• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас сильнейшие кафедры прикладной ориентации»

О том, что даст абитуриентам обучение на факультете прикладной политологии ГУ-ВШЭ, о новых образовательных планах и студентах факультета рассказывает его декан Марк Урнов.

— Марк Юрьевич, чем факультет политологии ГУ-ВШЭ отличается от аналогичных факультетов других российских вузов?

— На рынке политологического образования на сегодняшний день существует три лидера — это наш факультет, МГИМО и недавно созданный факультет политологии в МГУ. У каждого из них своя специфика. Если МГИМО, что вполне естественно, ориентирован на международные отношения, то мы больше ориентированы на внутреннюю ситуацию, притом не только российскую, но и других стран. В этом смысле нашим прямым конкурентом можно рассматривать скорее политологический факультет МГУ.

В чем же заключаются наши преимущества? Во-первых, при сохранении сильной академической составляющей образования мы делаем акцент на прикладные знания в области политологии. Во-вторых, у нас значительно лучше и глубже, чем на любом другом политологическом факультете страны, преподаются экономические дисциплины. В-третьих, у нас налажены хорошие связи с бизнесом, который обеспечивает наших выпускников работой. К тому же, мы куда более плюралистичны в плане преподавания различных дисциплин: на нашем факультете нет доминантных точек зрения на происходящие события. Еще одно наше преимущество — наличие в Вышке великолепной электронной библиотеки. Таких возможностей быстрого доступа к любым «свежим» текстам, российским и иностранным, какие существуют в Вышке, на сегодняшний день больше ни у кого в России нет.

— Как совмещаются в программе обучения дисциплины фундаментального и прикладного характера?

— У нас действительно работают сильнейшие кафедры прикладной ориентации — это и кафедра политических и бизнес-коммуникаций во главе с Алексеем Ситниковым, и недавно образованная кафедра теории и практики рекламы, которой заведует Екатерина Егорова. Уже в прошлом году абитуриенты, образно говоря, почувствовали запах хорошо прожаренного мяса, и конкурс на рекламу был невероятный, и я думаю, что в этом году ситуация повторится. Но, принимая во внимание, что фундаментальная экономическая подготовка является нашим козырем, мы постепенно «фундаменталистику» наращиваем. Последние три года мы работали над тем, чтобы создать грамотную линейку математических дисциплин. У нас сложился очень продуктивный диалог с математическими кафедрами Вышки, и новая линейка курсов на факультете получилась, на мой взгляд, чрезвычайно удачной. Это хорошая математика, ориентированная на политологов.

- Но будут ли в состоянии воспринять эти математические дисциплины те, кто поступает к вам на факультет?

— Мы понимаем, что к нам приходят абитуриенты, математические знания которых подпорчены школой. Поэтому мы организовали факультативный курс, на котором доводим студентов до «кондиции», если они, конечно, этого хотят.

— Какие формы взаимодействия с потенциальными абитуриентами используются на факультете?

— Помимо выступления в средствах массовой информации и проведения дней открытых дверей и конкурсов (например, конкурсы «Юный политолог» и «Юный рекламист», по итогам которых мы традиционно получаем множество позитивных откликов), факультет, также активно работает с социальными сетями. Когда свой факультет нахваливают преподаватели, это, конечно, хорошо. Но куда более эффективным оказывается общение между абитуриентами и нашими студентами, которые рассказывают о том, как проходит обучение, что им нравится, а что — нет. Такие неформальные контакты очень ценны, да и обходится такая «реклама» очень недорого.

— Уровень приходящих на факультет студентов с годами как-то меняется?

— Я бы сказал, что соотношение между студентами разных типов остается примерно одинаковым. Из условной сотни студентов человек 15–20 попадаются совершенно фантастические. Как они успевают все читать, готовиться ко всем занятиям, да еще и что-то писать, где-то выступать — это за гранью моего понимания. При этом они не «ботаники», не бледные создания и не сумасшедшие, а абсолютно нормальные молодые люди со своими интересами. В то же время есть где-то по тридцать человек с каждого набора, которые порой вызывают у меня грусть и тоску, и с десяток из них мы вынуждены отчислять. Остальные 50–55 человек — это люди, которые, при грамотной работе, могут превратиться в очень качественных аналитиков и пиарщиков. И такая статистика с незначительными колебаниями воспроизводится от курса к курсу.

