• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке будут готовить аналитиков и управленцев в сфере социальной политики

©  Signature/istockphoto.com

В 2018 году в Высшей школе экономики открывается новая магистерская программа «Управление в социальной сфере». Здесь будут готовить многопрофильных специалистов по вопросам социальной политики. О программе рассказывает ее академический руководитель Юлия Лежнина.


Юлия Лежнина

От собеса к аналитике и управлению

В фокусе внимания новой магистерской программы — проблемы социальной политики и социального управления. Студенты будут изучать, как в целом можно управлять социально-экономической системой, чтобы, с одной стороны, справляться с такими проблемами, как бедность, дисбаланс на рынке труда, иммиграционные потоки и т.д., а с другой стороны, не просто «латать дыры», но задавать релевантный вектор развития и создавать инструменты позитивной социальной динамики. С самого начала они будут понимать, что государство — лишь один из игроков, и им надо уметь взаимодействовать не только с федеральными, региональными или муниципальными органами власти, но и с бизнесом, некоммерческими организациями, самим населением, различными коммьюнити.

Программа реализуется на базе Института социальной политики НИУ ВШЭ, который является одной из лидирующих экспертных и аналитических площадок в вопросах управления социальной сферой в России. Сотрудники Института принимают активное участие в разработке программ социальной поддержки, «дорожных карт», стратегий развития общественно значимых проектов страны и так далее.

Сегодня мы нередко сталкиваемся с тем, что социальная политика или управление в социальной сфере воспринимается как работа собеса, протягивающего руку помощи нуждающимся. Однако социальная политика не ограничивается купированием острых проблем населения, она распространяется еще дальше — на создание благоприятных условий, привлечение и организацию ресурсов для стимулирования общественного развития. Так, например, инвестирование в человеческий капитал страны, расстановка приоритетов и выбор траектории продвижения в этой области — один из центральных сюжетов для управления в социальной сфере.

В социальной сфере чаще всего неэффективно работать с отдельно взятой задачей, ведь все они тесно связаны друг с другом. Например, решая проблему бедности, имеет смысл обратить внимание на безработицу и вопросы регулирования рынка труда, в том числе путем стимулирования включения граждан в трудовую активность и их самостоятельное решение своих проблем и т.д. Выстраивание социальной политики — комплексный процесс, который базируется на понимании социально-экономической системы в целом, что требует особых компетенций. Но пока кадров с таким видением и умением анализировать социальную реальность среди тех, кто сегодня принимает решения и реализует социальные программы, не так много. Социальная сфера испытывает недостаток в специалистах новой формации, которые способны видеть в социальной политике инвестиционный инструмент, выполнять комплексную диагностику социально-экономических процессов и проблем как в стране в целом, так и в регионах, давать объективную оценку эффективности социально-экономических программ развития, разрабатывать рекомендации по их улучшению, проводить сравнительный анализ различных моделей социальной политики, не забывая и о международном опыте. И мы надеемся, что наши выпускники станут именно такими специалистами.

Образовательные траектории

Спектр профессиональной деятельности в социальной сфере крайне широк, и поэтому наша программа сконструирована таким образом, чтобы позволить сформировать  у студентов тот набор компетенций, который позволит им занять привлекающую именно их позицию — от аналитика до управленца. Мы предлагаем студентам вариативный учебный план и комплексный набор изучаемых дисциплин. Междисциплинарное образование на программе  включает в себя:

  • теоретическую подготовку и широкое видение социально-экономических процессов;
  • знакомство с технологиями управления в социальной политике;
  • получение навыков анализа релевантных данных социально-экономической сферы.

За счет того, что студенты могут выбирать различные объемы изучения дисциплин по этим трем векторам, и формируется содержательная дифференцированность итоговой подготовки.

Стратегическая составляющая

Первый блок образовательных курсов программы ориентирован на формирование «профессионального видения» — комплексного представления о функционировании социальных систем. Каждый управленец должен понимать, что любая социально-экономическая ситуация не замыкается исключительно на себя, проблема в одной сфере всегда связана с теми или иными процессами в смежных областях.

