• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа дает студентам возможность погрузиться в реалии Востока»

«Программа дает студентам возможность погрузиться в реалии Востока»

20 июля завершается прием документов на магистерскую программу «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии». О том, каких профессионалов она готовит и почему они востребованы на рынке труда, рассказывают руководитель программы Ольга Волосюк и ее выпускники.




Ольга Волосюк

В чем специфика программы

Востоковедение — это комплекс разных наук, изучающих восточные страны. Мы, когда разрабатывали программу, старались сосредоточиться на тех направлениях, которые в настоящее время наиболее востребованы. Мы не готовим просто экономистов или международников — мы изучаем специфику Востока, уделяя внимание и историко-культурному аспекту, необходимому для понимания и исследования проблем современного общества.

При этом нам удалось найти разумный баланс между изучением общетеоретических и конкретно-прикладных вопросов. Большое внимание в процессе обучения уделяется вопросам транснациональных отношений, взаимоотношениям стран Азии с Западом и Россией, анализу и прогнозу развития демографических, этнорелигиозных процессов, изучению экономических, военных и политических элит, современных технологий, процессов глобализации и модернизации общества. При этом мы предлагаем отдельный курс по специфике ведения бизнеса на Востоке, рассматривая его особенности в Китае, Японии, Корее, исламских странах.

Как выбрать свой путь в Азию

Азия огромна, охватить все вопросы, так или иначе связанные с ней, невозможно — отчасти поэтому мы в рамках общих дисциплин старались уйти от излишней детализации. Географически программа концентрируется на Китае, Корее, Японии и странах Арабского Востока, при этом в зависимости от научных и профессиональных интересов студентов, обучающихся на программе, мы приглашаем и специалистов по Юго-Восточной Азии, Ирану, Индии. Региональная специализация позволяет студентам сконцентрироваться на будущей профессиональной карьере и вместе с тем получить знания в смежных областях.

Особенностью обучения на программе является индивидуальная образовательная траектория. Начиная с третьего модуля, студенты выбирают дисциплины из числа предложенных программой и из общеуниверситетского пула. Этим они пользуются очень активно, чтобы сформировать собственный план обучения — исходя из конкретных задач, научных или практических интересов своего магистерского проекта.

Кто поступает на программу

Среди наших абитуриентов много тех, кто уже получил хорошее востоковедческое образование. Таким студентам программа позволяет углубить и закрепить специализацию, знакомит их с последними достижениями современной науки, позволяет сосредоточиться на тех направления обучения, которые понадобятся при выборе ими профессии и места работы.

Вместе с тем программа дает возможность продолжить образование не только востоковедам, но и бакалаврам общей социально-гуманитарной направленности. К нам приходят экономисты и международники, лингвисты и географы, политологи и историки, социологи и управленцы. Одни из них подобрали место работы, но хотели бы специализироваться по Азии, и для этого им нужна хорошая востоковедческая база. Другие просто мечтают о Востоке.

Студенты, пришедшие из других вузов и не обладающие знанием восточного языка, смогут в рамках дополнительного курса получить основную базовую языковую подготовку, что многократно расширит их возможности по ведению научной работы и по практическому применению знаний в рамках своей специальности.

Как получить двойной диплом

Изучать Восток в теории или с расстояния, находясь только в Москве, сложно — необходимо погружение в восточные реалии, в культуру, и программа дает студентам такой шанс. Наша программа англоязычная, а ее партнером является City University of Hong Kong (Городской университет Гонконга). Но у студентов есть еще и возможность выбора стажировок в любом из вузов, с которыми сотрудничает программа, Школа востоковедения, факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Наши студенты получают дипломы Городского университета Гонконга, проходят стажировки в Сеульском национальном университете и Сеульском технологическом университете, хорошие связи у факультета с Восточно-Китайским педагогическим университетом и Шанхайским университетом. Мы начали переговоры о сотрудничестве с Северо-Восточным педагогическим университетом Китая и Корейским университетом иностранных языков.

Программа магистратуры предполагает, что студент может обучаться один год в России, а на второй год проходит полный (около года) курс за рубежом. После возвращения в НИУ ВШЭ студент защищает выпускную квалификационную работу. При этом варианте обучения он получает два диплома. Если студент на втором году остается в НИУ ВШЭ, он продолжает слушать курсы по аналогичным дисциплинам в рамках базового учебного плана.

Кто преподает на программе

У нас работают преподаватели из Школы востоковедения, из департаментов международных отношений и мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, мы приглашаем ученых и профессоров из МГУ и Российской академии наук.

Зарубежные ученые приезжают на программу для проведения мастер-классов и чтения курсов лекций. Так, в течение двух лет профессора Сеульского национального университета вели курс «Внешняя политика Кореи». В прошлом году с лекцией о внешней политике Индонезии выступал посол этой страны в России Джаухари Оратмангун. Занятия по бизнесу в Японии наш преподаватель Сергей Шапошников проводит не только в аудиториях, но и в представительствах японских фирмах в Москве. В марте этого года мастер-класс о ведении бизнеса в Китае провел руководитель представительства Магнитогорского металлургического комбината в Шанхае Сергей Колесниченко. Он имеет большой практический опыт, читал лекции в «Сколково» для студентов, обучающихся на программах МВА и ЕМВА, а в новом учебном году будет читать лекции для студентов нашей программы.