— А меняются ли ваши собственные требования к студентам?

— Мы осознаем — и это подтверждается данными социологических исследований, — что уровень выпускников школы снижается из года в год. Но тут нас спасает «марка»: мы входим в тройку самых престижных политологических факультетов страны, а уж на них качественных абитуриентов хватает. Пока что нам есть из кого выбирать.

— Принято считать, что молодежь — самая аполитичная группа населения. Этот феномен оказывает какое-то влияние на жизнь вашего факультета?

— Я не могу сказать, что студенты факультета прикладной политологии аполитичны. Согласитесь, было бы очень странно поступать на наш факультет, совсем не интересуясь политикой, хотя такая «публика» иногда здесь тоже встречается. Другое дело, что у нас есть люди с разными политическими убеждениями — в той мере, в которой молодые люди вообще могут иметь убеждения. Вероятно, в этом случае следует говорить о политических симпатиях. Так вот, у нас есть и либералы, и консерваторы, и центристы, и социалисты — представлен весь спектр политических взглядов. Это создает атмосферу плюралистического сообщества. У нас работают студенческие клубы (исторический клуб «Домино» и интеллектуально-дискуссионный «Русский клуб»). Они организуют встречи и лекции с интересными людьми, на которых проводятся дебаты по различным историческим и общественно-политическим проблемам. Вот только несколько примеров: дискуссия об экономическом кризисе с Михаилом Делягиным, газовые войны России и Украины, он-лайн конференция с автором книги «Газовый император» Натальей Гриб, конференция о событиях 1993 года (роспуск Верховного Совета). 31 марта прошла встреча, в гости в клуб «Домино» придет историк и автор нашумевшей книги «Кто и как изобрел еврейский народ» Шломо Занд (Израиль) .Так что наш факультет — это место для дискуссий.

— Насколько стабильным остается уровень профессорско-преподавательского состава на факультете?

— К нам приходят абсолютно «звездные» преподаватели из разных университетов, в том числе МГИМО. Среди наших «приобретений» последних лет я могу назвать двух профессоров кафедры прикладной политологии: блестящего международника Андрея Загорского и не менее блестящего политолога-институционалиста Андрея Мельвиля, автора, наверно, лучшего российского учебника по политологии. Но мы приглашаем к себе и ведущих практиков. Большой удачей для нас стал приход на кафедру теории и практики рекламы Екатерины Егоровой, главы компании «Никколо М». Я думаю, что в этом году на факультете откроется также базовая кафедра PR-компании «КРОС», которую возглавляет бывший заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Зверев. Они приходят сюда со своими программами и готовы брать достаточно большое количество людей на практику и обучение политанализу. По своему опыту могу сказать, что привить умение быстрого анализа огромного информационного массива и выработать навыки быстрого и четкого написания прогностических записок могут только люди, которые на этом деле собаку съели.

— Марк Юрьевич, чего ждать от факультета тем абитуриентам, которые поступят к вам в 2010 году? В каком направлении он будет развиваться?

— Одна из идей, которую мы рассматривали в ходе подготовки программы развития факультета прикладной политологии и которая мне очень дорога, — это создание на факультете двух отделений, чтобы абитуриенты могли более четко представлять себе, на что они идут. Одно отделение будет ориентировано на фундаментальные науки, второе будет больше концентрироваться на прикладных дисциплинах. Это разделение должно отразиться и на магистратуре. Фундаментальное направление магистратуры будет сохранено, хотя оно будет небольшим — но это вполне объяснимо. Дело в том, что спрос на теоретиков и глубоких аналитиков никогда не был особенно большим, а в нынешних условиях он естественным образом сужается. Но те, кто пойдет на это направление, могут быть уверены, что получат первоклассную академическую и аналитическую подготовку. Вторая часть магистратуры будет прикладной, здесь будет значительно больше мастер-классов, проводимых ведущими практиками в сфере PR, рекламы и связанных с ними областей.

