные на то, чтобы привлечь в университет сотрудников с международного академического рынка труда и стимулировать публикационную активность. Одна из мер заключается во введении нового типа контрактов с преподавателями и исследователями.

Дэниел Трейсман, профессор политических наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA):

— Мы много говорили о том, что нужно сделать для повышения международной узнаваемости ВШЭ, было высказано несколько интересных соображений. Во-первых, нужно привлекать внимание к тем исключительным научным работам, которые выполнены в Высшей школе экономики. Они обязательно должны публиковаться. ВШЭ уже достигла в этом определенного успеха, возможно, даже большего, чем об этом принято думать. Один из показателей — увеличение числа исследователей из ВШЭ, появляющихся на международных конференциях. Только один пример: около года назад Университет Южной Калифорнии проводил конференцию, и я приятно удивился, когда узнал, что четверть ее участников были россиянами, которые представляли два вуза: ВШЭ и Российскую экономическую школу.

Алексей Новосельцев, Эрик Маскин, Ярослав Кузьминов и Вадим Радаев
Алексей Новосельцев, Эрик Маскин, Ярослав Кузьминов и Вадим Радаев
Вообще политические науки в России развиваются. Конечно, на это необходимо время, но постепенно появляются очень интересные научные работы, например, в области политэкономии, а также математики, где для анализа используются серьезные базы данных. Мне особенно приятно, что два молодых сотрудника Высшей школы экономики Антон Соболев и Евгения Назруллаева поступают на PhD-программу в UCLA и присоединятся там к моей группе, занимающейся исследованиями России.

Возвращаясь к заседанию МКК, я могу отметить, что руководство ВШЭ разделяет общие ценности и имеет схожее с международными экспертами представление о приоритетах развития университета и основных вызовах, стоящих перед ним. Наша задача, в свою очередь, состоит в том, чтобы предлагать конкретные, небольшие идеи для достижения этих согласованных целей. И многие из вещей, которые члены МКК предлагали в прошлые годы, действительно имплементируются в практику ВШЭ.

Мы увидели реальные усилия, направленные на то, чтобы привлечь в университет сотрудников с международного академического рынка труда и стимулировать публикационную активность. Одна из мер заключается во введении нового типа контрактов с преподавателями и исследователями. Изменение политики в отношении персонала — вещь болезненная, независимо от того, какая организация и в какой стране ее проводит. Не всеми работниками оно воспринимается одинаково, подчас возникают обиды и разногласия. Но Высшая школа экономики, как мне показалось, действует рационально и достаточно мягко — так, чтобы работники с разными навыками и интересами могли найти свое место в этой новой схеме.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«Опыт, полученный в разных странах и вузах, я надеюсь использовать на благо ВШЭ»

6–7 декабря на свое седьмое заседание собирается Международный экспертный совет НИУ ВШЭ. В его составе появились три новых члена. Они рассказывают о том, почему решили войти в совет, какой видят роль внешних консультантов в развитии вузов, а также об академической репутации Вышки и вызовах, стоящих перед университетом.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

Каждый хочет быть первооткрывателем: студенты ВШЭ изучают африканский язык, мозг и лобби

В Высшей школе экономики очень серьезно относятся к тому, чтобы студенты, у которых есть к этому склонность, начинали научную деятельность уже во время учебы. К Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, корреспонденты новостной службы ВШЭ поговорили с тремя молодыми вышкинскими исследователями об их работе и услышали истории о том, как поставить себе цель, добиться результата и не отступить, если задуманное пугает своими масштабами.

«Нам важно превратить Вышку в исследовательский университет мирового уровня»

7 декабря открылось шестое заседание Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ. Ведущие мировые эксперты в сфере науки и образования обсуждают достижения и проблемы университета и его задачи на ближайшие годы. По итогам двухдневных дискуссий члены комитета сформируют рекомендации по корректировке основных направлений развития.

79%

штатных преподавателей вузов занимаются научной работой.

Подводим итоги конкурса ППС

В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.

378

человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.

«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»

Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?

ВШЭ проведет опросы своих преподавателей и сотрудников

С 19 по 26 ноября стартуют ежегодные мониторинги ВШЭ: Мониторинг преподавательской жизни и Мониторинг административного персонала. Призываем вас выразить с помощью анкеты свое мнение о различных сторонах работы в Вышке, это поможет развитию университета.