При этом, кем был ни был преподаватель программы — академиком или молодым ученым, опытным практиком или талантливым теоретиком, — мы создаем на программе атмосферу партнерства, когда преподаватели — это не менторы, а коллеги наших студентов.

Как поступить на программу и учиться на ней

У нас нет вступительных экзаменов — отбор абитуриентов происходит по результатам конкурса портфолио. Мы оцениваем уровень образования, знание иностранных языков, участие студентов в олимпиадах, конференциях, публикационную активность. Мы внимательно изучаем мотивацию поступающих и полученные ими рекомендации. Вся информация о процедуре поступления есть на сайте нашей программы. Я также готова ответить на вопросы абитуриентов по электронной почте: ovolosiuk@hse.ru.

Мы понимаем, что многие из студентов магистратуры не только учатся, но и работают. График наших занятий позволяет это сделать. Занятия на программе начинаются в 16.40 и продолжаются до 21.00. Занятия проходят на Малой Ордынке, метро рядом, и это тоже немаловажный фактор. Но все-таки при таком совмещении учеба страдать не должна — мы за этим очень внимательно следим.

Чем занимаются выпускники программы

В этом году на программе был первый юбилей — пятый выпуск наших студентов. Вы их можете встретить в МИД, Минэкономразвития, Министерстве образования и науки. Они работают в различных бизнес-структурах, в международных организациях, средствах массовой информации, некоторые остаются в университете и продолжают исследовательскую карьеру. Но лучше об этом расскажут они сами.



Жан Просянов, выпускник 2017 года

Выбор этой магистерской программы был для меня естественным шагом, поскольку я изучал востоковедение и уезжал на годовую стажировку в Китай. Программа дает возможность специализироваться на одном из азиатских направлений, но, если вы выбираете Китай, это не значит, что вы замыкаетесь только на нем. Дело в том, что почти вся Юго-Восточная Азия — это так называемый конфуцианский ареал. Влияние Китая на историю Кореи, Вьетнама, Лаоса, отчасти Индонезии трудно преувеличить, это же касается и современных социальных и экономических связей между этими странами: там большие китайские общины, огромные потоки инвестиций. Для того чтобы понимать эти страны, нужно понимать Китай, а чтобы понимать, что делает Китай, нужно иметь представление о том, что происходит в странах, его окружающих.

Нельзя наши представления о жизни и культуре механически переносить на азиатский мир. Например, восприятие времени у китайцев абсолютно другое, отличное от европейцев: мы привыкли к линейному восприятию времени, а на Востоке, в Азии оно спиральное. Это трудно сделать, но нужно постараться встать на позицию объекта, который ты изучаешь. Если ты в голове способен совместить два этих восприятия, смириться с этой дуальностью, то все получится.

Что касается приложения полученных знаний, то я еще на первом курсе пошел на стажировку в компанию «Росэлектроника», которая занимается фотоникой, высокотехнологичным производством и входит в госкорпорацию «Ростех». Сейчас я являюсь ведущим специалистом в департаменте международного сотрудничества и курирую проекты по сотрудничеству с азиатскими странами.



Владимир Кириченко, выпускник 2017 года

Я получил филологическое образование в Луганске, моей специализацией там были английский и китайский языки. Но больше меня привлекал именно китайский — я два раза уезжал в китайские вузы, проучившись там в общей сложности полтора года. Экономику, политику, международные отношения я тогда не изучал, но чувствовал, что эта область знаний мне необходима, и стал искать магистратуру, в которой мог бы получить такую подготовку. Так я, собрав портфолио и пройдя собеседование, и оказался в Высшей школе экономики.

Я старался брать знания по максимуму, и думаю, у меня это получилось. Во всяком случае руководитель моей магистерской диссертации Алексей Маслов, когда прочитал ее (я писал о высшем образовании в Китае) сказал, что это одна из лучших работ по данной теме, которую он встречал. Она вызвала интерес также и в Аспирантской школе по образованию, и я получил два предложения по окончании магистратуры: от аспирантской школы в рамках их проектов по сотрудничеству с китайскими вузами и от индонезийского вуза, где я мог бы пройти обучение на программе в области PR и заниматься исследованиями. Я выбрал второй вариант, и теперь мне предстоит полтора года учебы и работы в London School of Public Relations в Джакарте. Дальнейшую свою карьеру я также связываю скорее с исследовательской деятельностью, чем с политикой и бизнесом.



Наталья Драчук, выпускница 2017 года

Поступив на магистерскую программу, я прошла обучение в Городском университете Гонконга по программе двух дипломов, защитилась в Вышке и вернулась в Гонконг уже для работы. Мое главное впечатление от учебы связано не столько с профессиональными аспектами, сколько с личностным ростом. Я столкнулась с другими подходами к обучению, другим форматом общения с преподавателями, смогла обрести уверенность, что любая точка зрения имеет право на существование при должных аргументах и что нет «правильного» и «неправильного» — есть просто «другое».

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.

Японский театр, танцы и каллиграфия: как прошел День востоковеда — 2022

День востоковеда — Oriental Crazy Day — традиционный праздник школы востоковедения, который проводится в Вышке уже восемь лет. На этот раз студенты-востоковеды учили гостей китайской каллиграфии, арабской вязи, йеменским танцам и оригами. А еще знакомили с театром кабуки и традиционными японскими барабанами.