— Для многих студентов ключевым фактором при выборе университета является наличие у него международных связей. Что им в этом плане может предложить факультет прикладной политологии Вышки?

— У нас есть контакты с Институтом политических наук Парижа — Sciences Po, с Университетом Хельсинки, другими европейскими университетами, но их, как нам кажется, недостаточно. Поэтому на ближайший год-два мы запланировали прорыв на этом направлении и уже начали активные переговоры с некоторыми американскими университетами о создании программ двойных дипломов. Сейчас у нас резко активизируется приезд иностранных специалистов для чтения курсов — буквально на днях на факультете завершил чтение курса лекций профессор Марк Катц из Университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне. Мы также запускаем совместные с зарубежными партнерами исследовательские проекты. Кроме того, в последнее время факультет значительно увеличивает свое присутствие на международных конференциях.

— Как в связи с этим на факультете происходит обучение иностранным языкам?

— Здесь нам, по объективным причинам, трудно сравниться с тем же МГИМО, который изначально был «заточен» под языковое обучение. Создавать такую мощную языковую платформу можно было в советские времена, когда деньги не считали. Сейчас идти таким же путем было бы слишком затратно, но наш факультет даст, как говорил Горбачев, «ассиметричный» ответ. Мы будем существенно увеличивать долю домашнего чтения на иностранных языках, введем в качестве обязательных по десять-пятнадцать названий статей и книг по политологии на иностранных языках в программах курсов и будем так или иначе стимулировать студентов готовиться к семинарам по тем зарубежным материалам, которые им легко получить в электронной библиотеке Вышки.

— А статус национального исследовательского университета, который получила Вышка, как-то повлияет на разработку новых учебных планов на факультете?

— Мы поставили перед собой задачу уже с первого курса ввести в образовательную программу линейки исследовательских семинаров. Конечно, мы не будем требовать слишком многого от первокурсников, но научиться реферировать тексты и давать обзоры они должны. А вот начиная со второго курса это будут уже серьезные исследовательские проекты, причем, чтобы они не проходили в отрыве от текущей учебной работы студентов, мы рассматриваем возможность объединения их с курсовыми работами. Я уверен, что на факультете найдется достаточное число преподавателей, которые смогут стать научными руководителями таких проектов. Со своей стороны факультет готов их поддержать не только морально, но и материально. Ну а результаты студенческих работ могут стать предметом обсуждения на общефакультетских научных семинарах, а их авторы — подключиться к работе нашей научно-учебной лаборатории политических исследований.

— А каковы шансы «подключиться к работе», но уже непосредственно на рынке труда, у тех студентов, которые не захотят посвятить себя теоретической или научно-исследовательской деятельности?

— С этим у выпускников нашего факультета проблем нет. Они идут в бизнес, они идут в PR и рекламу, в СМИ, некоторые выбирают госслужбу. Какая-то часть студентов устраивается в международные корпорации и уезжает работать за границу. Готовя программу развития факультета, мы специально уделили внимание этому вопросу и подсчитали, что из выпускников бакалавриата 2008 года — тех, кто предпочел пойти не в магистратуру, а сразу на рынок труда — безработными остались два человека. А среди тех, кто пошел в магистратуру, нетрудоустроенных не оказалось.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В бакалавриате по политологии питерской Вышки открывается новый региональный трек

Со следующего учебного года на программе «Политология и мировая политика» открывается четвертый региональный трек, посвященный странам Латинской Америки. Студенты, которые выберут это направление, смогут погрузиться в политические процессы региона и изучить один из языков на выбор — испанский или португальский.

Томас Грэм рассказал студентам, могут ли Россия и США быть партнерами

22 января Томас Грэм, бывший Специальный советник президента США по России и Евразии (2004-2007), выступил перед студентами и сотрудниками Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ и рассказал о соперничестве, лежащем в основе российско-американских отношений, а также перспективах сотрудничества двух стран.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.