• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

© Коллекция Essentials/ iStock

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Почему это важно?

До недавнего времени образованию в сфере комплексного транспортного планирования в нашей стране почти не уделялось внимание: ключевую роль этой специальности в развитии городов и в повышении качества жизни населения признали лишь в последнее десятилетие. Один из факторов, способствовавших такому признанию, — «тупик автомобилизации».

В России немало городов, где на тысячу жителей приходится лишь от 200 до 400 автомобилей, но и эти города стоят в пробках. А в городе, удобном для жизни, Livable City, мобильность жителей обеспечивается сбалансированной транспортной системой. Для создания таких систем требуется все больше специалистов по транспортному планированию, подготовленных в соответствии с мировыми стандартами.

Российские власти осознают необходимость развития городских транспортных систем. В 2014 году в Градостроительном кодексе была закреплена необходимость разработки городами дополнительного документа — программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. В 2017 году стартовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», направленный на развитие транспортных систем городов.

Восполнить пробел

В России нет программ высшего образования в сфере транспортного планирования в мировом понимании этого термина, отмечает Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование», и этот пробел необходимо восполнить.

В настоящее время в Российской Федерации ведётся подготовка специалистов лишь в отдельных сегментах транспортного планирования либо в смежных областях (например, строительство и эксплуатация автомобильных дорог, организация и безопасность движения, организация перевозок и управление на транспорте). Вопросы транспортного планирования затрагиваются также в образовательных программах в области градостроительства.

Специалистов по комплексному транспортному планированию практически не готовят — в этой сфере работают люди с инженерным или экономическим образованием, реже — математическим, управленческим или архитектурным, освоившие новую профессию «без отрыва от производства».

В то же время в ведущих зарубежных университетах учат транспортному планированию (Transport Planning) как междисциплинарной науке, делая акцент на планировании и обеспечении повседневной работы и развития транспортных систем городов и агломераций.

Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование»
Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование»
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

Чему будут учить?

Поскольку транспортное планирование — это комплексная предметная область, студенты новой магистерской программы НИУ ВШЭ будут изучать целый спектр дисциплин, имеющих отношение к транспорту и затрагивающих вопросы:

  • урбанистики,
  • экономики города,
  • землепользования,
  • экономики и эксплуатации различных видов транспорта,
  • организации дорожного движения и перевозок. 

Ключевые курсы программы связаны с актуальными проблемами транспортного планирования. Это мобильность населения, совместимая с сохранением культурно-исторической и природной среды, управление транспортным спросом, а также новейшие тенденции в развитии городского транспорта: концепция «мобильность как услуга», совместная мобильность, электромобильность и беспилотный транспорт.

Еще одна особенность программы — обучение навыкам транспортного моделирования и пространственного анализа, то есть применению IT-технологий для моделирования транспортных потоков и выбора эффективных решений по развитию транспортных систем. Студентов научат обрабатывать данные, необходимые для принятия решений в планировании и управлении транспортными системами городов и регионов.

Основу преподавательского состава составляют сотрудники Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского и Института экономики транспорта и транспортной политики, где реализуются прикладные проекты в области транспортного планирования. Студенты также получат возможность принимать участие в реализации этих проектов.

Где работать?

Выпускники магистерской программы будут востребованы прежде всего в проектных бюро и институтах, занимающихся транспортным и градостроительным планированием.

Кончева Елена Олеговна

Академический руководитель программы «Транспортное планирование»

В крупных городах России работают десятки компаний этого профиля, и практически все они испытывают дефицит специалистов по транспортному планированию.

Следующий сектор, где выпускникам будут рады, — государственные и муниципальные администрации, а также их подведомственные организации. Во многих городах и регионах гражданские сообщества формируют запрос на создание устойчивых городских транспортных систем, и власти не могут удовлетворить этот запрос, в том числе из-за кадрового дефицита.

Еще одна разновидность работодателей, которым нужны специалисты по транспортному планированию, — транспортные операторы. Благодаря недавним изменениям в законодательстве в решение городских проблем внедряются крупные компании.

Выпускники также смогут устроиться в банки, инвестирующие в развитие транспортной инфраструктуры, лизинговые компании, девелоперские компании — застройщики. Вопросы транспортного обеспечения территорий и их интеграции в городскую транспортную систему все сильнее влияют на стоимость жилья и коммерческой недвижимости в крупных городах.

Кого здесь ждут?

Магистерская программа «Транспортное планирование» рассчитана, прежде всего, на бакалавров (специалистов) с техническим, экономическо-управленческим, архитектурным образованием. Если же на программу поступают выпускники гуманитарных и социальных бакалаврских программ, им понадобится дополнительная подготовка по работе с данными, по математике и математической статистике. В целом же, отмечает Елена Кончева, студентам с разным бэкграундом будет создана среда равных возможностей — базовые знания можно будет восполнить за счет адаптационных дисциплин.

На программе открыто 20 бюджетных мест, предусмотрены также платные места, в том числе для иностранных абитуриентов.

С траекторией поступления можно ознакомиться здесь (одна из возможностей поступления — через олимпиаду НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, регистрация на нее идет до 4 марта) 

Вам также может быть интересно:

Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу

Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.

Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска

Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.

«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»

Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.

ВШЭ разрабатывает мастер-план Нового Уренгоя

Междисциплинарный консорциум под лидерством НИУ ВШЭ разрабатывает мастер-план города Новый Уренгой — один из ключевых стратегических документов, определяющих вектор его развития до 2035 года. Над проектом работает команда из 38 экспертов в сфере урбанистики, архитектуры, образования, технологического роста и др.

«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»

В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.

Эксперты Вышки разработали инструмент измерения культурного капитала городов

Уровень культуры города и ее отдельных элементов трудно уловить и тем более измерить. Тем не менее такие измерения позволяют понять текущие проблемы жизни города и горожан и планировать ее развитие. Эксперты ВШЭ разработали Индекс культурного капитала городов (далее — ИККГ) с населением более 250 000 жителей и региональных центров, где отражены 25 показателей, объединенных в 5 групп, отражающих число заведений культуры, интенсивность культурной жизни, результаты заявок на гранты крупных проектов, качество академической и образовательной среды и коммуникаций. Лидерами рейтинга неожиданно стали не две столицы, а Петрозаводск, Белгород и Томск.

«Наука и практика, основанная на данных»: в НИУ ВШЭ начал работу форум урбанистов

Форум имени А.А. Высоковского на тему «Доказательная урбанистика: новые вызовы», организованный факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ, проводится 27–28 января. На открывающее пленарное заседание, состоявшееся в Центре культур, очно и онлайн зарегистрировалось около 1 тыс. человек из России, Китая, Турции, Беларуси и других стран. Ключевой новостью форума, которую сообщил ректор университета Никита Анисимов, стало предстоящее открытие Высшей архитектурной школы в составе НИУ ВШЭ.

«Город — комплексный организм, для принятия управленческих решений его элементы должны быть проанализированы»

27–28 января факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ проводит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: новые вызовы». Международное научно-экспертное мероприятие соберет исследователей, аналитиков и других специалистов, интересующихся вопросами городского и регионального развития.

В Шухов Лаб открылась выставка «Москва-2050»

В декабре Международной лаборатории экспериментального проектирования городов исполняется три года. К этой дате было приурочено открытие галереи, где представлены коллажи, посвященные будущему облику столицы. До конца этого года проект «Москва-2050» отправится в китайский Шэньчжэнь на биеннале архитектуры и урбанизма.

Абитуриентов привлекает цифра

Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».