• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Навыки «на кончиках пальцев»

В 2010 году в Высшей школе экономики была открыта магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О том, чему и как учат на программе, рассказывают научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова и студентка первого курса магистратуры факультета психологии Анна Горбунова.

— Какие возможности для профессиональной самореализации предоставляет слушателям магистерская программа «Измерения в психологии и образовании»?

Е. Карданова:

— Запросы рынка образовательных и интеллектуальных услуг в области измерений в нашей стране велики. Это связано с тем, что в России психометрика практически не развивалась, и пока очень мало специалистов, которые могут профессионально на высоком, сопоставимом с зарубежным, уровне работать в данной сфере. Если говорить о научном сообществе, то фактически в России не сформирована культура создания и использования измерительных процедур применительно к социальным и психологическим процессам. Наши же студенты активно задействованы в научных проектах, и не только в вышкинских, но и в международных, они самостоятельно проводят исследования, разрабатывают собственные инструменты психологического тестирования, адаптируют тесты при переводе на русский язык. Поэтому я смело говорю об уникальности программы, так как она готовит специалистов международного уровня, владеющих необходимой теорией и инструментарием для разработки, апробации, проведения и обработки результатов различных измерений.

Если говорить о конкретных сферах, где могут применить свои знания наши слушатели, то, во-первых, это образовательные исследования, связанные с разработкой инструментов измерения, с проверкой качества используемых тестов и существующих сегодня в России экзаменационных систем. Еще одна сфера – государственные и частные HR-структуры, где занимаются разработкой стандартов профессиональных квалификаций, измерением профессиональных компетенций и оценкой персонала.

— Анна, в каких проектах вы участвуете?

Анна Горбунова
Анна Горбунова
А. Горбунова:

— Мне интересна работа, связанная с анализом и оценкой компетенций. Один из проектов, который реализует сейчас Высшая школа экономики в области образования, посвящен оценке компетенций взрослых, это первое подобное исследование в нашей стране (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC). Я участвую в данном проекте на этапе подготовки и адаптации инструментария. Такая во многом техническая работа позволяет лучше понять логику исследования, увидеть его в целом. Как и многие студенты, участвую в проектах Центра оценки качества образования Российской академии образования. Академия, кстати, является нашим партнером по многим проектам и площадкой для практики. И еще одно направление работы, в которое вовлечена часть моих одногруппников, – это совместная с методическим управлением Вышки разработка и проведение тестирования студентов ВШЭ.

— В чем заключается сотрудничество студентов программы «Измерения в психологии и образовании» и методического управления ВШЭ?

Е. Карданова:

— Методическое управление Высшей школы экономики обратилось с просьбой о сотрудничестве в организации тестирования студентов бакалавриата. Студенты этой магистерской программы как будущие специалисты в области измерений в психологии и образовании могут помочь методическому управлению и одновременно получить практический опыт. На данный момент наши студенты помогают преподавателям университета разрабатывать тесты и тестировать тестами ФЭПО и АСТ. Также они помогают обрабатывать полученные в результате тестирования данные, интерпретировать их, оценивать как сами задания, так и успешность освоения студентами того или иного курса.

Решаемые нашими студентами задачи разнообразны, это и статистический анализ результатов, анализ психометрических свойств заданий и всего теста в целом, выработка рекомендаций по улучшению качества заданий, по системе оценивания тестируемых и прочее.

— Какие проблемы наиболее актуальны для специалиста в области измерений?

Е. Карданова:

— Перед исследователем в области измерений неизбежно встают вопросы, связанные с выбором адекватной модели тестирования, с установлением проходных баллов (пороговых оценок) при проведении тестирования, с делением участников на группы, существенно отличающиеся по уровню подготовки или развития, и многие другие. Я давно уже работаю в этой области и знаю, какова ситуация в сфере педагогического, психологического, а также профориентационного тестирования и тестирования персонала. Например, часто используются зарубежные тесты без их адаптации. Профессионал в области измерений должен понимать, какие исследования надо провести, чтобы результаты были валидными и чтобы инструмент можно было использовать для тех целей, для которых он был предназначен изначально.

— Что, на ваш взгляд, привлекает выпускников разных специальностей на программу?

Е. Карданова:

— Программа не простая, на ней сложно, но интересно учиться. Она перспективна, это единственная программа в России, ориентированная на подготовку специалистов в области педагогических и психологических измерений. Востребованность таких специалистов очень большая, и она будет только расти. Любая деятельность может быть приведена к показателям, которые можно надежно, достоверно измерить. Мы вкладываем в руки наших студентов инструменты измерений. Для обработки данных тестирования закуплено несколько компьютерных программ – Winsteps, Parscale, ConQuest. Программа для анализа данных тестирования в рамках классической теории нам была предоставлена нашим партнером – Массачусетским университетом.

— Выпускники каких факультетов идут на программу «Измерения в психологии и образовании»? Какие требования предъявляются к слушателям?

Е. Карданова:

— Одно из важнейших требований к студентам – знание английского языка, потому что, к сожалению, почти вся литература на английском, все крупнейшие мировые школы в области измерений находятся за рубежом. Осенью к нам приезжал профессор Рон Хамблтон из Массачусетского университета с курсом лекций по основам классической теории тестирования и современной теории тестирования IRT (Item Response Theory). Студенты слушали лекции без перевода.

В названии программы присутствует слово измерения, поэтому не сложно догадаться, что учебный план включает дисциплины, связанные с математикой и статистикой, но это не значит, что программа рассчитана на математиков. Большую часть набора прошлого года составили выпускники психологических факультетов. Я читаю курс «Психометрические теории и анализ тестовых заданий», и он, возможно, должен вызвать страх у гуманитариев. Но практика показывает, что эти страхи безосновательны, курс успешно осваивается студентами, мы используем профессиональные компьютерные программы, готовые провести все необходимые вычисления, требуется лишь понимать формулы, знать, когда и какую использовать, уметь интерпретировать результаты.

А. Горбунова:

— По первому образованию я социальный психолог, окончила Омский государственный университет имени Достоевского. Мне нравится моя специальность, но когда я оканчивала вуз, у меня было ощущение, что знания есть, а навыков нет. Магистратура – это возможность получить навыки «на кончиках пальцев», и на данную программу я пришла именно за этим. Сейчас я осознаю, для чего нужна математика, и какие технологические проблемы существуют в психологических измерениях. Да, это трудно, намного приятнее читать и рассуждать, но зато я вижу реальный продукт своей работы и знаю, что полученные навыки смогу применить к задачам любого характера. Насколько мне известно, все наши ребята работают – участвуют в тех или иных проектах. А когда ты включен в проект, то видишь, как на практике «работает» теория. И это помогает и теорию осваивать, и овладевать инструментарием.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.