Хороший управленец, решая ту или иную задачу, всегда должен просчитать наперед, как его предложения отразятся на других сферах. Например, занимаясь пенсионной политикой, мы обдумываем возможность повышения пенсионного возраста для балансирования иждивенческой нагрузки на трудоспособное население, т.е. анализируем потенциал привлечения пенсионеров на рынок труда. И в этом случае мы столкнемся не только с расчетом экономии на пенсиях от этих мер, но и с вопросами качества человеческого капитала этих работников (знаний, здоровья и т.д.), их конкуренции за рабочие места с более молодыми специалистами, с тем, как эти процессы отразятся на конкурентоспособности экономики страны в целом. Нам также придется решать, готовы ли системы образования и здравоохранения поддержать запускаемый этой мерой вектор и т.д.

Современный управленец должен спрогнозировать последствия — равно как хороший врач должен диагностировать заболевание и продумывать ход лечения таким образом, чтобы как минимум не повредить соседние органы, а по возможности вылечить и их тоже. Именно такой комплексный подход к управлению в социальной сфере мы и будем формировать у своих студентов как определенное «профессиональное видение».

Инструментальная составляющая

Нашим выпускникам также важно разбираться в технологиях социальной поддержки и уметь применять конкретные механизмы и инструменты социальной политики, привлекая различных агентов — работодателей, некоммерческие организации, само население. Инструменты самые разные — системы страхования (пенсионное, медицинское и т.д.), налоговые льготы, натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, лекарства и так далее), служба бесплатной психологической поддержки… Какие именно механизмы могут пригодиться в решении той же проблемы занятости пожилого населения? Увеличение пенсионного возраста — это один инструмент, который надо уметь использовать. Создание стимулов для более продолжительной трудовой активности — изменение условий труда, социальных гарантий, корпоративные пенсионные схемы — это уже набор иных механизмов. А применяя те или иные инструменты, важно учитывать, что и работодателей надо стимулировать к найму или сохранению занятости пожилых работников, например, предусмотреть налоговые льготы.

Мы будем рады и экономистам, и социологам, и психологам, и социальным работникам

При этом специалист, который работает с инструментарием социальной политики, должен еще уметь обеспечивать ресурсы для реализации программ: знать, где брать деньги и как их тратить. Мы объясним нашим студентам, что у каждого инструмента есть свои ограничения, как финансовые, так и нормативные и культурные. Тот же вопрос доверия населения к социальной политике и ее субъектам оказывается очень значимым в социальной сфере. Например, при разработке механизмов стимулирования инвестиционной активности населения в отношении собственной старости или будущего образования детей необходимо помнить, что россияне за последние десятилетия видели целую череду кризисов и не уверены в завтрашнем дне. Будут ли они в этих условиях чувствительны к такой политике и где границы этой чувствительности?

Аналитическая составляющая

В рамках аналитического блока программы студенты получат представления о культуре работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами, которые необходимы для изучения и измерения социальных процессов и явлений, навыки «чтения цифровых данных» социального характера, их статистического анализа, прогнозирования их динамики, планирования мероприятий социальной политики и оценки их эффективности и т.д. Для разработки обоснованных предложений по выстраиванию социальной политики и принятию эффективных управленческих решений эти компетенции просто необходимы.

Где будут работать выпускники

Магистерская программа реализуется в Институте социальной политики НИУ ВШЭ. Мы ведем экспертную, консалтинговую, аналитическую работу в интересах как государственных, так и коммерческих структур и будем очень рады, если выпускники останутся работать у нас в Институте или будут сотрудничать с нами. Конечно, и в период обучения на программе двери Института для них всегда будут открыты. Выпускники программы, которые решат остаться в науке, смогут работать в любом академическом институте или аналитическом центре, чья деятельность сопряжена с проблематикой социального управления.

