• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

© Коллекция Essentials/ iStock

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Почему это важно?

До недавнего времени образованию в сфере комплексного транспортного планирования в нашей стране почти не уделялось внимание: ключевую роль этой специальности в развитии городов и в повышении качества жизни населения признали лишь в последнее десятилетие. Один из факторов, способствовавших такому признанию, — «тупик автомобилизации».

В России немало городов, где на тысячу жителей приходится лишь от 200 до 400 автомобилей, но и эти города стоят в пробках. А в городе, удобном для жизни, Livable City, мобильность жителей обеспечивается сбалансированной транспортной системой. Для создания таких систем требуется все больше специалистов по транспортному планированию, подготовленных в соответствии с мировыми стандартами.

Российские власти осознают необходимость развития городских транспортных систем. В 2014 году в Градостроительном кодексе была закреплена необходимость разработки городами дополнительного документа — программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. В 2017 году стартовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», направленный на развитие транспортных систем городов.

Восполнить пробел

В России нет программ высшего образования в сфере транспортного планирования в мировом понимании этого термина, отмечает Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование», и этот пробел необходимо восполнить.

В настоящее время в Российской Федерации ведётся подготовка специалистов лишь в отдельных сегментах транспортного планирования либо в смежных областях (например, строительство и эксплуатация автомобильных дорог, организация и безопасность движения, организация перевозок и управление на транспорте). Вопросы транспортного планирования затрагиваются также в образовательных программах в области градостроительства.

Специалистов по комплексному транспортному планированию практически не готовят — в этой сфере работают люди с инженерным или экономическим образованием, реже — математическим, управленческим или архитектурным, освоившие новую профессию «без отрыва от производства».

В то же время в ведущих зарубежных университетах учат транспортному планированию (Transport Planning) как междисциплинарной науке, делая акцент на планировании и обеспечении повседневной работы и развития транспортных систем городов и агломераций.

Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование»
Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование»
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

Чему будут учить?

Поскольку транспортное планирование — это комплексная предметная область, студенты новой магистерской программы НИУ ВШЭ будут изучать целый спектр дисциплин, имеющих отношение к транспорту и затрагивающих вопросы:

  • урбанистики,
  • экономики города,
  • землепользования,
  • экономики и эксплуатации различных видов транспорта,
  • организации дорожного движения и перевозок. 

Ключевые курсы программы связаны с актуальными проблемами транспортного планирования. Это мобильность населения, совместимая с сохранением культурно-исторической и природной среды, управление транспортным спросом, а также новейшие тенденции в развитии городского транспорта: концепция «мобильность как услуга», совместная мобильность, электромобильность и беспилотный транспорт.

Еще одна особенность программы — обучение навыкам транспортного моделирования и пространственного анализа, то есть применению IT-технологий для моделирования транспортных потоков и выбора эффективных решений по развитию транспортных систем. Студентов научат обрабатывать данные, необходимые для принятия решений в планировании и управлении транспортными системами городов и регионов.

Основу преподавательского состава составляют сотрудники Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского и Института экономики транспорта и транспортной политики, где реализуются прикладные проекты в области транспортного планирования. Студенты также получат возможность принимать участие в реализации этих проектов.

Где работать?

Выпускники магистерской программы будут востребованы прежде всего в проектных бюро и институтах, занимающихся транспортным и градостроительным планированием.

Кончева Елена Олеговна

Академический руководитель программы «Транспортное планирование»

В крупных городах России работают десятки компаний этого профиля, и практически все они испытывают дефицит специалистов по транспортному планированию.

Следующий сектор, где выпускникам будут рады, — государственные и муниципальные администрации, а также их подведомственные организации. Во многих городах и регионах гражданские сообщества формируют запрос на создание устойчивых городских транспортных систем, и власти не могут удовлетворить этот запрос, в том числе из-за кадрового дефицита.

Еще одна разновидность работодателей, которым нужны специалисты по транспортному планированию, — транспортные операторы. Благодаря недавним изменениям в законодательстве в решение городских проблем внедряются крупные компании.

Выпускники также смогут устроиться в банки, инвестирующие в развитие транспортной инфраструктуры, лизинговые компании, девелоперские компании — застройщики. Вопросы транспортного обеспечения территорий и их интеграции в городскую транспортную систему все сильнее влияют на стоимость жилья и коммерческой недвижимости в крупных городах.

Кого здесь ждут?

Магистерская программа «Транспортное планирование» рассчитана, прежде всего, на бакалавров (специалистов) с техническим, экономическо-управленческим, архитектурным образованием. Если же на программу поступают выпускники гуманитарных и социальных бакалаврских программ, им понадобится дополнительная подготовка по работе с данными, по математике и математической статистике. В целом же, отмечает Елена Кончева, студентам с разным бэкграундом будет создана среда равных возможностей — базовые знания можно будет восполнить за счет адаптационных дисциплин.

На программе открыто 20 бюджетных мест, предусмотрены также платные места, в том числе для иностранных абитуриентов.

С траекторией поступления можно ознакомиться здесь (одна из возможностей поступления — через олимпиаду НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, регистрация на нее идет до 4 марта) 

Вам также может быть интересно:

Бакалавриат Высшей школы экономики: траектория поступления

20 июня начинается прием документов в бакалавриат НИУ ВШЭ. Напоминаем об основных возможностях поступления в Вышку, ключевых датах и полезных для абитуриента информационных ресурсах.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

Химия, биология, городское планирование: первый набор в Вышке в этом году

В 2019 году Высшая школа экономики открывает прием на три новые бакалаврские программы — по химии, биологии и городскому планированию — на трех новых факультетах. Рассказываем, чему и как на них будут учить и какая карьера ожидает их выпускников.

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

5-летний бакалавриат по истории, целевой прием, социальные льготы: новости приемной кампании Вышки

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу приема в вузы. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что ждет абитуриентов в этом году, какие новые возможности и программы им предлагает Вышка и почему она открывает пятилетний бакалавриат по истории.

Как поступить в магистратуру по результатам олимпиад и конкурсов

Ученый совет ВШЭ утвердил порядок приема в магистратуру победителей и призеров олимпиад и конкурсов для студентов и выпускников. Для них установлены льготы при поступлении на бюджетные места, а также размеры скидок на платное обучение.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

«Материалы. Приборы. Нанотехнологии»: как поступить и чему учиться

Магистерская программа, готовящая специалистов по новым материалам и самым современным приборам, начинает набор 20 июня. Рассказываем, как организовано поступление, как обучение здесь связано с практикой и почему сюда едут учиться даже студенты из дальнего зарубежья.

«Успех будет, если вы серьезно отнесетесь к возможностям программы»

Диана Кабисова в 2015 году окончила магистерскую программу «Финансовый инжиниринг», а сейчас работает вице-президентом «УРАЛСИБ Private Bank», управляя инвестициями на сумму более 100 млн долларов. О том, как обучение на программе помогло ей построить карьеру, Диана рассказала порталу Вышки.