• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучшие первокурсники — из тех, кто поступал целенаправленно»

Об образовательных программах, планах и проектах факультета психологии ГУ-ВШЭ, о его преподавателях, студентах и выпускниках рассказывает декан Алла Болотова.

— Алла Константиновна, что вы рассказали бы о вашем факультете абитуриенту, который уже решил, что психология — это его будущая профессия?

— Мы предлагаем фундаментальное классическое образование по психологии, но при этом у нас есть специфика в обучении, а именно — четкая прикладная направленность по двум векторам: организационная психология или психология в бизнесе и психотерапия и консультирование. У нас есть собственное научно-обоснованное представление о практической подготовке психологов и использованию их компетенций в соответствии с социальным заказом общества и постоянно изменяющимися запросами рынка труда. Тот, кто приходит к нам учиться, постепенно начинает осознавать свою востребованность на рынке труда — там, где нужны специалисты-психологи в области антикризисного управления, кадрового консультирования и оценки персонала по технологиям ассессмент-центров, а также специалисты в области организационного развития и стратегического управления человеческими ресурсами.

Постоянно изменяющееся общество требует и мобильности и готовности к изменениям в сфере коммуникаций и рекламы, тайм-менеджмента и кадрового аудита. Сегодня очень востребовано индивидуальное, частное консультирование и психологическая поддержка личности, психотерапия в кризисных, экстремальных ситуациях или в условиях сложного жизненного выбора.

Учебные программы нашего факультета помогают студентам овладеть глубокими знаниями и психотехнологиями в области группового и индивидуального консультирования, освоить методы психодиагностики личности, кадрового аудита, анализа и прогноза развития бизнес-организаций, а также различные способы эффективного управления персоналом и стратегического менеджмента.

Как и на других факультетах Вышки, студенты-психологи проходят серьезную подготовку по иностранному языку, позволяющую успешным студентам вместе с дипломом получить международный сертификат, выбрать магистерскую программу и пройти стажировку в западноевропейских университетах.

— Как абитуриенты «приходят» на факультет, откуда они узнают о нем?

— Мы проводим занятия в Школе юного психолога и регулярно встречаемся со старшеклассниками целого ряда школ, с которыми мы сотрудничаем и которым помогаем в профессиональной ориентации школьников. Мы публикуем материалы о факультете в центральных газетах и журналах, выступаем на телевидении с разъяснениями особенностей образовательных программ, которые мы предлагаем абитуриентам.

Как и все факультеты Вышки, мы проводим дни открытых дверей, во время которых перед абитуриентами выступают руководители факультета, ведущие профессора, а также наши студенты и выпускники. В непосредственном, живом диалоге абитуриенты могут многое узнать о жизни факультета, о его традициях, содержании и особенностях обучения на разных образовательных программах, о научных проектах и лабораториях, в которых принимают участие и студенты. Мы рассказываем абитуриентам и о «неформальной» студенческой жизни: о театральной и вокальной студиях, о городском студенческом фестивале, о психологических школах, о спортивных соревнованиях, о жизни в общежитии. Это ведь тоже очень важно. И, конечно, каждый год мы издаем пресс-релизы и буклеты.

— Специфика образования на вашем факультете предполагает какие-то особые формы обучения студентов?

— Да, разумеется. Прежде всего, мы считаем необходимым научить студентов открытому и доверительному общению, принципам ведения переговоров, практическим и профессиональным методикам психологического консультирования и управления персоналом. Поэтому в образовательную программу включены спецсеминары и практикумы, различного рода тренинги и курсы по выбору, а также научно-исследовательские семинары, на которых мы помогаем студентам осваивать традиционный и разрабатывать новый академический инструментарий психологической работы, креативное видение и разрешение различных проблем и социальных ситуаций. Стало традицией проводить на факультете мастер-классы и лекции ведущих зарубежных ученых по различны проблемам психологической науки и практики. Кроме того, наш курс «Актуальное социально-психологическое обучение» не только знакомит студентов с новыми технологиями психологической работы, но и учит основным принципам разработки новых технологий.

— Как повлиял на работу факультета статус ВШЭ как национального исследовательского университета? Появились новые проекты?