Однако в целом программа носит практико-ориентированный характер и готовит своих студентов к работе с реальными программами социальной политики, как на государственном уровне, так и в НКО и коммерческом секторе. После окончания обучения наши студенты будут интересны любой государственной структуре в сфере федерального, регионального и муниципального управления, а также востребованы как специалисты по вопросам социальной ответственности и социального развития в бизнесе, которое становится все более и более популярным направлением деятельности. Они также смогут работать и в международных организациях, таких, как Всемирный банк, который ведет большую аналитическую работу по социально-экономической проблематике.

Кого ждут на программе

Сама проблематика программы «Управление в социальной сфере» — междисциплинарная, поэтому мы будем рады и экономистам, и социологам, и психологам, и социальным работникам. Уверена, что студенты программы только выиграют от того, что внутри своей группы будут видеть разные, но при этом дополняющие взгляды на одни и те же проблемы. Это только ярче проявит необходимость комплексного подхода к изучению и управлению в социальной сфере. Одновременно с этим мы с первых же дней будем налаживать коммуникацию между студентами для выработки «единого языка», формирования общего понятийного аппарата и логики.

Также в начале учебы мы планируем проводить адаптационные курсы, например, по математике и статистике, чтобы у всех студентов был достаточный уровень знаний, необходимый для дальнейшего обучения по программе.

Программа реализуется на русском языке. Помимо бюджетных мест возможно и платное обучение, работникам социально значимых отраслей предоставляются скидки. Также предусмотрено одно платное место для иностранного студента. Вступительные испытания в магистратуру включают конкурсный отбор по портфолио. В его состав входят резюме, мотивационное письмо, описание предыдущего основного и дополнительного образования, профессиональной деятельности, академических и иных достижений. Подробнее с критериями оценки портфолио можно ознакомиться здесь

Вам также может быть интересно:

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

В НИУ ВШЭ прошла конференция, посвященная памяти Павла Романова

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ состоялась международная конференция «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства». Конференция была посвящена памяти основателя и главного редактора «Журнала исследований социальной политики», профессора НИУ ВШЭ Павла Романова (1964-2014). Участники мероприятия продолжили заложенную последним традицию социально-антропологических исследований профессий и социальной политики, и обсудили проблемы трансформаций профессионализма в контексте реформ социальной политики.

Экономику поддержит качество человеческого капитала

В условиях, когда сырьевая модель роста исчерпана, ключевым конкурентным преимуществом российской экономики становится качество человеческого капитала. Проблемы его накопления и инвестиции в эту сферу со стороны государства, бизнеса и граждан стали главной темой пленарной дискуссии «Приоритеты социальной политики», состоявшейся 7 апреля на XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» НИУ ВШЭ.

Бедность превращается из беды в вину

Бедность стала своеобразным клеймом для многих людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Опасаясь порицаний общества, они стараются скрывать свои проблемы и не дают возможности государству помочь им, отметила доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова в статье «Стыд и бедность: последствия для социальной политики».

Профессора НИУ ВШЭ награждены медалями

Профессора НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и Татьяна Малева награждены медалями Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) за научные исследования региональной экономики и социальной политики.

Не упустить возможность участия в глобальном разделении труда

На пленарном заседании «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов проанализировал взаимосвязи проблем социальной и инновационной политики с темами, которые обсуждались на первом пленарном заседании «Макроэкономика».

Модель выживания в России перестала быть массовой

На пленарном заседании «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ директор Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Лилия Овчарова рассказала, как изменились доходы и расходы домохозяйств в постсоветской России.

Социально нуждающихся выявит балльная система

Адресность становится приоритетом социальной политики российского государства. Объективные критерии нуждаемости представила старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Ирина Корчагина в докладе «Оценка нуждаемости домохозяйств в социальной защите».

Как обеспечить рост экономики

Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».

Журнал исследований социальной политики, №3, 2013

Вышел очередной номер Журнала исследований социальной политики (Т. 11, № 3, 2013).