— Да. Мы организовали научно-исследовательскую Лабораторию социально-психологических исследований, в которой действует программа «учитель-ученик», и студенты принимают непосредственное участие в исследовательских проектах. Мы ведем научные семинары для студентов и аспирантов с целью формирования и развития их исследовательских навыков. Поскольку существуют определенные трудности с оформлением разнообразных проектов, в особенности — у студентов, я пригласила главного редактора журнала «Вопросы психологии» для проведения занятий по правильному оформлению и качественному представлению научных статей и исследовательских работ для публикации в отечественных и европейских журналах. На занятия этого курса ходят как аспиранты, так и студенты факультета. В перспективном плане развития факультета — организация нескольких научно-учебных лабораторий, а сейчас мы активно готовимся к выпуску электронного журнала по организационной психологии и публикации результатов исследовательских проектов наших студентов и аспирантов. Кроме того, сейчас мы «включились» в инновационную программу «учебный ассистент». Многие наши аспиранты и старшекурсники получили это звание и сейчас под руководством профессоров принимают участие в учебной и семинарской деятельности. Я считаю эту программу весьма плодотворной, поскольку она не только дает широкий простор для академических инициатив и инноваций самих студентов как будущих исследователей и преподавателей, но и отчасти «разгружает» ведущих профессоров.

— Расскажите, пожалуйста, о преподавательском составе факультета.

— У нас уникальный преподавательский состав. На факультете все без исключения преподаватели имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Среди них и академики Российской академии наук, имеющие мировую известность, и практические психологи, возглавляющие известные консультационные центры. Можно говорить о существовании ряда научных школ на нашем факультете, таких как школы академиков Ксении Абульхановой, Владимира Зинченко, Владимира Шадрикова. Неизменный интерес у студентов вызывают лекции и семинары других ведущих профессоров нашего факультета, авторов известных научных трудов, учебников и учебных пособий, по которым учится уже не одно поколение психологов в нашей стране. Для чтения лекций и ведения научно-исследовательских проектов мы приглашаем также всемирно известных зарубежных профессоров. Пример такого сотрудничества — лекционные курсы и практические занятия профессора Венского университета Альфрида Лэнгле, который стал штатным сотрудником нашей кафедры психологии личности. Специальный практикум по психотерапии проводит для наших студентов приглашенный профессор Кельнского университета Мартин Шустер.

— Расскажите, пожалуйста, о международной деятельности факультета и о ваших партнерах в зарубежных университетах.

— У нас налажена продуктивная совместная работа с Венским университетом Фрейда и с университетом Клагенфурта в Австрии. О профессоре Альфриде Лэнгле я уже сказала — он ведет на нашем факультете уникальную магистерскую программу «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Мы подписали соглашение о научном и творческом сотрудничестве с Кельнским университетом. В рамках этого соглашения я буду читать в Германии свои лекционные курсы, к которым проявили интерес наши немецкие коллеги, а к нам уже несколько лет приезжает профессор Кельнского университета Мартин Шустер, который ведет оригинальный спецкурс и мастер-класс по психотерапии средствами искусства. Еще один договор о сотрудничестве на стадии подписания — с Канадским университетом города Саскатчетавана, он касается разработки программы «Психология в бизнесе». В этом учебном году мы вводим новую международную магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании», в которой примут участие ученые Массачусетского университета, МГУ и нашего университета.

— Сколько студентов вы планируете принять в этом году?

— На бюджетной основе у нас будут обучаться шестьдесят студентов в бакалавриате и столько же — в магистратуре. Возможно, количество бюджетных мест в магистратуре будет увеличено, но пока такое решение не принято. Что касается коммерческого обучения, то обычно число этих студентов составляет от одной трети до половины количества бюджетников. Хочу отметить, что студентов, которые не добрали баллов при поступлении на бюджет и оказались на коммерческом отделении, мы часто переводим на бюджетное обучение при условии, что они успешно справляются с программой.

Кстати, меня и поражает, и радует тот факт, что студенты, по тем или иным причинам отчисленные с факультета, стараются вернуться к обучению в Вышке, несмотря на сложность и насыщенность наших программ.

— Как вы оцениваете прием студентов на основе ЕГЭ в прошлом году?

— Честно говоря, впечатления — сложные, неоднозначные. Мне не понравилось, что абитуриенты стали подавать документы сразу на несколько факультетов в нашем вузе, даже не отдавая себе отчета в специфике предлагаемого на этих факультетах образования. Параллельно они подавали документы и в другие вузы. Было очевидно, что большинство абитуриентов сами не понимали, чего они хотели и действовали наобум. Зато на фоне этого большинства очень выигрышно выглядели абитуриенты, пробовавшие свои силы исключительно на факультетах психологии в разных вузах. Это сразу подчеркнуло их зрелость и мотивированность в выборе профессии. Вообще-то я думаю, что в этом юном возрасте неограниченные варианты выбора порождают суету, которая значительно усложняет выбор жизненного пути и профессиональной будущности. Несомненно, проблема выбора и принятия решения, когда у молодого человека еще нет осознанной направленности к той или иной сфере деятельности, — это весьма сложная психологическая ситуация, поэтому рядом с ним или с ней всегда должен быть разумный взрослый наставник. Думаю, эту миссию наставника хорошо выполняют выступающие на Днях открытых дверей нашего факультета.

— А как эта ситуация фактически отразилась на составе ваших нынешних первокурсников?

— К сожалению, я не могу сказать, что состав студенческого набора 2009 года — очень сильный. Мы отчислили пять студентов после первой сессии. Это много. Я думаю, что есть группа студентов, которые попали к нам случайно, именно в силу этой множественности выбора, и которые сейчас фактически не справляются с программой факультета. Хотя среди новых первокурсников уже есть те, кто довольно успешно реализует свои потенциальные возможности, они проявляют себя как успешные студенты.

Совершенно очевидно, что наши лучшие первокурсники — как раз из тех, кто поступал целенаправленно именно на наш факультет. Большинство из них посещали занятия Школы юного психолога или факультета довузовской подготовки ВШЭ. И здесь весьма положительную роль сыграли и мотивация, и сознательный выбор, и серьезная подготовка к поступлению.

— Насколько востребованы и успешны ваши выпускники? Расскажите, пожалуйста, об их карьерных возможностях.

— На нашем факультете развернута целая система производственной практики. Мы сотрудничаем с такими организациями, как Институт психологии Российской академии наук, Психологический институт Российской академии образования, Центр психологического консультирования «Триалог», Ассоциация семейных психотерапевтов, компания Human Factors, международный кадровый центр «Фаворит», «Центр кадровых технологий — ХХI век», «Фора-Банк», компании «Евроменеджмент», «Анкор», «Экопси»... Хочу отметить, что многие наши выпускники получают персональные приглашения на работу в те организации, где они проходили практику, будучи студентами. Кстати, в этому году трое наших выпускников магистратуры стали молодыми преподавателями нашего факультета и пополнили наш кадровый резерв. Они — единственные в преподавательском коллективе, кто не имеет пока ученых степеней в силу молодого возраста, но я уверена, что за этим дело не станет, поскольку они уже сейчас проявляют себя как активные исследователи.

За восемь лет существования факультета мы выпустили целый ряд специалистов, которые успешно работают управленцами, менеджерами по персоналу, специалистами по кадровому аудиту и зарекомендовали себя как высококвалифицированные Human Resource — менеджеры, психологи-консультанты в различных корпоративных организациях, госучреждениях и банках, а также в центрах психологического консультирования.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

Провал коммуникации

Родителям учеников и школьному истеблишменту не хватает конструктивного общения, выяснили исследователи ВШЭ. Директора и педагоги избегают тесного контакта с семьями, хотя и переживают, что те мало вовлечены в школьную жизнь. Учителя и администрация не готовы к диалогу, говорят родители и теряют интерес к школе.

Объяснение счастья

Существует распространенное мнение, что источник счастья находится внутри самого человека и не надо его искать где-то еще. Насколько это верно, проверили ученые-психологи, опросив порядка 600 респондентов. Результаты их исследования опубликованы в статье: Why do I feel this way? Attributional assessment of happiness and unhappiness.